Устройство для контроля резьбырезьбовыми калибрами
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Респубпии
3 (51)М. Кл. О 01 В 3/48 с присоединениеи заявки № Гееудврстевииый кемитет СССР нв делам наебретеиий н открытий (23) Приоритет (53) УДК 531.7 17. ° 1 5(088.8) Опубликовано 1 5.03.8 1 ° Бюллетень ¹10 Дата опубликования описания 20.03.81 (72) Авторы изобретения В. ф. Лысак, В. Е. Беляев, Ю. С. Панов, В. и С. А. Кучинский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗЬБЫ РЕЗЬБОВЫМИ КЛЛИБРАМ И Изобретение относится к измеритель-! ной технике, а именно, к устройствам для механизации контроля резьбы резьбовыми калибрами. Известно устройство для контроля . резьбы реэьбовыми калибрами, в котором измерительный узел выполнен в виде кольцевого корпуса с внутренней эластичной диафрагмой, в центре которой установлена обойма с контрольным калибром t,1 . Однако такое устройство не позволяет регулировать усилие ввинчивания калибра и не обеспечивает ему достаточной свободы перемещения, что ограничивает возможность применения устройства при значительной несоосности контролируемой поверхности и калибра. Известно устройство для контроля резьбы реэьбовыми калибрами, содержащее корпус, установленный в корпусе плавающий шпиндель с шаровым шарниром на конце, несущий контрольный калибр, реверсивный привод вращения шпин деля, механизм. центрирования шпинделя, механизм регулирования крутя цего момента и механизм управления циклом контроля (21. 5. Однако в этом устройстве механизм регулирования крутящего момента выполнен в виде фрпкционной муфты, которая при заклинивании калибра в проверяемом изделии не обладает способностью изменить условия свинчивания за счет осевых вибраций в сопрягаемой паре. Механизм центрирования шпинделя в устройстве выполнен в виде двух шаровых шарниров, расположенных на концах шпинделя, при этом один из шарниров позволяет отклоняться непосредственно шпинделю, а второй — калибру. Такая конструкция позволяет компенсировать несоосность контролируемой поверхности и калибра, однако в начальный момент ввинчивания возникает закусывание калибра, повышаются усилия, воздействующие на калибр, снижается.. надежность контроля. 813117 Цель изобретения — повышение надежности контроля. Укаэанная цель достигается тем, что механизм. центрирования шпинделя выполнен в виде подпружиненных штифтов, расположенных в двух сечениях по длине шпинделя равномерно по профилю сечения, а механизм регулирования крутяшего момента выполнен в виде зубчатой муфты с торцовым зацеплением полумуфт и имеет регулируемый упругий элемент их прижатия. На фиг. 1 изображено устройство для контроля резьбы резьбовыми .. калибрами, общий вид, на фиг. 2 — то же, в разрезе; на фиг. 3 — то же, со сторо ны резьбового калибра.! Устройство содержит корпус 1, внутри которого установлен плавающий шпиндель 2 с шаровым шарниром 3 на конце. 2о Контрольный калибр 4 крепится на другом конце шпинделя 2 посредством шомпола 5. Механизм регулирования крутящего . момента содержит ведомую зубчатую полумуфту 6, неподвижно закрепленную т5 на шпинделе 2, входящую в:торцовое зацепление с ведущей полумуфтой. 7. Необходимая величина крутящего момента обеспечивается пружиной 8, расположен ной внутри корпуса ведущей полумуфты 7, и регулировочной гайкой 9. Внутри корпуса 1 вращается обойма 10, связанная через механизм 11 с реверсив ным приводом. 12 вращения шпинделя 2. Механизм центрирования шпинделя выполнен в виде подпружиненных штифтов 13, расположенных в двух сечениях по длине шпинделя 2 равномерно по профилю сечения, например под углом 120.: Штифты 13 проходят через отверстия в обойме 10 и взаимодействуют одним концом с внутренней поверхностью корпуса 1, а другим — через пружину 14 с ведушей полумуфтой 7.Шпиндель 2 подпружинен в осевом направлении пружиной 15. Шаровой шарнир 3 взаимо-45 действует с упорной шайбой 16, которая опирается на выступы внутренней поверхности обоймы 10. Вращение от обоймы 10 на ведущую полумуфту 7 передается через свободное в осевом и радиальном направлении контактное зацеплеwe, выполненное в виде равномерно расположенных по сечению выступов 17 на наружной поверхности ведущей полумуфты 7 и ограничительных упоров 18 на обойме 10. Механизм управления циклом контроля включает пульт управлении с электрошкафом, механизм прижима и центрирования (не показаны) контролируемого изделия 19 к упору 20, пневмоцилиндр 21 осевого перемещения каретки 22, расположенной на станине 23. Возврат каретки 22 в исходное положение осуществляется пружиной 24, а ход ее осевого перемещения регулируется упором 25. Устройство работает следующим образом. Контролируемое изделие 19 из валового потока поступает на контрольную позицию, замыкает конечный выключатель (не показан) и пневмоцилиндр 21 перемешает по станине 23 каретку 22 влево. В это же время осуществляется прижим изделия к упору 20 и его центрирование. Вместе с кареткой 22 перемешается корпус 1 с механизмами центрирования и регулирования крутящего момента, а также механизм 11 и реверсивный привод 12. Этот же конечный выключатель подает команду на вклкнениереверсивного привода 12. Or обоймы 10, соединенной с механизмом ll, вращение через подвижное контактное зацепление (выступы 17 и ограничительные упоры 18) передается на ведущую 7 и ведомую 6 зубчатые полумуфты, а от них на шпиндель . 2 с контрольным калибром 4. Если ось контролируемого изделия совпадает с осью калибра 4, процесс контроля не представляет собой сложности. Пневмоцилиндр 21 перемещает каретку 22 до зацепления калибра 4 с контролируемой резьбой. После зацепления дальнейшее осевое перемещение осуществляется контролируемой резьбой через контрольный калибр 4, причем и начальный момент, когда калибр 4 ищет эаходной виток, шпиндель 2 с зубЧатыми полумуфтами 6 и 7 перемещается вправо, при этом пружина 15 сжимается и создает небольuioe осевое усилие на калибр 4. Шаровой шарнир 3 с упорной шайбой 16 отходит от выступов обоймы 10 и освобождает задний конец шпинделя 2, что позволяет последнему самоустанавливаться относительно контролируемой резьбы. Процесс контроля значительно усложняется в случае, когда ось калибра 4 и контролируемой резьбы смещены или наклонены друг к другу. При свинчивании калибра 4 со смещенной или наклонной резьбой в ней возникают усилии, которые передаются на шпиндель 2. Так как шпиндель лодпружинен по всей длине, для его перемещения требуется небойьшое 813 усилие. Если калибр 4 опускается вниз, то задний конец шпинделя 2 поднимается вверх. Упорная шайба 16 поворачивается по шаровому шарниру 3 так, что находится при свинчивании калибра 4 в постоянном контакте с выступами на внутренней поверхности обоймы 10 и удерживает задний конец шпинделя 2 в заданном положении. По всей длине шпиндель 2 удерживается штифтами 13 и пружинами 14, которые при отклонении оси контролируемой резьбы сжимаются или растягиваются в зависимости or положения, занимаемого шпинделем 2 вместе с зубчатыми полумуфтами 6 и 7. Вращение от обоймы 10 к ведущей зубчатой полумуфте .7 передается через подвижное контактное зацепление. Между выступами 17 и ограничительными упорами 18 имеются зазоры, величина которых определяет осевое и радиальное перемещение шпинделя 2 с контрольным калибром 4. После свинчивания калибра 4 до упора (на всю глубину резьбы или в случае закусывания калибра) шпиндель 2 вместе с ведомой зубчатой полумуфтой 6 останавливается, а ведущая полумуфта 7 продолжает вращаться. При этом за счет скошенных зубьев и пружины 8 она прошелкивает. Регулирование величины крутящего момента производится гайко:й9. Реле времени механизма управленяя циклом на. строено таким образом, что после третьего щелчка привод 12 останавливается. Срабатывает механизм 11, включается привод 12, который выворачивает калибр 4.В том случае, когда калибр 4 эакусывается в резьбе (например, от попадания стружки, грязи и т.п.), при прошелкивании ведущей зубчатой полумуф-. ты 7 создается ударная осевая нагрузка, которая способствует продолжению процесса свинчивания. Если эа установленное время калибр с контролируемой резьбой не свинтился, то подается команда на остановку и реверсирование вращения, а также на пульт ynpasaeaaa о наличии брака. После окончания кон117 6 троля пружина 24, соединяющая пновмоцилиндр 21 с упором 25, возвращает каретку 22 в исходное положение. Изделие 19 возвращается в валовой поток или в изолятор брака и цикл контроля повторяется. Для уменыиения трения подпружиненные штифты выполнены из фторопласта и при вращении обоймы 10 в корпусе 1 проходят через масляную 10 ванну. Предложенное устройство обеспечивает значительную степень свободы реэьбового калибра и позволяет повысить надежность контроля деталей в условиях боль1S шой несоосности свинчиваемых элементов. Фор мула изобретения Устройство для контроля резьбы резьбовыми калибрами, соедержащее . корпус, установленный в корпусе плавающий шпиндель с шаровым шарниром на 25 конце, несущий контрольный калибр, реверсивный привод вращения шпинделя, механизм центрирования шпинделя, механизм регулирования крутящего момента и механизм управления циклом кон5р троля, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности контроля, механизм центрирования шпинделя выполнен в виде подпружиненных штифтов, расположенных в двух сечениях по длине шпинделя РавномеРно по пРофилю сечения, а механизм регулирования крутящего момента выполнен в виде зубчатой .муфты с торцовым зацеплением полумуфт и имеет регулируемый упругий элемент их прижатия. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР % 360536, кл. Q Ol В 3/40, 1972. 2. Автоматы для контроля размеров изделий в машиностроении. Издательство стандартов, 1960, с. 41-44 (прототип). Составитель P. Литвинюк Редактор М.. Хома Техред М.Табакович . Корректор М.немчик Заказ 7 51/46 Тираж;642 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йэобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4