Устройство для возбуждения синхронногодвигателя

 

и 11 828348

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.04.79 (21) 2757646/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.05.81. Бюллетень № 17 (45) Дата опубликования описания 07.05.81 (51) М. К .з

Н 02Р 1/50

Гасударственный комитет (53) УДК 62-83:621. .313.323.013. .8 (088.8) ла делам нзааретений и открытий (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО

ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам управления синхронными электроприводами, и может быть использована во всех областях применения синхронного электропривода, например в металлургической и горнорудной промышленности.

Известно устройство для возбуждения синхронного двигателя, в котором в разрядный резистор соединен с обмоткой воз- 1р буждения через параллельно-встречное включение тиристора и неуправляемого диода, а отключение выпрямителя на период асинхронного разгона обеспечивается выключенным состоянием тиристоров в одном 15 из плеч выпрямителя. Определение момента окончания режима асинхронного разгона и необходимые переключения в устройстве осуществляются специальным реле подачи возбуждения, которое реагирует на частоту тока ротора в режиме асинхронного разгона (1).

Указанному устройству присущи следующие недостатки. Момент включения выпрямителя, т. е. подачи возбуждения на двигатель, не согласуется с определенным положением ротора относительно поля статора, что не позволяет оптимизировать режим вхождения двигателя в синхронизм. Включение возбуждения при произвольном поло- чп жении ротора относительно поля статора приводит к излишним колебаниям, к толчкам тока и динамическим нагрузкам при вхождении двигателя в синхронизм. Поскольку момент включения выпрямителя не синхронизирован с определенной полярностью ЭДС в роторной обмотке, то в случае совпадения момента включения выпрямителя с периодом противоположного по полярности напряжения в цепи ротора это приведет как к резким броскам тока, так и вращающего момента двигателя.

Наиболее близким к предложенному устройству является устройство для возбуждения синхронного двигателя, обмотка возбуждения которого через первый управляемый ключ соединена с выпрямителем, содержащее разрядный резистор, подключенный через диод и тиристор параллельно обмотке возбуждения двигателя, блок измерения частоты скольжения и фазового положения ротора относительно поля статора, включающий конденсатор, подсоединенный через резистор к стабилизированному источнику питания и шунтированный вторым управляемым ключом, вход которого подсоединен к датчику частоты скольжения ротора, например к обмотке возбуждения, причем общая точка конденсатора и резистора через пороговое устройство и третий

828348 управляемый ключ соединена с управляющим входом первого ключа (2).

Недостаток устройства состоит в его сложности из-за большого количества ключей. 5

Цель изобретения — упрощение устройства.

Это достигается тем, что устройство снабжено дополнительным диодом, а упомянутый тиристор соединен с общей точкой раз- 1о рядного резистора и диода через дополнительный диод, выполняя этим самым функции второго управляемого ключа.

На чертеже изображена схема предложенного устройства, где синхронный двига- 15 тель 1 подсоединен к клеммам питания 2 и 3 через первый ключ на тиристоре 4, третий управляемый ключ выполнен на тиристоре 5, а второй — на тиристоре 6, кото рый вместе с диодом 7 подключает разрядный резистор к обмотке возбуждения синхронного двигателя 8. Конденсатор 9 через прецизионный резистор 10 соединен со стабилизированным источником 11 питания. 23

Кроме того, вход тиристора 5 соединен через стабилитрон 12 с конденсатором 9.

Схема содержит дополнительные диоды 13, 14 и импульсный трансформатор 15.

