Система управления шпинделем

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (1)831060 (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 080978 (21) 2664496/25-08 (23) Приоритет — (32) 0809.77 (31) 108665/77 (33) Япония

Опубликовано 150581. Бюллетень М 18 (я)м. к.

В 23 Q 15/00

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.9..08 (088.8) Дата опубликования описания 150581 (72) Авторы Иностранцы изобретения Сигеки Кавада, Есики Фудэиока и Мицух (Япония) Иностранная фирма

"Фудэицу Фанук Лимитед" (Япония) (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ШПИНДЕЛЕМ

Изобретение относится к устрой- . ствам управления станками и может быть использовано для позиционирования подвижных элементов станка в заданном положении.

Известна система управления остановки шпинделя в заданном положении, содержащая тахогенератор, схему управления с задатииком и сумматором, поддерживающих скорость шпинделя в заданных пределах при позиционировании и датчик положения шпинделя (11.

Недостатком данной схемы является ее сложность за счет применения большого количества релейных элементов, не обеспечивающих позиционирования шпинделя в заданном положении. при перебеге за точку позиционирования.

Цель изобретения — упрощение схемы управления.

Поставленная цель достигается тем, что система снабжена интегратором и тремя переключателями, 25 один из которых установлен между выходом тахогенератора и входом интегратора, второй — между выходом интегратора и входом блока управления скоростью, а третий — между пре 3р.? образователем и блоком управления скоростью.

На фиг. 1 представлена блок-схема системы; на фиг. 2 — ряд графиков синхронизации импульсов соответ ствующих частей системы управления.

Блок-схема системы управления содержит числовой контроллер 1, цепь управления 2 и металлорежущий станок 3. Металлорежущий станок 3 включает шпиндельную головку 4, снабженную шпинделем 5 и двигателем 6 постоянного тока для привода шпинделя через передаточный механизм 7. Шпиндель

5 снабжен датчиком. 8 заданного вращательного положения, состоящего иэ проксимального выключателя. Проксимальный выключатель . предназначен для подачи сигнала всякий раэ, когда магнитный элемент 9, прикрепленный к шпинделю 5, проходит через выключа тель 8, расположенный против шпинделя 5. Таким образом, один сигнал вырабатывается в заданном вращательном положении шпинделя 5 при каждом его обороте. Числовой контроллер 1 включает ленту 10 числового управления командами и контроллер 11. Ha ленте 10 управления записана обычная .

831060

10 команда перемещения по осям и в качестве дополнительных функций, команда скорости шпинделя и команда ориентации шпинделя. Команда скорости шпинделя обеспечивается в виде команды кода, принимающей форму числовой величины, которая преобразуется с помощью преобразователя 12 постоянного — переменного тока цепи 2 управле(ния шпинделем в командный сигнал скорости,,соответствующий численному значению, который затем подается на первую входную клемму 13 блока 14 управления скоростью, состоящего из фаэоуправляющей цепи тиристора.

Двигатель 6 шпинделя 5 взаимодействует с датчиком 15 скорости, включающим тахогенератор и вырабатывающим сигнал напряжения, пропорциональный вращающей скорости двигателя 6 шпинделя. Выходной сигнал напряжения от датчика 15 скорости подается в качестве напряжения обратной связи скорости на вторую входную клемму 16 блока 14 управления скоростью. Последнее регулирует ток, подаваемый к двигателю постоянного тока 6 шпинделя за счет регулирования угла срабатывания тиристора, в результате чего напряжение обратной связи к клемме 16 может соответствовать командному напряжению, прикладываемому к клемме 13. Таким образом, скорость двигателя 6 шпинделя может регулироваться с тем, чтобы она соответствовала командному сигналу скорости шпинделя, поступающего с ленты 10 управления.

В предлагаемой системе в цепь 2 управления шпинделем добавлены нескблько цепей для достижения ориентации шпинделя 5. Таким образом, цепь интегратора 17 предусмотрена для интегрирования определяющего сигнала скорости диагонали и включает операционный усилитель 18. Входная клемма цепи интегратора 17 соединяется через аналоговый выключатель 19 с выходной клеммой датчика 15 скорости, а ее выходная клемма — через аналоговый выключатель 20 с выходной клеммой 13 блока <4 управления скоростью. Между преобразователем 12 и входной клеммой 13 блока 14 управления скоростью встроен аналоговый выключатель 21. управление выключателями 19, 20 и 21 осуществляется в ответ на поступление выходного сигнала от запирающей цепи 22. Когда выключатель 19 находится в замкнутом положении, а выключатели 20 и 21 в разомкнутом положении, то скорость двигателя 6 настраивается равной командному сигналу скорости с помощью контура управления скоростью,включающег блок 14 управления скоростью, двигатель 6 шпинделя и датчик 15 скорости.

