Система управления судовым двигателем

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советсиин

Социалистичесиин

Республик

850508 (Sl ) Дополнительное к ввт саид-ву (22) Заявлено 14.09.79 (2! ) 2840663/27-11 с присоединением заявки,% (5I)M. Кд.

В 63 Н 21/22

F 02 L 29/02 г 15 В 9/00

9еударетвфнай квинтет

СССР ав денни нзебрнтеннй н вткритнй (23) Приоритет

Опубликовано 30,07.81. Бюллетень М 28

Дата опубликования описания 03.08,81 (53) УДК 629.12-8 (08S. 8) (72) Авторы изобретения

Ю. H. Пушин, О. Г. Стегаличев, H. И. Давид

А,. А. Ведешкин и В. Е. Павлов

f (73) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Известна система управления судовым двигателем, содержащая последовательно

3 соединенные друг с другом звдатчик, устройство управления и исполнительный механизм, запитанный через переключатель и снабженный управляемой подпружиненной

Ю переключающей кулачковой муфтой, состоящей из подвижной и неподвижной частей электромагнитом, имеющим якорь йа упругой подвеске, соединенный через втулку пружины обратной связи с поршнем серво цилиндра и связанный с соплом- аслонкой, соединенной с полостью сервоцилиндрв и инвертирующим элементом, связывающим полости сервоцилиндра P ).

Однако данная система обладает низ- @

-- кой вибростойкостью, непригодна для установки на дизелях из- а низкой падеж ности и не позволяет унифицировать стыковку управляющей части.

Изобретение относится к судостроению, в частности к системе управления судо вым двигателем.

Цель изобретения — новышен не надежности и унификации системы.

Указанная цель достигается тем, что система ейвбжена1 дополнительным электрическим задьтчиком в виде мощного потенйбизметра, соединенного через переключатель с обмоткой электромагнита, а исполнительный механизм снабжен донол- ° нитеиьиым регуаяруемым упором, взаимодействующим с втулкой пружины обратной . связи, электромагнитным клапаном, соединенным с устройством управления, встро, энным в цепь питания, и самотормозящейся червячной кирой с ручным приводом, колесо которой звцеплено с подвижной частью куавчиовой муфты.

Кроме таго, электромагнит испопнительнса о механизма выполнен с якорем, zoторый жестко звкрештен на штоке из немагнитного материала, установленным со стороны якоря в резьбовом отверстии полоской упругой мембраны, и со стороны сопла-заслонки - в подшипнике скольжения, 08 4 2 управления, в котором формируется ал3 8505 закрепленном на дополнительной упругой мембране.

На чертеже показана система управле.ния.

Система содержит задатчик 1, устройство 2 управления, электрический задатчик 3 в виде мощного потенциометра, соединенного через переключатель 4 с обмоткой 5 электромагнита 6 исполнительного механизма (ИМ) 7. ИМ 7 снабжен <0 регулируемым упором 8, пружина 9 обратной связи снабжена втулкой 10 в зависимости от положения поршня 11, находящейся в контакте либо с упором 8, либо с кронштейном 12 поршня. Якорь 13 д электромагнита 6 жестко закреплен на штоке 14 из легкого немагнитного материалаа, установленном со стороны якоря в резьбовом соединении с контровочным устройством в плоской упругой силовой мемб-20 ране 15 и со стороны сопла- эаслонки

16 — в подшипнике 17 скольжения, закрепленном на дополнительной упругой мембране 18 малой жесткости. Сопло- аслонка 16 соединено с инвертирующим элемен-25

;том 19, встроенном между полостями сервоцилиндра 20. ИМ 7 снабжен управляемой подпружиненной переклк чающей кула ковой муфтой 21 с пневмоприводом 22, которая передает вращение и может пере-З0 мещаеься вдоль вала 23 ИМ 7. На валу

23 установлены свободно вращающиеся полумуфта 2 4, соединенная с поршнем 11, которая может сцепляться с кулачковой полумуфтой 25 муфты 21 только при определенном положении вала 23 и полумуфты 24, червячное колесо 26, имеющее зубчатую полумуфту 27, которая может сцепляться с соответствующей полумуфтой 28 муфты 21 в любом положенйи (в пределах шага зубцов), образующее с червяком 29 самотормозящую пару. Чер« вяк 29 имеет валик 30, на который может быть установлен, например, маховик 31 для ручного управления. Перемещение пор- 5 шня 11 ограничено упором 32. Вал 23 посредством, например, рычажной передачи ЗЗ, соединен с органом 34 управления двигателя 35. е 50

Пневмопитание ИМ 7 подаегся через дроссель 36, электромагнитный клапан 37, соединенный с устройством управления 2 и пневмопереключа тель 38.

Система р ботает следующим образом 55

Оператор на дистанционном посту задает режимы двигателя, изменяя попожение рукоятки управления задатчика 1.

Сигнал задатчика поступает в устройство горитм управления двигателем и выходной сигнал к ИМ 7, далее сигнал управления (сила тока) через переключатель 4 поступает на обмотку 5 электромагнита 6. При отсутствии сигнала управления ИМ 7 и положении втулки 10 пружины 9 на упоре

8 пружина 9 обратной связи натянута, шток 14 перемещен влево, сопло открыто, давление за ним равно нулю, а за weepтором - максимально. Под действием этого перепада давлений поршень находится на упоре 32. для преодоления начального натяжения пружины 9 обратной связи надо дать определенный уровень сигнала (силу тока), .Пока сигнал. меньше этого уровня поршень сервоцилиндра ocraется на упоре 32. Если же сигнал стал равен и бсльше этого уровня, то под действием силы притяжения электромагнита шток с якорем перемещается вправо, сопло 16 закрывается и в полость сервоцилиндра устремляется весь воздушный поток. Иавление в полости увеличивается, а за инвертором - уменьшается. Под действием перепада давления поршень пере» мешается влево. Поршень двигается до тех nop-, пока кронштейн 12 не входит в контакт с втулкой 10 пружины 9 обратной связи и ее натяжение не уравновешивает силы притяжения электромагнита, Таким образом, часть хода ог положения поршня на упоре 32 до положения, при котором кронштейн 12 поршня входит в контакт с пружиной 9 обратной связи„ поршень 11 проходит дискретно. То же имеет место и при уменьшении сигнала ниже уровня,. определенного предварительным натягом пружины 9 обратной связи, На остальной части хода каждому значению сигнала (c«ne тока) соответствует определенное палсикение поршня, при котором «меет место равновесие силы притяжения электромагнита и пружины 9 обратной связ«, В случае неисправности в устройстве 2 управления или обесточивания электромагнитный клапан 37 срабатывает и прекращает подачу воздуха к

ИМ 7. Пневмопривод 22 перебрасывает муфту 21 иа сцепление с самотсрмозящейся червячной парой - колесо 26 и червяк 29, Режим работы двигателя сохраняетоя, так как это сцепление происходит s любом положении. При наличии . элек ропитания, например, аккумуляторного, на резервном посту сохраняется воэможность дистанционного неавтомати— э«рова«ного управления двигателем пос5 М05 редством задатчика -3, путем переключения переключателя 4 и подачей электропитания на электромагнитный клапан 37 с резервного поста, так как включение полумуфт 24 и 25 может trpоисходить только при определенном взаимном их положении, то режим двкгателя сохраняется. Еоли электропитание отсутствует на резервном посту или управление с него невозможно, сохраняется воэможность ручного i0 управления двигателем через валик 30, например, посредством маховика 31, или же с какого-либо дистанционного аварийного поста, механически связанного с валиком 30. B случае падения давления пи- д тания ниже уровня настройки пневмопереключателя 38 или при исчезновении пневмопитания пневмопереключатель 38 обеспечивает резкий сброс воздуха кз полости пневмопривода 22 муфты 21 и ее т0 переключение на червячную пару. Воэможность многоур давнего управления повышает надежность системы.

Таким образом, один и ror же диапазон управляющего сигнала системы. применяет- и ся для различных типов двигателей, что дает воэможность унифицировать системы и упростить стыковку с двигателями. .Электромагнит имеет нелинейную характеристику: при перемещении штока пре- 30 делах рабочего хода сопла-заслонки (постоянный ток в обмотке) сила притяжения якоря изменяется — увеличивается при закрытии сопла. Это ведет к возникновению автокопебаний ИМ 7, поскольку эта нели- у нейность действует как положительная обратная связь. Нелинейность электромагнита компенсируется посредством упругой плоской мембраны 15, при отклонении которой or нейтрального положения воэника- 40 ет сила, противоположная изменению силы притяжения электромагнита. Благодаря расположению мембраны рядом с якорем все инерционные силы, возникающие прк вибрациях, воспринимаются ею, что обескечивает вибростойкость устройства. Так как мембрана 15 соединена со штоком 14 резьбовым соединением, то изменяя пьложение, при котором характеристика сопло-заслонки наиболее крута и мембрана 50 находится в среднем положении, это уироОй а щает настройку и обеспечивает высокую чувствительность ИМ.

Формула изобретения

1. Система управления судовым двигателем, содержащая последовательно связанные друг с другом эадатчик, устройство управления и исполнительный механизм, запитанный через переключатель и снабженный управляемой подпружиненной переключающей кулачковой муфтой, состоящей иэ подвижной и неподвижной частей электромагнитом, имеющим якорь на упругой подвеске, соединенный через втулку пружины обратной связи с поршнем сервоцилиндра и связанный с соплом-заслонкой, соединенной с полостью сервоцилиндра и инвертирующим элементом, связывающим понос-и сервоцклкндра, о тл и ч а ю щ а -я с я тем, что, с целью повышения надежности и унификации систе-. мы, она снабжена дополнительным электрическим задатчиком в виде потенциомет ра, соединенного через переключатель с обмоткой электромагнита, а исполнительный механизм снабжен дополнительным регулируемым упором, взаимодействующим с втулкой пружины обратной связи, электромагнитным клапаном, соедкненным с устройством управления, встроенным в цепь питания, и самотормозящейся червячной карой с ручным приводом, колесо которой эацеплено с подвижной частью кулачковой муфты.

2. Система по п. 1, о т л и ч а ю—

m а я с я тем, что электромагнит исполнительного механизма выполнен с якорем, который жестко закреплен на штоке иэ немагнктного материала, установленном со стороны якоря в резьбовом отверстии плоской упругой мембраны, а со стороны сопла-заспонкк -. в подшипнике скольжения, закрепленном на дополнительной упругой мембране.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 479887, кл. Р 15 В 9/ОО, 1970850508

Составитель И. Скуратович

Редактор М. Лысагарова Техред Т.йаточка Каррек М. Двмчик

Заказ 6215124 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

llo делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4/5

Филиал ППП Патент», г. Ужгсрод, ул. Проектная, 4

Система управления судовым двигателем Система управления судовым двигателем Система управления судовым двигателем Система управления судовым двигателем 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области общего машиностроения и может применяться в оборудовании комплексной механизации шахт в качестве механизма для перемещения элементов оборудования и машин, в которых требуется шаговое перемещение, например, забойного конвейера, исполнительного органа струговой установки, механизированных крепей и др

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано в гидросистемах летательных аппаратов

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к гидроавтоматике и может быть использовано в гидросистемах летательных аппаратов
Наверх