Устройство для стопорения пово-ротного механизма

 

аоасотсэ тЯ

ИА "; и.:-":."! -."г СИ и и;-с А

Саюа Советских

Социалистических

Е щ79469!

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.01.79 (21) 2714825/18-09 (51) М. Кл.

Н 01 1/18 с присоединением заявки №вЂ”

Гасударственный комитет

СССР (23) П риоритет— ло делам изобретений и открытий

Опубликовано 07.01.81 Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 07.01.81 (53) УДК 621.396.677 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. С. Ермолаев, Д. A. Чижиков и А. 3. Шапиро (71) Заявитель,(54) УСТРОACTBО ДЛЯ СТОПОРЕН ИЯ ПОВОРОТНОГО МЕХАН ИЗМА Изобретение относится к машиностроению, может использоваться для стопорения крупногабаритных радиотелескопов.

Известно устройство для стопорения поворотного механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки (1) .

Однако известное устройство для стопорения поворотного механизма имеет низкую надежность.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

Для этого в устройстве, имеющем неподвижную и подвижную части, содержащем каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводящие площадки, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.

На фиг, 1 изображено устройство для стопорения поворотного механизма; на фиг.— вид А фиг. 1; на„,фиг. 3 — разрез Б — Б фиг. 1; на фиг. 4 — общий вид устройства.

Устройство в неподвижной его части содержит каретку 1 с направляющими 2 — 5 и

5 стопорящими 6 и 7 роликами, приводом 8 поступательного перемещения каретки 1 в направляющих 9 и взводящие площадки 10 для взвода подпружиненных клиновидных стопоров 11 с пружиной 12, расположенто ные в плоскости, перпендикулярной направлению перемещения каретки 1. Ролики выполнены с осями, плавающими в пазах 13 каретки 1, причем ролики 2, 5, 6 и 3, 4, 7 разls несены по высоте. На направляющих 9 выполнены выступы 14, фиксирующие положение роликов 2 — 5 в застопоренном положении. Стопоры 11 снабжены фиксаторами 15 в виде двуплечих рычагов, ко20 торые поджимаются пружинами 16. На подвижной части поворотного механизма выполнен паз 17 с выступами 18.

Устройство работает следующим образом.

После остановки машины с заданной точ25 ностью включается привод 8, который передвигает каретку 1 по направляющим 9 в зону паза 17 подвижной части. При этом между роликами 6, 7 и стопорами 11, взведенными на фиксаторы 15, и пазом 17 осзо тается гарантированный зазор, и каретка 1 перемещается без усилия. После того как

794691 каретка 1 входит в зону расположения паза 17, рычаги фиксаторов 15 свободными концами упираются в дно паза 17, поворачиваются, и освобождаются стопоры 11. Под действием пружины 12 стопоры 11, пере- 5 мешаясь, выбирают зазор между кареткой, роликами 6, 7 и пазом 17 подвижной части.

Обратное перемешение стопоров 11 под действием сил реакции невозможно, так как стопоры 11 выполнены в виде клиньев с 10 углом клина, равным углу самоторможения, а силы реакции действуют в направлении, перпендикулярном плоскостям стопоров 11, с которыми контактируют ролики 6, 7.

Застопоренные ролики занимают вполне 15 определенное положение, так как с одной стороны оси роликов упираются в торцы пазов 13, а с другой стороны сами ролики упираются в выступы 14 направляющих 9 и в выступы 18 паза 15. 20

При расстопорении каретка 1 выкатывается на роликах из паза 17, при этом ролики катятся между двумя плоскостями; ролики 6, 7 — между плоскостями стопоров 11 и боковыми поверхностями паза 17, а роли- 26 ки 2 — 5 — между направляющими 9 каретки 1 и направляющими роликов на неподвижной части устройства. После того как ролики 6, 7 скатываются со стопоров 11, стопоры 11 входят в зону расположения з0 взводящих площадок 10, расположенных вдоль направления движения каретки 1, под углом к стопорам 11.

При дальнейшем перемещении каретки 1 она выходит из зоны расположения подвиж- зs ной части поворотного механизма, а стопоры 11 взводятся и ставятся на фиксаторы 13.

Таким образом, за счет того, что оси роликов установлены с возможностью перемещения в пазах 13 каретки 1, а стопоры 11 40 расположены на каретке между роликами, обеспечивается возможность повторного стопорения без поворота подвижной части.

Н агрузки, возникающие при работе поворотного механизма, в отличие от извест- 46 ного устройства, передаются не на подшипники роликов и оси подшипников, а непосредственно через поверхности качения роликов на стопоры 11, при этом оси роликов полностью разгружены, так как имеют возможность свободно перемещаться в пазах 13 каретки 1.

Это позволило исключить из устройства подшипниковые узлы, т. е. упростить конструкцию роликов, а следовательно, и устройство в целом, в результате чего повышается его надежность. Выполнение фиксаторов 15, стопоров 11 в виде двуплечих рычагов, взаимодействующих при стопорении с поверхностью паза 17 подвижной части, позволило исключить элементы кинематической связи между фиксаторами стопоров и кареткой. Это также упрощает конструкцию устройства, ведет к уменьшению

его габаритов.

Кроме того, известно, что допустимая нагрузка, воспринимаемая телом качения, пропорциональна его радиусу, поэтому диаметр ролика с подшипником качения, при одной и той же нагрузке, в 4 раза больше, чем размеры ролика с плавающей осью. За счет этого в известном устройстве значительно уменьшены габариты роликов (диаметры роликов в 4 раза, а высота роликов в

1,5 раза).

Формула изобретения

Устройство для стопорения поворотного

Механизма, имеющего неподвижную и подвижную части, содержащее каретку с роликами, установленную в направляющих на неподвижной части, привод каретки, подпружиненные клиновидные стопоры, расположенные перпендикулярно перемещению каретки, фиксаторы и взводя щие площадки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения его надежности, ролики установлены с возможностью перемещения относительно каретки, а подпружиненные клиновидные стопоры и фиксаторы установлены на каретке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство С СР по заявке № 2690149/18-09, кл. Н 01 1/18, 1978.

794691

Дуда 05фиуто

Фиг. 2

ФЫ. 4

Составитель Н. Пантелеева

Редактор Г. Петрова Техред Л. Куклина Корректоры: А. Галахова и 3. Тарасова

Заказ 47/15,Изд. № 148 Тираж 634 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для стопорения пово-ротного механизма Устройство для стопорения пово-ротного механизма Устройство для стопорения пово-ротного механизма 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам приема радио- и телевизионных сигналов, располагаемых на подвижных носителях

Изобретение относится к области радиоэлектронного оборудования, в частности к антенным постам и приборам судовой радиоэлектронной аппаратуры (РЭА), требующей для своего нормального функционирования стабилизации на качке

Изобретение относится к радиоэлектронному оборудованию, в частности к антенным постам судового и корабельного радиоэлектронного оборудования

Изобретение относится к области радиолокации, в частности к корабельным радиолокационным станциям, и может использоваться для обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах сопровождения целей

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано для стабилизации антенн, установленных на подвижных объектах

Изобретение относится к области радиоэлектронного оборудования и может быть использовано в приборах судовой радиоэлектронной аппаратуры, требующей для своего нормального функционирования стабилизации при бортовой и килевой качке под действием силы земного притяжения

Изобретение относится к области антенной техники, а более конкретно к устройствам для стабилизации всенаправленных антенн, имеющих диаграмму направленности по азимуту 360° и 90° по углу места, установленных как на подвижных объектах, в том числе морских средствах, так и стационарно

Изобретение относится к системе автоматической идентификации подвижных железнодорожных средств
Наверх