Устройство для испытания зубьевколес

 

Союз Советскид

Социапистическик

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ оц8.1 5559 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (53)м кл (22) Заявлено 2206.79 (21) 2782700/25-28 с присоединением заявки Йо

G 01 N 13/02

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 230381. Бк;ллетень Йо 11

Дата опубликования описания 230381 (53) УДК 621. 833 (083.8) (72) Авторы изобретения

О.И.Кузьменков, О.В.Берестнев и М.П.Бирюков (71) Заявитель

Институт проблем надежности и долговечности машин Белорусской ССР (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЬЕВ

КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике и может быть использовано при определении прочностных характеристик и исследовании кинетики разрушения зубьев широкого класса механизмов, передающих нагрузку путем зацепления и контакта, рабочих поверхностей (зубчатые, цепные передачи, цевочные механиэмы и др.).

Иэвестио устройство для испытания зубьев колес, содержащее установленный с возможностью поворота вокруг оси вал, размещенный на нем с воэможностью радиального перемещения кулачок, предназначенную для установки испытуемого зуба опору, пульсатор и привод 511 °

Недостаток устройства заключается в том, что оно позволяет проводить испытания зубьев колес только на изгибную прочность и не обеспечивает проведение испытаний на контактную прочность двух соприкасающихся поверхностей зубьев.

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей устройства.

Укаэанная цель достигается тем, что рабочая поверхность преднаэначенного для взаимодействия с испытуемым зубом кулачка составлена из участков, профиль каждого из которых идентичен рабочей поверхности зуба, сопрягаемого с испытуемым,.устройство снабжено связанным с валом механизмом создания статической нагрузки, направленной перпендикулярно оси вала и контактной линии взаимодействующих поверхностей, привод соединен с валом, а пульсатор взаимодействует с последним в плоскости, перпендикулярной плоскости приложения статической нагрузки.

15 На чертеже изображена схема устройства для испытания зубьев колес.

Устройство содержит связанный с.приводом вал 1, установленный на

20 нем многопрофильный кулачок 2, участки рабочей поверхности которого идентичны рабочей поверхности зуба, сопрягаемого с испытуеьым, регулятор 3 эксцентриситета кулачка 2 относительно вала 1, механизм

4 создания статической нагрузки, пульсатор, состоящий из штока 5 приводного кулачка 6, винтового механизма 7 точной регулировки поло30 жения кулачка 2 и карданной муфты 8, 815559

° установленной на валу 1. Установка испытуемого зуба 9 производится на регулируемой опоре 10.

При испытании зубьев колес устройство работает следующим образом.

Испытуемый эуб 9 (или зубчатый сектор с моделями нескольких зубьев) закрепляется на опоре 10 и последующей регулировкой требуемый участок бокового профиля испытуемого зуба 9 подводится под рабочую поверхность кулачка 2.

С помощью механизма 4 и регулятора 3 устанавливается требуемая величина постоянной составляющей нагрузки P и эксцентриситета кулачка 2, приводным кулачком б задается процесс его колебаний в плоскости, перпендикулярной плоскости действия постоянной нагрузки. Вращение приводного кулачка б передается через винтовой механизм 7 на шток 5, который создает колебательное движение кулачку 2 вдоль бокового профиля испытуемого..зуба 9. Включают привод, и вращением кулачка 2 на валу 1 нагружают боковой профиль испытуемого зуба 9 переменной циклической нагрузкой, имеющей импульсный (скачкообразный) характер изменения в моменты схода одного выступа кулачка

2 и касания его второго выступа, при этом частота воздействия кулачка 2 на испытуемый зуб 9 зависит от числа его выступов, периодически нагружающих зону контакта.

Колебательное движение кулачка 2 имитирует при испытании процесс проскальзывания зубьев в зоне зацепления. Для осуществления испытания на иэгибную прочность испытуемый зуб 9 с помощью опоры 10 подводится вершинной зоной под рабочую поверхность кулачка 2 и нагружается требуемой величиной нагрузки от механизма 4 статического нагружения и за счет установки соответственной величины эксцентриситета кулачка 2. Затем кулачок 2 приводится во вращательное движение, при котором осуществляется циклическое нагружение эоны основания зуба 9 изгибающим моментом.

Конструкция устройства обеспечивает проведение усталостных испытаний как на иэгибную прочность зубьев, так и на контактную при одновременном повышении достоверности испытаний за счет высокой степени имитации реальных эксплуатационных нагрузок, тем самым расширяя функциональные воэможности устройства.

Формула изобретения

Устройство для испытания зубьев колес, содержащее установленный с воэможностью поворота вокруг оси вал, размещенный иа нем с возможЩ ностью радиального перемещения кулачок, предназначенную для установки испытуемого зуба опору, пульсатор и привод, о т л и ч а ю щ е е с л тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, рабочая поверхность предназначенного для взаимодействия с испытуемым зубом кулачка составлена иэ участков, профиль каждого из которых идентичен рабочей поверхности зуба, сопрягаемого с испытуемым, устройство снабжено связанным с валом механизмом создания статической нагрузки, направленной перпендикулярно оси вала и контактной линии взаимодействующих поверхностей, привод соединен с валом, а пульсатор взаимодействует с последним в плоскости, перпендикулярной плоскости приложения статической нагрузки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 630546 кл. G 01 М 13/02, 1977 (прототий).

815559

Составитель lO. Красненко

Техред Л.Пекарь Корректор Е. Рошко

Редактор В. Еремеева

Заказ 1022/70 Тираж 907 Подпис кое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для испытания зубьевколес Устройство для испытания зубьевколес Устройство для испытания зубьевколес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх