Сцепное устройство полурам сочлененноготранспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е <>835870

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

iX = (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.07.79 (21) 2796334/27-11

51) M Кл з В 62 0 53 02

В 60 D 1/00 с присоединением заявки—

Государственный комитет (23) Приоритет— ло делам изобретений н открытий (43) Опубликовано 07,06.81. Бюллетень Л0 21 (53) УДК 629.114.3 (088.8) (45) Дата опубликования описания 26.06.81 (72) Авторы изобретения

В. А. Иванов, И. A. Стригин, Е. Ф.,»Куравлева, В. В. Захаров, А. С. Краснов, В. В. Редчиц и В. П» Курников (71) Заявители Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского автомобильный и автрмоторный институт и Кременчугский ордена Ленина автомобильный завод им. 50-летия Советской Украины

ЙСТВО ПОЛУРАМ

ОРТНОГО СРЕДСТВА

2 (54) СЦЕПНОЕ УСТРО

СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСП

Изобретение относится к шарнирным сочленениям рам сочлененных транспортных средств.

Известно шарнирное соединение сочлененного транспортного средства, состоящее из двух поворотных сеиций, содержащее палец, соединяющий поворотные части посредством сферического подшипника, установленного на цилиндрической поверхности пальца в одной из поворотных секций, и 10 средство крепления подшипника в виде запорного кольца(1).

Недостаток соединения — большое количество поверхностей трения, что связано с образованием зазоров между трущимися деталями соединения.

Устранение зазоров между ними не предусмотрено.

Известно и другое сцепное устройство 20 полурам сочлененного транспортного средства, содержащее размещенные на соответствующих полурамах и выполненные с отверстиями вилку и цапфу, соединительный палец, закрепленный вертикально в отверс- 25 тиях упомянутой вилки, и сферический подшипник, обойма которого закреплена в отверстии указанной цапфы, а шаровой элемент — на средней части упомянутого соединительного пальца, при этом между ша- З0,ровым элементом и нижней щекой вилоои размещено опорное кольцо (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком устройства является то, что установка в соединении шарового элемента сферического подшипника на цилиндрической поверхности пальца и отсутствие регулировки радиального зазора между ними не обеспечивает надежность в работе соединения в целом из-за сравнительно больших радиальных нагрузок переменного направления, имеющих место при эксплуатации сочлененных транспортных средств. Вследствие этого поверхности жальца,и ж»ароного элемента сферического подшипника быстро изнашиваются, что приводит к увеличению радиального зазора между ними и снижению чувствительности руля и точности управления сочлененным транспортным средством.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности устройства.

Для этого сцепное устройство снабжено конической разрезной втулкой, при этом средняя часть соединительного пальца выполнена конусной с уменьшением диаметра в сторону опорного кольца, а указанная разрезная втулка размещена между шаро835870 вым элементом подшипника и соединительным пальцем с возможностью упора своей торцовой частью в опорное кольцо.

На фиг. 1 изображено сочлененное транспортное средство со сцепным устройством, общий вид; на фиг. 2 — сцепное устройство в разрезе.

Сцепное устройство сочлененного транспортного средства имеет два одинаковых узла, каждь1й из которых содержит расположенные вдоль оси I вилку 2 и связанную с ней посредством пальца 8 цапфу 4 с отверстиями 5, в котором расположены вдоль оси б сферический подшипник / и палец 8. Соедства крепления пальца включают опорное кольцо 8, конические разрез. ные втулки 9 и 10, поджатые регулировочными гайками 11 и 12. Сферический подшипник 7 закреплен в гнезде цапфы 4 гайкой 18 и в нем установлен шаровой элемент 14. Соединение снабжено конической разрезной втулкой 15, посаженной на выгполненную конической среднюю часть 16 пальца 8. Втулка 15 расположена между средней частью 16 пальца 8 и шаровым элеменгом 14 сферического подшипника 7.

Втулка 15 упирается торцом,17, расположенным со стороны наименьшего диаметра средней части 16 пальца 3, в упорное кольцо 8. Вилка 2 имеет отверстия 18 и 19.

В отверстии 18 установлена втулка 9, а в отверстии 19 — втулка 10. Внешняя поверхность 20 втулки 9 выполнена цилиндрической, а внешняя поверхность 21 втулки 10 выполнена конической.

Внутренняя поверхность 22 втулки 9 и поверхность 28 одного конца пальца 3 выполнены коническими, а анугренняя lIIQIBBpxность 24 втулки 10 и поверхность 25 другого конца пальца 8 выполнены цилиндрическими.

Транспортное средство включает сочлененные посредством описанного шарнирного соединения секции 26 и 27 (фиг. 1).

Работает шарнирное соединение следующим образом.

При движении транспортного средства на шарнирное соединение действуют вдоль оси 1 радиальные силы, а вдоль оси 6— осевые силы переменного направления, возцикающие в результате передачи от секции 26 на секцию 27 или от секции 2/ на секцию 26 тяговых и тормозных усилий.

При этом имеют место вертикальная нагрузка и усилия поворота, возникающие при повороте транспортного средства. Усилия, приложенные к вилке 2 вдоль оси 1, передаются через втулки 9 и 10, палец 3, втулку 15, шаровой элемент 14 и сферический подшипник 7 на цапфу 4. Усилия, приложенные к вилке 2 вдоль оси б и направленные вниз, передаются через втулки 9 и

l0, гайку 12, палец 3, втулку 15, шаровой элемент 14 и сферический подшипник / на

i игпи d Чаи лии поипожаиитта к пилка 2

IS

65 вдоль оси б и направленные вверх, передаются на цапфу 4 через опорное кольцо д и сферический подшипник 7. При взаимодействии частей соединения их поверх. ности изнашиваются.

Возникающие при этом люфты между пальцем 3, шаровым элементом 14 сферического подшипника 7 и втулками 9 и 10 устраняются путем поворота регулировоч. ных гаек 11 и 12. Для этого необходимо сначала опустить гайку 11, затянуть гайку

72, что обеспечивает устранение .люфта между пальцем 8, шаровым элементом 14 сферического подшипника 7 и втулкой 10, Далее затягиваются гайки 11, что устраняет люфт между пальцем 8 и втулкой 9.

Таким образом, соединение обеспечивает неподвижную посадку шарового элемента 14 на пальце 8, что исключает возможность трения между их поверхностями. Зто, в сравнении с известным соединением, вдвое умепьш:.ет количество поверхностей трения и, следовательно, уменьшает износ, за",ор и люфт между вилкой 2 и цапфой 4 секций 26 и 27 транспортного средства.

Уменьшение люфта повышает точность и надежность управления транспортным средством. При этом удобство и технологичность устранения зазоров между трущимисч поверхностями соединения повышается, поскольку при износе замены пальца не требуется.

В итоге это снижает трудоемкость об. служивапия и ремонта.

Формула изобретения

Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства, содержащее размещенные на соответствующих полурамах и выполненные с отверстиями вилку и цапфу, соединительный палец, закрепленный вертикально в отверстиях упомянутой вилки, и сферический подшипник, обойма которого закреплена в отверстии указанной цапфы, d шаровой элемент — на средней части упомянутого соединительного пальца, при этом между шаровым элементом и нижней щекой вилки размещено опорное кольцо, отл и ч а ю щееся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности устройства, оно снабжено конической разрезной втулкой, при этом средняя часть соединительного пальца выполнена конусной с уменьшением диаметра в сторону опорного кольца, а указанная разрезная втулка размещена между шаровым элементом подшипника и соединительным пальцем с возможностью упора своей торцовой частью в опорное кольцо.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Заявка ФРГ № 2608352, кл. В 62 D

7/04, 1978.

2. Патент Англии № 1057968, кл. В 7 Н опчблик. 196о (ппототип1.

835870

Puz /

// Z8 т у g//

fj

Составитель Ю. Таубер

Техред А. Камышникова

Корректор С. Файн

Редактор Н. Ахмедова

Заказ 774/702 Изд. № 400 Тираж 712 11одписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Г/

4Ы Р у/

Сцепное устройство полурам сочлененноготранспортного средства Сцепное устройство полурам сочлененноготранспортного средства Сцепное устройство полурам сочлененноготранспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизмам, использующимся в транспортных средствах, в частности в автопоездах с ведущими колесами полуприцепа, приводимыми в движение механической передачей

Изобретение относится к области эвакуации поврежденной военной техники

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для соединения двузвенного самоходного транспортного средства

Изобретение относится к области коммунальных и строительно-дорожных машин и, в частности, к машинам, имеющим шасси, состоящее из двух шарнирно сочлененных полурам

Изобретение относится к устройствам для соединения звеньев мобильных машин, например сельскохозяйственных тракторов с полурамами, связанными шарнирно
Изобретение относится к способам управления подвижными объектами

Изобретение относится к военной технике, а более конкретно к сочлененным боевым машинам

Автопоезд // 2240249
Изобретение относится к транспортной технике
Наверх