Способ управления тиристорнымрегулятором toka возбуждения сериес-ного тягового двигателя

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИВЛЬСТВУ

COIO3 COIOTCKHX

Сов1иапнстнческик

Республик (1)821245 (6f.) Дополнительмое к авт. сеид-ву (22) Заявлено 18.04.78 (21) 2609026/24-11 с присоединением заявим Ио (23) Приоритет (51 1М. К.з

В 60 L 15/04

Государстаеииый комитет

СССР по делаю изобретений и открытий

Опубликовано 15,04ф1. Гиоллетемь 89 14 (53) УДК 621. 314. 57 (088.8) Дата опубликования описания 15. 04. 81 (72) Авторы " изобретения

В.A.Ìíàöàêàíîâ, A ° ß.Êàëèís÷åíêî, И.A.Ðþìsí, A.A.Ðàññîëîâ, В.Ш.Санаев, В.Р.Домешек и Л.А.Астапов

Всесоюзный научно-исследовательский инстн вагоностроения

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ THPHCTOPHblM РЕГУЛЯТОРОМ

ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕРИЕСНОГО ТЯГОВОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к системам автоматического управления, в частности к технике управления тирнстор- . ными преобразователями постоянного тока.

Известен способ управления тиристорным регулятором тока возбуждения сериесного тягового двигателя, согласно которому поддержание на заданном уровне тока якоря осуществляют измерением в одном направлении скважности тиристорного регулятора, работающего по принципу широтно-импульсной модуляции с постоянной частотой (1). И

В данном способе любые возмущающие воздействия отрабатываются за счет изменения скважности, что, как правило, приводит к появлению колебательных режимов, нарушающих работу Зт систем сигнализации и связи.

Цель изобретения - повышение надежности путем устранения возможности появления колебательных режимов работы.

Поставленная цель достигается тем, что при возникновении любого возмущающего воздействия регулируют скважность по закону, не зависящему от контролируемых параметров 39 до исчезновения возмущающего воздействия.

При этом продолжают регулирование со скважностью, имеющей место в момент появления возмущающих воздействий, до тех пор, пока ток якоря не станет меньше заданного уровня.

На фиг. 1 показана система регулирования, осуществляющая предлагае мый способ;на фиг. 2 - регулировочная характеристика системы регулирования тока возбуждения сернесного двигателя при параллельном подключении тнристорного регулятора к обмотке возбуждения. (Существенная не" линейность характеристики и большой коэффициент усиления системы в зоне максимальной скважности при различных возмущающих воздействиях, например прн колебаниях напряжения в контактной сети, приводят, как правило, к, перерегулнрованиям и колебаниям тягового .тока с постоянной времени всей системы регулирования).

Якорь 1 тягового двигателя подключен последовательно с обмоткой

2 возбуждения, шунтированной резисторова 3 и тнрнсторным регулятором 4 состоящим иэ главных 5 и вспомога821245 тельных 6 тиристоров. Последователь но с резистором 3 подключен индуктивный шунт 7, а последовательно с тиристориым регулятором 4 — контактор 8. Ток возбуждения и ток якоря измеряются, соответственно, 5

1 атчиками 9 и 10, которые воздействуют на систему 11 управления.

На фиг. 2 точками 12,13,14 и 15 обозначены дискретные ступени, фиксируемые в процессе регулирования.

Скважность работы тиристорного ре- о гулятора 4, а следовательно, и степень ослабления поля, создаваемого сериесной обмоткой 2 возбуждения, определяются рассогласованием моментов подачи отпирающих импульсов на 15 главные 5 и вспомогательные 6 тиристоры. Изменение скважности работы тиристорного регулятора 4 осуществляют под контролем датчиков 9 и 10 тока. При уменьшении сигналов на 20 выходе датчиков 9 и 10 тока система

11 управления увеличивает рассогласование между моментами подачи отпирающих импульсов на главные 5 и вспомогательные 6 тиристоры. Этим достигается поддержание на заданном уровне тока якоря 1 тягового двигателя. Регулирование скважности f ра-. боты тиристорного регулятора 4 можно осуществлять дискретными ступенями

12,13,14 и 15. При этом переход с одной ступени регулирования, например

12, на другую ступень регулирования, например 14, сопровождается колебаниями тягового тока. Переход с одной ступени регулирования на другую возможен только в.направлении согласном с общим направлением изменения скважности. Для уменьшения колебаний тягового тока можно в промежутках между дискретными ступенями 12,13,14 и 15 4р осуществлять хронометрическое изменение скважности у" без контроля по . току со стороны датчиков 9 и 10 тока.

В случае. непрерывного контроля по току со .стороны датчиков 9 и 10 мо-4> гут быть получены любые текущие значения скважности. При этом, в случае возникновения любого возмущающего воздействия, требующего для своей от- . работки возвращения к пройденному в процессе регулирования значению скважности, например 13, повторяют .достигнутое значение скважности,например 14, или осуществляют регулирование по закону, не зависящему от контролируемых параметров до исчез- 55 новения возмущающего воздействия.

После исчезновения возмущающего воздействия продолжают изменение скважности,под контролем датчиков

9 и 10 тока. 60

Одна иэ возможностей реализациипредлагаемого способа состоит в том, что, с целью уменьшения величины бросков тока якоря, переход .на регулирование скважности по закону, не зависящему от контролируемых параметров осуществляют с выдержкой времени по отношению к моменту возникновения возмущающего воздействия.

Применение предлагаемого способа позволяет устранить возможность появления колебательных режимов работы тиристорного регулятора тока возбуждения сериесного двигателя. Кроме того, способ позволяет улучшить регулировочные характеристики и повысить надежность работы тягового двигателя и системы регулирования в целом. Указанные преимущества обеспечиваются за счет введения запрета на произвольные изменения скважности работы импульсного регулятора, вызываемые появлением возмущающих воздействия на входе системы регулирования, что, как правило, приводит к возникновению колебательных режимов работы системы, к появлению помех в линиях сигнализации и связи и повышению интенсивности искрения на коллекторе тягового двигателя. формула изобретения

1. Способ управления тиристорным регулятором тока возбуждения сериесного тягового двигателя, согласно которому поддержание на заданном уровне тока якоря осуществляют изменением в одном направлении скважности тиристорного регулятора, работающего по принципу широтно-импульсной модуляции с постоянной частотой, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что,с целью повышения надежности путем устранения воэможности появления колебательиых режимов работы, при воэникновенна любого возмущающего воздействия регулируют скважность пс закону, ие зависящему от контролируемых параметров до исчезновения возмущающего воздействия.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ющ и и с я тем, что продолжают регулирование со скважностью, имеющей место в момент появления возмущающих воздействий, до тех пор, пока ток якоря ие станет меньше заданного уров ня °

Источники информации, принятые so внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 395296, кл. В 60 L 15/04, 1973.

Способ управления тиристорнымрегулятором toka возбуждения сериес-ного тягового двигателя Способ управления тиристорнымрегулятором toka возбуждения сериес-ного тягового двигателя Способ управления тиристорнымрегулятором toka возбуждения сериес-ного тягового двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в горной промышленности, на транспортных средствах, подъемных установках

Изобретение относится к области транспорта, в частности к устройствам регулирования скорости транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, в частности на электротележках и электропогрузчиках с питанием тягового двигателя от аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, предназначенных для автоматического регулирования двигателя постоянного тока, а также в электроприводах переменного тока, построенных на базе асинхронных двигателей

Изобретение относится к области транспортных средств с автономными источниками электрической энергии, тяговыми электродвигателями постоянного тока и предназначено для тепловозов с электрическими передачами постоянного и переменно-постоянного тока

Изобретение относится к области транспорта, в частности к техническим средствам управления параметрами (скорость, сила тяги) процесса движения транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для использования при регулировании пускового и тормозного токов тяговых двигателей электроприводов постоянного тока электроподвижного состава
Наверх