Способ контроля качества подшипникакачения

 

Союз Соввтскни

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 31.0778 (21) 2650574/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 1 0181. Бюллетень N9 2

Датаопубликованияописания 150181 -. (51)М. Кл з

G 01 M 13/04

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 658. 562. .012.7(088.8) (72) Автор изобретения

А.П. Сапрыкин (71) Заявитель

Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации (5 4 ) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТ ВА ПОДШИПНИКА

КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к подшипни ковой промышленности и может быть использовано для повышения информативности результатов измерений параметров шарикоподшипников в процессе контроля их качества, в частности, для определения наличия скольжения шариков по дорожкам качения колец подшипника.

Известен способ контроля качества подшипника качения путем измерения момента сопротивления вращению внутреннего кольца при одновременном вращении наружного кольца с постоянной скоростью (11.

Однако известный способ обладает малой информативностью, так как с его помощью нельзя установить наличие проскальзывания между шариками и дорожками качения, моменты его начала и конца.

Цель изобретения — повышение качества контроля.

Указанная цель достигается тем, что в способе контроля качества путем измерения момента сопротивления вращению внутреннего кольца при одновременном вращении наружного кольца с постоянной скоростью дополнительно измеряют скорость вращения сепаратора и по совпадению момента снижения скорости вращения сепаратора с моментом увеличения сопротивления вращению внутреннего кольца определяют наличие проскальзывания тел качения по дорожкам качения колец подшипника.

В основу изобретения положены физические голожения о том, что при

10 наличии скольжения возрастает момент сил трения и уменьшается скорость движения сепаратора. Наступление и окончание скольжения однозначно связано с изменениями скорости сепа15 ратора.

На чертеже приведена диаграмма параметров работы подшипника, иллюстрирующая предлагаемый способ контроля качества подшипника качения.

20 На диаграмме изображены 6„„ — скорость наружного кольца; с — скорость сепаратора; MrP — момент сил сопротивления вращению и д.нк — угол поворота наружного кольца.

Способ контроля качества подшипника качения осуществляется следующим образом, наружное кольцо приводится во вращение с постоянной скоростью > нко, З0 в результате угол f5 наклона графика

796700 ф „„ (t) к оси времени сохраняется постоянным и зависящим от величины

UU . T P o eK eT 8O аращение и на интервале времени 0

Например, в момент времени начинается проскальзывание тел качейия по дорожкам; при этом скорость движения, связанного с телами качения сепаратора, уменьшается от И о доЮс . Трение скольжения больше трения качения, поэтому в момент t трение увеличивается от Мо до М .

В момент времени tz проскальзывание исчезает, что приводит к восстановлению скорости сепаратора от щ) до со

U0@q и уменьшению момента трения от

М„до М„.

Выводы для времени t и t4 аналогичны.

Разность М4 — M характеризует превышение трения скольжения над трением качения..

Применение предлагаемого способа контроля качества подшипников позволяет с большей достоверностью судить о причинах нарушения качества подшипников в процессе их изготовления и эксплуатации.

Формула изобретения

Способ контроля качества подшипника качения путем измерения момента сопротивления вращению внутреннего кольца при одновременном вращении наружного кольца с постоянной скоростью, отличающийся тем, что, с целью повышения качества контроля, дополнительно измеряют скорость вращения сепаратора и по совпадению момента снижения скорости вращения сепаратора с моментом увеличения сопротивления вращению внутреннего кольца определяют наличие проскальзывания тел качения по дорожкам качения колец подшипника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Юркаускас А.ЗЭ., Виткутете A.Þ., Рагульскис К.И. Измерение и анализ моментов сопротивления и вибрации приборных шарикоподшипников. Научн. труды ВУЗов Литвы, "Вибротехника", Р 2 (11), Вильнюс, 1971.

ВНИИПИ Заказ 9760/59

Тираж 916 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля качества подшипникакачения Способ контроля качества подшипникакачения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх