Сцепное устройство сочлененноготранспортного средства

 

(п1852643

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.09.79 (21) 2820234/27-11 с присоединением заявки № 2820232/27-11

Союз Советских

Социалистических

Республик (51) M. Кл.з

В 60D I/14 (43) Опубликовано 07.08.81. Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 07.08.81 (53) УДК 629.114.3 (088.8) па делам изобретений и открытий

f (72) Автор (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам для многозвенных транспортных средств.

Известно сцепное устройство, содержащее опорные элементы, прикрепленные жестко к соединяемым звеньям и шарнирно связанные между собой скрещивающимися планками, расположенными одна над другой в параллельных плоскостях (1).

Недостатком этого устройства является невысокая долговечность шарниров скрещивающихся планок. При движении по неровностям планки стремятся повернуться относительно опор в вертикальной плоскости, что создает моменты, перекашивающие оси шарниров относительно втулок. Это вынуждает делать сферические шарниры, которые под действием больших усилий растяжения планок быстро изнашиваются, что нарушает нормальное функционирование сцепного устройства. Это устройство позволяет соединяемым звеньям совершать относительный поворот в вертикальной плоскости и вокруг продольной оси транспортного средства только на незначительный угол, что определяется соударением скрещивающихся планок при их сближении. Это обстоятельство на сильно пересеченной местности приводит к скручиванию планок и рам, к перегрузке шарниров сцепного устройства, что также снижает его долговечность.

Недостатком данного устройства являет5 ся также невозможность его использования для присоединения одноосного прицепа, так как при всех сферических шарнирах скрещивающихся планок одноосный прицеп будет терять устойчивость, а прн установке

1О вертикальных шарниров на одном из опорных элементов осп этих шарниров будут перекашиваться, снижая долговечность.

Известно и другое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, со15 держащее закрепленные поперечно на рамах соединяемых звеньев опорные элементы, выполненные в виде балок, шарнирно связанных перекрестными стержнями, расположенными в параллельных горизонталь20 ных плоскостях, при этом первый опорный элемент прикреплен к раме одного из соединяемых звеньев посредством горизонтального шарнира с возможностью поворота вокруг продольной оси транспортного

25 средства (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком устройства является его низ30 кая долговечность.

852643

Цель изобретения — повышение долговечности устройства.

Для этого второй опорный элемент прикреплен к раме соответствующего соединяемого звена шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости.

Кроме того, первый опорный элемент связан с осью горизонтального шарнира посредством промежуточного элемента, соединенного с первым опорным элементом горизонтальным поперечным шарниром, а промежуточный элемент может быть выполнен в виде Т-образной крестовины с горизонтальными поперечными шарнирами.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сцепное устройство, вид сверху; на фиг.2— разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез

Б — Б фиг. 1; на фиг. 4 — второй вариант сцепного устройства; на фиг. 5 — разрез

 — В фиг. 4; на фиг. 6 — разрез à — Г фиг. 4.

Сцепное устройство содержит опорные элементы 1 и 2, прикрепленные к соединяемым звеньям 3 и 4.

Опорный элемент 1 крепится к звену 3 при помощи поперечных шарниров 5 и 6, а элемент 2 — к звену 4 при помощи продольного шарнира 7. Элементы 1 и 2 соединены между собой скрещивающимися планками 8, 9 и 10, расположенными одна над другой в параллельных плоскостях. Обе планки 8 и 10 соединены с элементом 1 при помощи вертикального шарнира 11, а с элементом 2 — посредством шарнира 12. Планка 9 расположена между планками 8, 10 и соединена с элементом 1 вертикальным шарниром 13, а с элементом 2 — шарниром 14.

Работает устройство следующим образом.

Тяговое усилие от звена 3 передается через шарниры 5 и 6 на опорный элемент 1, а далее через шарниры 11 и 13 — на планки 8, 9 и 10. Дальше тяговое усилие передается через шарниры 12 и 14 на опорный элемент 2, с которого через шарнир 7 передается на соединяемое звено 4.

При повороте звена 3 влево через шарниры 5 и 6 поворачивается влево и элемент

1, который посредством шарнира 11 перемещает верхний конец планок 8 и 10 влево, а посредством шарнира 13 — нижний конец планки 9 вправо. При таком перемещении планок элемент 2 поворачивается вправо и через шарнир 7 поворачивает звено 4 вправо.

При въезде звена 3 на бугор оно поворачивается на шарнирах 5 и 6 относительно элемента 1, а антипараллелограмм остается в одной плоскости со звеном 4, являясь

его продолжением. Продольный опрокидывающий момент с одноосного звена 4 передается через шарнир 7 на элемент 2, затем через шарнир 12 — на планки 8 и 10 и да5

Зо

35 ю

65 лее через шарнир 11 — на элемент 1, а реализуется в качестве вертикальной до грузки шарниров 5 и 6.

Во втором варианте устройства (фиг. 4) опорный элемент 2 соединен со звеном 4 при помощи промежуточного элемента 15, выполненного в виде Т-образной крестовины, у которой шарниры 16 и 17 соединяют элементы 2 и 15, а шарнир 18 — элемент

15 и звено 4.

Тяговое усилие передается через шарниры 12 и 17 на опорный элемент 2, а от него через шарниры 16 и 17 — на промежуточный элемент 15, с которого через шарнир

18 — на соединяемое звено 4.

При повороте звена 3 влево через шарниры 5 и 6 поворачивается влево и элемент

1, который перемещает через шарнир 11 верхний конец планок 8 и 10 влево, а через шарнир 15 — нижний конец планки 9 вправо, При таком перемещении планок элемент

2 поворачивается вправо и через шарниры

16 и 17 поворачивает вправо элемент 15, который через шарнир 8 поворачивает звено 4 вправо.

Тяговое усилие и момент поворота преобразовываются в предлагаемом сцепном устройстве в усилия перерезывания осей шарниров, которые направлены перпендикулярно осям и равномерно загружают оси, что повышает долговечность шарниров и сцепного устройства в целом.

Шарнирное соединение опорных элементов и соединяемых звеньев устраняет скручивание рам и планок при переменном продольном и поперечном рельефе дороги, что повышает проходимость соединяемых звеньев и многозвенного транспортного средства в целом по сильно пересеченной местности.

Формула изобретения

1. Сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее закрепленные поперечно на рамах соединяемых звеньев опорные элементы, выполненные в виде балок, шарнирно связанных перекрестными стержнями, расположенными в параллельных горизонтальных плоскостях, при этом первый опорный элемент прикреплен к раме одного из соединяемых звеньев посредством горизонтального шарнира с возможностью поворота вокруг продольной оси транспортного средства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности устройства, второй опорный элемент прикреплен к раме соответствующего соединяемого звена шарнирно с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости.

2. Устройство по п. 1, отл и ч а ющееся тем, что первый опорный элемент связан с осью горизонтального шарнира посредством промежуточного элемента, соединенного с

852643 первым опорным элементом горизонтальным поперечным шарниром.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что промежуточный элемент выполнен в виде Т-образной крестовины с горизонтальными поперечными шарнирами. свидетельство по заявке кл. В 60D 1/14, 14.05.79

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CIIIA № 3254905, кл. 280 — 458, 1966.

5 2. Авторское № 2777896/11, (прототип).

852643

Корректор Л. Слепая

Редактор И. Гохфельд

Заказ 1807/7 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Спаунова, 2

ГГ

Составитель Ю. Таубер

Техред А. Камышникова

Сцепное устройство сочлененноготранспортного средства Сцепное устройство сочлененноготранспортного средства Сцепное устройство сочлененноготранспортного средства Сцепное устройство сочлененноготранспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к буксирным устройствам

Изобретение относится к буксирным устройствам с гидравлическими амортизаторами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тягово-сцепным устройствам автомобильных транспортных средств, предназначенным для буксировки транспортных средств на комбинированном ходу, преобразуемых для движения по рельсам и автомобильным дорогам, по железнодорожному пути без водителя в кабине

Изобретение относится к буксирным устройствам с гидравлическими амортизаторами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для повышения эксплуатационных показателей многозвенных транспортных поездов за счет увеличения показателей безопасности, маневренности

Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к тягово-сцепным устройствам транспортных средств

Изобретение относится к области буксирных устройств с гидравлическим амортизатором

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа
Наверх