Способ определения момента тренияподшипника качения

 

О П И С А Н И Е <»>813167

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЛВтОРСКОМЮ СЕИДИтИЛЬСте

Союз Советскмк

Соцмапмстмческмк

Республмк

l

Ч г (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.04.79 (21) 2757655/25-27 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет (5!)М. Кд.

5 01 N 13/Оф

Воударотеенный комитет

СССР аО делам изобретений и открытий

Опубликовано15.03.81. Бюллетень %10 (53) УДК 621.822. .6 (088.8) Дата опубликования описания 18.03,81

72) Авторы

П. Б. Бамбалас, Р. Ю. Бансевичюс, М. С . Рондоманскас (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМ ЕНТА ТРЕНИЯ

ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам дпя испыта- . ния подшипников, и может быть использовано в подшипниковой и других отраслях промышленности.

Известен способ определения момента

5 трения специального гироскопического подшипника с промежуточным кольцом на приборе, содержащим дополнительный технологический аэростатический подшипник и при .то вод,включающий измерение электрического параметра, например напряжения, построение тарировочной зависимости величины электрического параметра от момента трения подшипника,и определение по ней исследуемой величины(11. . Однако этот способ применим в основном для определения момента трения специальных гироскопических подшипников и дает пониженную точность измерения момента трения из-за того, что датчик момента и угла поворота схемы реализации способа, а также технологический подшипник вала установки испытуемого подшипника создают при измерениях дополнительные неконтролируемые нагрузки.

Бель изобретения - повышение точное-. ти контроля, расширения области применения и упрощение схемы реа::изации способаа.

Указанная пель достигается тем, что в данном способе определения момента трения подшипников качення, включающем измерение электрического параметра, например, напряжения, построение тарировочной зависимости величины электрического параметра от момента трения и определение по ней исследуемой величины на диаметрально противоположные стороны наружного кольца подшипника с равным усилием контакта накладывают пьезоке-. рамические пластинки, приведенные генератором в резонансное состояние, затем, изменяют величину возбуждающего электрического пола до момента начала вращения наружного кольна, приводят во вращение наружное кольцо подшипника с заданной частотой вращения и по величине возбуж15

zo дающего электрического поля в мсмент вращения наружного кольиа по тарировоч ной зависимости определяют момнт трения подшипника.

Кроме того, величину возбуждающего электрического поля изменяют до момента остановки вращения наружного кольна, а момент трения подшипника качения " определяют по величине возбуждающего электрического поля в момент остановки его наружного копьпа.

На фиг. 1 показана блок-схема реализаиии способа; на фиг. 2 — зависимость возбуждающего электрического напряжения

U, В, от осевой нагрузки Я, Н при определении момента трения М в станине т (момента трогания) и момента трения

М> в динамическом состоянии подшипниКас состоянии, и от осевой нагрузки М попучена при испытании подшипника серии

1000098, 4ГПЗ с наружным диаметром

19 мм.

Свободная консольная установка испытуемого подшипника с накладыванием пьезокерамических пластинок с уравновешенным усилием контакта по диаметрально противоположным сторонам наружного кольца позволяет устранить дополнительные неконтролируемые нагрузки HB испытуемый подшипник, что повышает точность определения момента трения в па†шипнике и позволяет достичь возможности испытания подшипников разных конструк-. пий и различных типоразмеров.

Формул а изобретения

Зивисимость величины возбуждающего электрического поля U при определении 55 момента трения по предлагаемому способу от подшипника, нахощццегося в свободном

Испытуемый подшипник 1 устанавливают на конеп неприводного вала 2 консоль-, но (на фиг. 1 вап изображен в виде сечения). На наружное кольпо подшипника 1 по его диаметрально противоположным сто-: Z5 рокам накладывают с одинаковым незначительным усилием контакта пьезокерамические пластинки 3, приведенные в резонансное состояние генератором 4, например, типа ГЗ-56,1. В качестве пьезокерамических пластинок используют, например, пьезокерамику марки 11ТС-19, размерами, 8, 10 и 40 мм. Изменяют, постепенно увеличивая, величину возбуждающего электрического поля (напряжения

0 ) до момента начала вращения наружного кольна подшипника под действием колебательного движения пьезокерамических пластинок. По величине возбуждающего электрического поля в момент вращения, 40 являющийся аргументом функпии момента трения М„- (Ц ), определяют по тарировочной. зависимости величину момента трогания М -. Приводят во вращение наружное кольио подшипника с заданной час45 тотой вращения, а затем опять изменяют, постепенно уменьшая, величину возбуждающего электрического поля до моменте. оста новки вращения наружного кольца и по величине возбуждающего эпектрического поля в момент остановки определяют о тарировочной зависимости момент трения М при вращении подшипника.

1. Способ определения момента трения подшипника качения, включающий измерение эпектрического параметра например напряжения, построение тарировочной зависимости величины электрического параметра от момента трения и определение по ней исследуемой величины о т и ич ающийся тем,что,спельюповышения контроля, расширения области применения и упрощения схемы реапизаиии способа, на диаметрально противо— положные стороны наружного копьпа подшипника с равным усинием контакта накладывают пьезокерамические пластинки, приведенные генератором в резонансное с состояние, затем изменяют величину юзбуждающего электрического поля до момента начала вращения наружного кольца приводят во вращение йаружное кольпо подшипника с заданной частотой вращения и по величине возбуждающего электрического поля в момент вращения неруд ного кольна по тарировочной зависимости определяют момент трения подшипника.

2.Способ поп. 1, отпича ю—

m и и с я тем, что величину возбуждающего электрического поля изменяют до момента остановки вращения наружного кольна, а момэнт трения подшипника качения определяют по величине возбуждающего электрического поля в Мсмент остановки его наружного копьпа.

Источники информапии, . принятые Во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Мв 174408, кл. 6 01 М, 1965.

813167

1 2 фи 8. 2

Я hf H

Составитель Л. Иванова

Техред Н. Майорош Корректор Л. Иван

Редактор H. Ромжа

Заказ 755/49 Тираж 907

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ определения момента тренияподшипника качения Способ определения момента тренияподшипника качения Способ определения момента тренияподшипника качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх