Гиродвигатель

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (1>8О2785 (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 06. 04. 79 (21) 2755917/40-23 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Опубликовано 07.02.81.Бюллетень ¹ 5

Дата опубликования описания 08. 02. 81 (51) w. кл.

G 01 С 19/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 5З1. .767.7(088.8) В.M. Суминов, Е.A. Перель, Д.Н. Козлов, В.И. Акилин, В.В. Антошин и С.П. Ермилов (72) Авторы изобретения

Московский авиационный технологический институт им. К.Э. Циолковского (71) Заявитель (54) ГИРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к гироскбпическому приборостроению и, в частности, к конструкции гиродвигателя с клеевым соединением элементов.

Известен гиродвигатель с клеевым соединением элементов, содержащий наружный ротор, внутренний статор, выпуклые фланцы ишарикоподшипники (1).

Недостатком известной конструкции гиродвигателя является нестабильность величины предварительного осевого натяга и динамической неуравновешенности при больших скоростях вращения ротора.

Из известных конструкций наиболее близким к изобретению по технической сущности является гиродвигатель: с клеевым соединением элементов

ГМА-О, 5НК, выполненный по Ту 20

9У2561001ТУ,содержащий наружный ротор, внутренний статор, выпуклые фланцы и шарикоподшипники (2 1.

В существующей конструкции под действием растягивающих радиальных 25 сил, возникающих в результате раскрытия ротора, происходит осевое сме-. щение фланцев и увеличение нормальных и касательных напряжений в клеевом слое, обеспечивающем сопряжение З0

"фланец-poTop". В результате уменьшается осевая нагрузка и наблюдается деформация и микроползучесть клеевого слоя, уменьшается угловая жесткость крепления ротора.

Следствием указанных процессов является повышенный износ шарикоподшипниковых опор, увеличение динамической Неуравновешенности и возникновение угловых автоколебаний ротора.

Цель изобретения — обеспечение стабильности осевого натяга и динамической неуравновешенности при действии центробежных сил.

Для этого в известном гиродвигателе с клеевым соединением элементов по цилиндрическим сопрягаемым поверхностям, содержащем внутренний статор, наружный ротор, выпуклые фланцы и шарикоподшипники, крепление фланцев с ротором выполнено по наружной поверхности ротора и профиль фланцев в осевом сечении содержит вогнутый участок, расположенный ниже линии действия растягивающих радиальных сил и прилегающий к месту крепления фланцев с ротором.

802785

30

На чертеже схематически изображен предлагаемый гиродвигатель.

Гиродвигатель содержит внутренний статор 1, наружный ротор 2, фланцы 3 и шарикоподшипники 4. Соединение фланцев 3 с ротором 2 и шарикоподшипниками 4> Соединение шарикоподшипников 4 со статором 1 осуществляется при помощи клея по сопрягаемым цилиндрическим поверхностям. Крепление фланцев 3 с ротором 2 выпол— нено по наружной поверхности ротора.

Фланцы 3 в осевом сечении содержат два сопряженных участка с различнымь. знаками кривизны относительно линии действия растягивающих радиальных сил, причем участок, прилегающий к месту сопряжения фланцев с ротором, выполнен вогнутым, а участок, прилегающий к месту сопряжения фланцев с наружными кольцами шарикоподшипников, выполнен выпуклым.

Гиродвигатель работает следующим образом.

При вращении ротора гиродвигателя под действием центробежных сил будет наблюдаться его деформация. В результате деформации ротора возникают радиальные силы, приложенные к фланцам. В предложенной конструкции за счет крепления фланцев с ротором по наружной поверхности ротора клеевой слой в соединении будет испытывать сжимающие нагрузки, что улучшает условия работы клеевого соединенияг уменьшается деформация и микроползучесть. В свою очередь, не возрастает динамическая неуравновешенность и создаются условия для сохранения неизменной угловой жесткости крепления ротора.

За счет выполнения профиля фланцев с двумя участками с различными знаками кривизны относительно действия растягивающих радиальных сил .будет наблюдаться взаимно противоположная деформация двух сопряженных участков фланцев. В результате уменьшается и может быть полностью скомпенсировано перемещение наружных колец шарнкоподшипников относительно внутренних, что приводит к стабилизации осевой нагрузки и динамической неуравновешенности.

Применение в конструкции гиродвигателя с клеевым соединением элементов фланцев, профиль которых содержит вогнутый участок, расположенный ниже линии действия растягивающих радиальных сил, и закрепленных с ротором по его наружной поверхности, позволяет увеличить точность и ресурс работы гиродвигателя.

Формула изобретения

Гиродвигатель с клеевым соединением элементов по цилиндрическим сопрягаемым поверхностям, содержащий внутренний статор, наружный ротор, выпуклые фланцы и шарикоподшипники,. отличающийся тем, что, с целью обеспечения стабильности осевого натяга и динамической неуравновешенности при действии центробежных сил, крепление фланцев с ротором выполнено по наружной поверхности ротора и профиль фланцев в осевом сечении содержит вогнутый участок, при этом вогнутый участок расположен ниже линии действия растягивающих радиальных сил и прилегает к месту крепления фланцев с ротором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сломянский Г.A. Детали и узлы гироскопических приборов. Атлас конструкций, М., "Машиностроение, 1975, с. 89. рис. 8.5.

2. Гиродвигатель ГМА-0,5 НК

ТУ 9925б1001ТУ (прототип).

802785

Составитель A. Ульяненко

Редактор T. Клюкина Тех ед A. A< Ко екто С. Шекмар

Заказ 10600 53 Тираж 653 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гиродвигатель Гиродвигатель Гиродвигатель 

 

Похожие патенты:

Гироузел // 469886

Изобретение относится к области навигации, а более конкретно, к устройству гидродвигателей, и, в частности, к магнитоэлектрическим двигателям 2(МЭД) гироскопа

Изобретение относится к авиации, морским средствам и наземным транспортным средствам с двигателем, а именно к устройствам, обеспечивающим возможность ориентации платформы

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к приборам ориентации, навигации и систем управления подвижных объектов, и предназначено для измерения угловой скорости в этих системах

Изобретение относится к области приборостроения систем автоматизации и механизации производства
Наверх