Электрическая машина

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»»851656

Союз Советскик

Социалистическик

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.01.80 (21) 2870328/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23)- Приоритет— (51) М. Кл.з

Н 02 К 9/04

Геоуддрственнык комитет по делам изобретений.и открытий

Опубликовано 30.07.81. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 05.08.81 (53) УДК 621.313..713 (088.8) Н. Н. Конохов, Л. А. Збарский, Ю. В. Поршнев, Н. А. Куцын и П. А. Сороко (72) Авторы изобретения

Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного. электрооборудования (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к электротехнике и касается охлаждения электрических машин.

Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина с радиально-согласной системой вентиляции, содержащая ротор с аксиальными каналами, статор с обмоткой, под лобовыми частями которой на валу установлены осевые вентиляторы, состоящие из лопаток и несущей их ступицы (1.) .

Недостатком известной конструкции является то, что при стремлении сократить машину по длине, расположив осевые вентиляторы ближе к ротору,-а также при низких уровнях расположения входа аксиальных каналов и большом радиальном размере ступицы вентилятора хладагент не может попадать напрямую из вентилятора в аксиальные каналы. Вентиляторы дуют-на торцовую часть ротора, от которой, завихряясь, поток меняет направление движения к входу аксиальных каналов. При этом эффективность охлаждения проигрывает из-за потери динамического напора и повышения аэродинамического сопротивления потоку хладагента на входе в аксиальные каналы ротора. В результате снижается расход хладагента через радиальные каналы ротора и статора и повышается нагрев электрической машины.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения электрической машины

Указанная цель достигается тем, что наружная поверхность ступи ц вентиляторов выполнена конической с уклоном в сторону входа аксиальных каналов, пересекающей плоскости входных отверстий аксиальных каЕ налов.

Место пересечения конической образующей с плоскостью каждого входного отверстия аксиальных каналов расположено в обращенной к валу зоне плоскости входного отверстия.

На чертеже представлена электрическая машина, продольный разрез.

Электрическая машина содержит статор 1 с лобовыми частями обмотки 2, под которыми на валу 3 установлены осевые вентиляторы 4. Вентиляторы состоят из ло20 паток 5 и несущей ступицы 6. Наружная поверхность 7 ступицы вентиляторов выполнена конической с уклоном в сторону входных отверстий аксиальных каналов 9 рото851656

Составитель Л. Карцева

Редактор Л. Пчелинская Техред А. Бойкас Корректор Ю. Макаренко

Заказ 6381/81 Тираж 730 Подписное

ВНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ра 10. Коническая образующая 11 пересекается с плоскостью входных отверстий аксиальных каналов 9 в нижней его части.

Электрическая машина работает следующим образом.

Хладагент, проходя через вентилятор, раз- 5 ветвляется на два потока: верхний — в лобовую часть обмотки статора, нижний — по уклону конической ступицы напрямую к входу в аксиальные каналы ротора. При этом направление и величина скорости потока, идущего в аксиальные каналы ротора, не меняется, значительно уменьшается аэродинамическое сопротивление входа в аксиальные каналы, увеличивается расход воздуха через активную часть электрической машины, что повышает эффективность ее охлаждения.

Таким образом, положительный эффект предлагаемого технического решения состоит в повышении эффективности охлаждения электрической машины.

Формула изобретения

1. Электрическая машина с радиальносогласной вентиляцией, содержащая ротор с аксиальными каналами, статор с обмот-. кой, под лобовыми частями которой установлены на валу осевые вентиляторы, состоящие из лопаток и несущей их ступицы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, наружная поверхность каждой из ступиц вентиляторов выполнена конической с уклоном в сторону аксиальных каналов и с образующей, пере-. секающей плоскости входных отверстий аксиальных каналов.

2. Машина по п. I, отличающаяся тем, что место пересечения конической образующей с плоскостью каждого входного отверстия аксиальных каналов расположено в обращенной к валу зоне плоскости входного отверстия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Электрические машины переменного тока. Сборник трудов ЦПКТБ КЭМ, вып. 1, «Энергия», 1973, с. 186.

Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх