Линейный электрический двигатель
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик iii792510 (61 ) Допол н и тел ьное к а вт. с вид-ву (22) Заявлено 21.09. 78 (21) 2664487/24-07 с присоединением заявки J% (51)M. Кл.
Н 02 К 41/02
Государственный комитет (23) Приоритет
II0 делан изабретений и открытий
Опубликовано 30.12.80, Бюллетень Ле 48 (53) УДК 621.313..282 (088.8) Дата опубликования описания 30.12. 80
В.И. Артеменко, B.Т. Беликов, А.Q. Ивлев, И.В. Меркулов, М.П. Рашкович, B.Т. Фидель, Б.И. Шкловский и М.Б. Бондарь (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретенге относится к электромашиностроению и может быть использовано в приводах возвратно-поступательного и прямолинейного перемещений металлообрабатывающих станков с широким диапазоном регулирования скорости при срав5 нительно больших перемещениях рабочего органа.
Известен линейный электрйческий двигатель постоянного тока, содержащий ин1О дуктор и якорь (11.
Недостатком двигателя является увеличение расхода активных материалов либо
15 на обмотку индуктора, либо на обмотку чкоря при увеличении хода двигателя.
Известен также линейный электрический двигатель, содержащий П-образную ферромагнитную станину, на противоположных сторонах которой размещены друг про. тнв друга полюсные сердечники с обмоткой возбуждения и рабочей обмоткой, и под2 вижную часчъ,содержащую ферромагнитные сердечники, закрепленные на немагнитной полосе, которые в направлении движения имеют длину, равную полюсному делению, и расположенные друг от друга на расстоянии, равном (, (2).
Однако этот двигатель имеет существенный недоотаток, выражающийся в том, чго в этом случае действует сильное гродольное поле реакпии якоря Ф„, создаваемое токами лобовых частей той стороны рабочей обмотки, ко юрая заключена внутри магнитопровода неподвижной части, Магнитные потоки этих лобовых частей Ф замыкаются полностью по пути основного потока Фо и изменяются прн движении от нуля до максимального значения с частотой, определяемой отношением длины хода к удвоенному полкт оному делению. Это вызывает значительные пульсадии тягового усилия двигателя, особенно существенно в зоне низких скорОстей»
3 7925
Белью изобретения является увеличение равномерности движения линейного двигателя.
Эта цель достигается тем, что ферромагнитные сердечники подвижной части выпол5 иены скошенными и противоположные грани сердечников, прилегающих к полюсным сердечникам станины, сдвинуты друг относительно друга на полюсное.деление, а крайние полюсные сердечники станины IO сн абжены ферромагнитными приставками длиной
На фиг. 1 изображена конструктивная схема предлагаемого линейного двигате- 15 ля, продольный разрез, на фиг. 2 — конструктивная схема предлагаемого линейного двигателя, поперечный разрез, на фиг. 3 — элемент подвижной части с поперечным сечением в виде параллелограм- 20 ма; на фиг. 4 и 5 — конструкции элементов подвижной части двигателя с уменьшенным потоком рассеяния. ,Магнитопровод неподвижной части этого двигателя 1 выполняется в виде -o6- 25 разного сердечника, на котором укреплены ферромагнитные сердечники полюсов
2, несущие обмотки возбуждения 3 и якорные обмотки 4. Подвижный элемент двигателя состоит из ферромагнитных сердечни- ы ков 5 шириной, равной полюсному делению
Т, и установленных друг от друга через промежутки также равные
Необходимым условием отсутствия потока реакции якоря являются противополож-35 ные направления якорных токов на противолежащих участках неподвижных магниToIIpoBoIIGB ЙпинОй, равной L . ЭтО gocтигается тем, что призматические ферромагнитные сердечники 5 подвижной части имеют поперечные сечения в виде параллелограммов, стороны которых, обращенные к поверхностям активной части статора, ::меит сдвиг, равный полюсному делению
С;;я создания электромагнитного уси- 45 ..,1-ерромагнитными сердечниками 5, находк,:лися в крайних зонах межполюсно::,О и,.:.. транства, и получения постоянного значения величины магнитной индукции в рабочем воздушном зазоре линейного дви50 гателя, крайние элементы статора дополнены ферромагнитными приставками 6 каждая длинОй равнОй
Ферромагнитные призматические сердечникии 5 обьединены конструктивно немаг 5 нитной полосой 7 со столом металлообрабатывающего станка 8.
Если выполнить поперечное сечение призмы, например, в соответствии с фиг.
10 4
4, т.е. добавить четыре грани высотой
10 д, которые перпендикулярны плоскостям полюсных наконечников, то расчеты показывают значительное уменьшение потока рассеяния(6 — односторонний зазор между магнитопроводами неподвижной и подвижной ч асти }.
Аналогичный эффект достигается и при форме поперечного сечения призмы, показанной на фиг. 5. Очевидно, что если условия встраивания двигателя в спинку металлообрабатывающего станка позволяет увеличить расстояние между полюсами больше О, 6 с, то растет угол наклона боковой грани призмы и поток рассеяния ум епьш а ется.
Преллагаемый двигатель работает сле.дующим образом.
При принятых на фиг. 1 направлениях токов якорной обмотки 4 и основного ма нитного потока ФОферромагнитное усилие, возникающее в соответствии с законом
Био-савара-Лапласа, направлено вправо для элементов неподвижной части и влево для ферромагнитных призм.
Под действием этого усилия подвижная часть линейного двигателя начинает перемещаться влево. Электромеханический или полупроводниковый коммутатор переключает ток в секпиях обмотки 4 якоря таким образом, чтобы в проводниках статора нахадящихся в данный момент против акчивных сторон ферромагнитных сердечников 5 подвижной части, протекал ток Одного и того же направления (при движении в одну сторону).
Следует отметить, что конструкция предлагаемого линейного двигателя предпочтительна при использовании его с полупроводниковым коммутатором, так как подвижная часть без обмоток не требует соединитель-. ных проводников, т.е. отсутствует перемещающийся вместе с подвижной частью гибкий кабель, наличие которого неизбежно в случае подвижной части, несущей якорную обмотку.
Формула изобретения
Линейный электрический двигатель, содержащий П-образную ферромагнитную станину, на противоположных сторонах которой размещены друг против друга полюсные сердечники и обмоткой возбуждения и рабочей обмоткой, и подвижную часть, содержащую ферромагнитные сердечники, закрепленные на немагнитной полосе, которые в
7925 направлении движения имеют длину, равную полюсному делению и, и расположенные друг от друга на расстоянии, равном 4, о т л и ч а ю m и и с я тем, что, с целью увеличения равномерности движения, ферромагнитные сердечники подвижной час ти выполнены скошенными и противоположные грани сердечников, прилегающих к полюсным сердечникам станины, сдвинуты друг относительно друга на полюсное
10 6 деление Г, а крайние полюсные сердеч-, ники станины снабжены ферромагнитными приставками длиной
Источники информаиии, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Великобритании ¹ 1207232., кл. Н 02 К 41/02, Н 2А, 1970.
ЮАНИ. Srhweiz. аЯЕМ айасМ.ver"., 1972, 63, ¹ 23, с. 1338-1344. (Риг. g
Э 9 7
792510
Фиг. Г
Составитель С. Венгржановская
Тех ед >.Маточка кто 3. Ходакова
Подписное филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 9596/61 Тираж 783
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
13035 осква -35 Ра к я наб 4 5