При размыкании (выключении) выключателя 21 и замыкании (включении) выключателей 20 и 19 цепь интегратора

17 на:инает интегрировать выходные сигналы напряжения, поступающие от датчика 15 скорости, в результате чего на клемму 13 блока 14 управления скоростью вместо командного сигнала скорости поступает выходной сигнал напряжения от цепи интегратора

17. Полярность выходного напряжения от цепи интегратора 17 выбирается противоположной полярности выходного напряжения, полученного в этот момент от датчика 15 скорости. Выходное напряжение от цепи интегратора 17 представляет собой величину вращения выходного вала двигателя шпинделя 5 после выключения выключателя 19.

Это выходное напряжение и выходное напряжение or датчика 15 скорости соответственно прикладываются к блоку 14 управления скоростью в указанной зависимости и, как результат этого, выходной вал двигателя 6 шпинделя 5 регулируется таким образом, что он отклоняется на некоторый угол от положения, которое занимал в момент включения выключателей 19 и

20, а затем возвращается в это положение и останавливается в HEM. Koманда на ориентацию шпинделя, подаваемая через контроллер 11 с лзнты

10 управления, поступает на один вход запирающей цепи 22, включающей цепи

23 и 24, а сигнал заданного положения от датчика 8 заданного вращательного положения шпинделя подается на другой вход запирающей цепи 22. Команда ориентации шпинделя является заранее определенной для принятия логического значения "1" в случае достижения ориентации шпинделя и логического значения "0" в других случаях, кроме того, сигнал заданного положения также заранее задается для принятия логического значения

"0" или "1" в зависимости от того занял ли шпиндель свое заданное вращательное положение. Выходной сигнал от запирающей цепи 22 подается к выключателям 19 и 20, а также к выключателю 21 через цепь 25. Выключатели с 19 по 21 включаются под действием управляющего входа логического "0" и выключаются под действием управляющего входного сигнала логической "1".

Следовательно, когда команда ориентации шпинделя представляет "0", т.е. в обычном состоянии,то выход от запирающей цепи 22 равен "1" независимо от того был ли приложен сигнал заданного положения, а поэтому вклю60 ченным остается только выключатель

21, а выключатели 19 и 20 выключены. Когда команда ориентации шпинделя становится "1", то выход от за пирающей цепи 22 изменяется на "0"

65 под действием полученного раньше

831060

j0 сигнала заданного положения, в ре зультате чего выключатель 21 размыкается, а выключатели 19 и 20 замыкаются, обеспечивая срабатывание.

Цепь 26 служит для подачи сигнала конца ориентации (сигнал, позволяющий произвести автоматическую сме. ну инструмента), который указывает на завершение ориентации шпинделя.

На первый вход цепи 26 поступает выходной сигнал от датчика 27 ошибки нуля, который вырабатывает логическую. "1", когда выходной сигнал от

1цепи интегратора 17 равен нулю или ниже заданной допустимой величины.

На второй вход цепи 26 поступает. выходной сигнал от датчика 28 нулевой скорости через задерживающую цепь 29 (200 мс). Датчик 28 нулевой скорости подает через задерживающую цепь 29 сигнал нулевой скорости (логическая "1") с задержкой в

200 мс,когда определяющий сигнал скорости двигателя шпинделя становится равным нулю или меньше заданной допустимой величины. На третий вход цеги 26 подается выходной сигнал от цепи 25. Таким образом, когда подается команда ориентации шпинделя для перевода двигателя 6 шпинделя из режима управления скоростью в режим управления положением с последующей остановкой шпинделя 5 в заданном положении (когда выход от цепи интегратора 17 становится равным нулю, т.е. скорость двигателя становится равной нулю), то цепь 26 вырабатывает сигнал конца ориентации (логический "0"), указывающий на то, что может начинаться автоматическая смена инструмента.

Рассмотрим работу системы управления шпинделем.

На фиг. 2 обозначены: 30 — команда ориентации шпинделя, 31 — команда скорости ориентации, 32 — определяющий сигнал, 33 — включение выключателя 21, 34 — срабатывание выключателей 19 и 20, 35 — напряжение, представляющее скорость двигателя шпинделя, 36 — выходной сигнал от цепи интегратора 17, 37 — сигнал нулевой скорости, 38 — сигнал конца ориентации и 39 — срабатывание автоматической смены инструмента.

При поступлении команды ориентации шпинделя контроллер 11 подает команду низкой скорости на преобразователь

12, и команда скорости ориентации становится заранее заданным низким напряжением, в результате чего двигатель б шпинделя вращается со скоростью ориентации (низкая скорость). Как показано на рис. 2 (графики 32, 33, 34) при поступлении пер-. вого сигнала заданного положения шпинделя выключатель 21 иэ положения

"Включено" переходит в положение

"Выключено", а выключатели 19 и 20

4.0

65 из положения "Выключено" в положение

"Включено" в момент времени to. Следовательно, цепь интегратора 17 начинает интегрировать напряжение скорости, являющееся показателем действительной скорости двигателя 6 шпинделя, а выходное напряжение от цепи интегратора 17 прикладывается к блоку 14 управления скоростью в полярности, обратной той, которая имеется у выходного напряжения, получаемого в момент времени to на датчике скорости 15. В результате этого, хотя.,скорость уменьшилась, однако двигатель б шпинделя продолжает вращаться в том же направлении, в каком он вращался до сих пор, и наконец останавливается в момент t а выход от цепи интегратора 17 достигает своей максимальной величины. Следовательно, двигатель 6 шпинделя начинает вращаться в обратном направлении и выходная величина от цепи интегратора 17 постепенно уменьшается и к моменту t достигает нуля.

Так как выходная величина от цепи интегратора 17 постепенно уменьшается, то скорость вращения двигателя 6 в обратном направлении также постепенно уменьшается и к моменту

tz достигает нуля. Хотя двигатель 6 может повторить движение в обратном направлении в зависимости от усилейия цепи и величины нагрузки, однако он останавливается окончательно в положении, в котором выходное напряже- ние цепи интегратора 17 уменьшается до нуля. Двигатель б шпинделя и шпиндель 5 (см. график 35 на фиг. 2) отклоняются от положения первого сигнала заданного положения, полученного ввиде угла, соответствующего площади зоны ®, а затем поворачиваются в обратном направлении на угол, соответствующий площади зоны Р, равной зоне ;+1, и наконец останавливается в положении, в котором вырабатывается сигнал заданного положения.

Как показано на поз.37, сигнал нулевой скорости вырабатывается через некоторое время (200 мс) после момента, когда скорость вращения шпинделя становится равной нулю или меньше заданной .величины, и в ответ на это поступает сигнал завершения ориентации. После этого, происхоцит автоматическая смена инструмента, а под действием сигнала конца автоматической смены инструмента снимается кОманда ориентации шпинделя.

Хотя проксимальный выключатель используется в качестве датчика заданного положения вращения в предлагаемой конструкции, однако вместо него может применяться выключатель оптического или контактного типа. Кроме того, устройство может применяться в тех случаях, когда шпиндель 5 и

831060

Формула изобретения выходной вал двигателя 6 выполнены как одно целое.

Предлагаемое устройство позволяет управляты шпинделем с целью егo остановки в заданном вращательном положении только с помощью простого датчика заданного вращательного положения шпинделя и простой цепи интегратора, причем это управление достигается за счет дешевого устройства, но требующего дорогих элементов, как то решающего устройства или кодирующего устройства положения.

Система управления шпинделем, содержащая тахогенератор и преобразователь скорости, подключенные к блоку управления скоростью, и датчик положения шпинделя, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью упрощеl ния системы, она снабжена интегратором Й срабатывающими pro ca rHany датчика положения шпинделя тремя переключателями, один из которых установлен между выходом такогенератора и входом интегратора, второймежду выходом интегратора и входом блока управления скоростью, а третий - между преобразователем и бло-ком управления скоростью.

Источники инфорМации, принятые во внимание при экспертизе 5 1. Авторское свидетельство СССР)

Р 460159, кл. 8 23 Q 5/12, 1973.

ВНИИПИ Заказ 2921/33 тираж 770 Подписное

Филиал ППП Патент г. Ужгород,ул. Проектная,4

Система управления шпинделем Система управления шпинделем Система управления шпинделем Система управления шпинделем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическому управлению процессом механической обработки деталей в станкостроении и может быть использовано для назначения, автоматического выбора и поддержания оптимальных режимов обработки на автоматизированном станочном оборудовании, обеспечивая выпуск деталей с заданными параметрами, определяющими эксплуатационные характеристики готовых изделий, и заданную износостойкость режущих инструментов, дискретно восстанавливая их геометрию после каждого рабочего прохода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам управления приводом машины

Изобретение относится к области машиностроения и металлообработки и может быть использовано в шлифовальных станках с принципами адаптации и самонастройки

Изобретение относится к средствам оптимизации металлорежущих станков с ЧПУ

Изобретение относится к области металлорежущего оборудования, и, в частности, к обработке деталей с высокой точностью на токарных станках

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при автоматизации токарной обработки нежестких деталей с применением систем автоматического управления

Изобретение относится к металлорежущим станкам, а именно к токарным станкам для обточки колесных пар, преимущественно электровозов и тепловозов без их демонтажа
Наверх