Работает устройство следующим образом. Включение двигателя 1 и выпрямителя в цепи возбуждения, подающего напряжение на клеммы 2 и 3 происходит одновременно. Но обмотка возбуждения двигателя отключена от выпрямителя, так как тиристор 4 закрыт и может открыться лишь при открывании тиристора 5. Поэтому обмотка возбуждения двигателя через встречно-параллельно включенные тиристор 6 и диод 7 оказывается подсоединенной к разрядному резистору 8. В период непроводящего состояния тиристора 6 конденсатор

9 заряжается через прецизионный резистор

10 от стабилизированного источника 11 питания. Пока частота ЭДС в роторе доста- 45 точно велика, промежутки времени закрытого состояния тиристора 6 малы, конденсатор 9 не успевает зарядиться до напряжения, достаточного для открывания тиристора 5 через стабилитрон 12. Начавший заряжаться конденсатор 9 периодически разряжается через открывающийся тиристор 6. Когда же ротор достигнет подсинхронной частоты вращения, временные промежутки закрытого состояния тиристора 6 увеличатся до достижения напряжением на конденсаторе 9 величины, достаточной для открывания тиристора 5. Открываясь, тиристор 5 через импульсный трансформатор

15 в его анодной цепи обеспечивает подачу Бо сигнала открывания тиристора 4 и шунтирование цепи управляющего электрода тиристора 6, что приводит к подключению выпрямителя к обмотке возбуждения двигателя при запертом тиристоре 6 в цепи разрядного резистора 8 и нужном по условиям вхождения двигателя в синхронизм расположении полюсов статора и ротора, например южного полюса поля ротора под северным полюсом поля статора. Этим обеспечивается благоприятный режим синхронизации, уменьшение толчков тока двигателя и колебаний как частоты вращения, так и качаний ротора. Немаловажным является и то, что в период пуска и в моменты переключений никаких нежелательных коммутационных цепей и вызванных ими дополнительных токов через вентили не возникает. Так, например, отключен полностью в асинхронном разгоне выпрямитель, а его включение происходит при запертом тиристоре в цепи разрядного резистора, и ток выпрямителя через эту цепь никогда не проходит. Такой режим облегчает работу вентилей и повышает надежность устройства. К тому же описанный порядок работы устройства происходит без каких-либо дополнительных устройств и датчиков, например специальных реле подачи возбуждения.

Упрощение устройства достигается за счет объединения на тиристоре 6 функций двух ключей: шунтирующего конденсатор и подключающего обмотку возбуждения к гасящему резистору.

Формула изобретения

Устройство для возбуждения синхронного двигателя, обмотка возбуждения которого через первый управляемый ключ соединена с выпрямителем, содержащее разрядный резистор, подключенный через диод и тиристор параллельно обмотке возбуждения двигателя, блок измерения частоты скольжения и фазового положения ротора относительно поля статора, включающий конденсатор, подсоединенный через резистор к стабилизированному источнику питания и шунтированный вторым управляемым ключом, вход которого подсоединен к датчику частоты скольжения ротора, причем общая точка конденсатора и резистора через пороговый элемент и третий управляемый ключ соединена с управляющим входом первого управляемого ключа, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения, устройство снабжено дополнительным диодом, а указанный тиристор соединен с общей точкой разрядного резистора и диода через дополнительный диод.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Петелин Д. П. Автоматическое управление синхронными электродами. — М.:

Энергия, 1968, с. 158.

2. Патент Великобритании № 1217564, кл. Н 2J, 1970.

828348

Редактор T. Загребельная

Заказ 1003/11 Изд. № 343 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, OK-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Тарасов

Техред И. Пенчко

Корректоры: О. Силуянова и Н. Федорова

Устройство для возбуждения синхронногодвигателя Устройство для возбуждения синхронногодвигателя Устройство для возбуждения синхронногодвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, где требуется глубокое регулирование скорости, высокая перегрузочная способность, обеспечение тяжелого пуска из стопорного режима и эксплуатация в загрязненных, влажных и агрессивных средах (электрическая тяга, шахтные подъемные механизмы и др.)

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для возбуждения синхронных машин с преобразователем с двухсторонней проводимостью

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электрических двигателях переменного тока общепромышленного исполнения, работающих в длительном режиме с редкими пусками

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском и синхронизацией синхронных машин, главным образом двигателя специальной конструкции

Изобретение относится к области электроники и может быть использовано в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления пуском синхронных двигателей специальной конструкции

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам управления синхронными двигателями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах управления током возбуждения преимущественно электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления пуском синхронных двигателей, а более конкретно для синхронизации синхронных двигателей с двойной якорной обмоткой
Наверх