Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников

 

О П И С А Н И Е <ц855269

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск ив

Социалистически« республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 04.07.79 (2l ) 2789777/25-27 (5) ) М. Кл.

F 16 С 43/04 с присоединением заявки ¹

3евудератввннмй кемнтет

СССР (23) П рнорнтет по делам наабретеннй н ат«рытнй

Онубликовано 15.08.81. Бюллетень № 30 (5З) УД К 62 О.1. .08:531.717. 12 (088.8) Дата опубликования описания 15.08.81 (72) Авторы изобретения

B. Д. Эльянов и Б. С. Апирин

I!

Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторскотехнологический институт поцшнпниковой промышленности (7I) Заявитель (54) СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДЛЯ СБОРКИ

ША РИКОПОДШИПНИКОВ

Изобретение относится к машинострос енню, в частности к сборке шарякоподшипников.

Известен способ комплектования дета лей для сборки радиально-упорных и упор-% но-радиальных шарикопоцшипннков, включающий измерение диаметра шариков н параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец HB группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное .расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой Н8» грузкой (11 .

Недостатком данного способа является то, что он имеет погрешности комплектования, обусловленные недостаточной точностью оценки угла контакта под осевой нагрузкой, вследствие того, что эталонная цеталь н измеряемое кольцо имеют цорожкн качения с различными поверхностями - конической н тороидальной, что влияет на контактные деформации деталей.

Этот способ непригоден для комплектования подшипников с большими углами контакта (например 60 ) из-за нечеткой .

О взаимной ориентации измеряемых колец с эталонным блоком.

Цель изобретения - повышение точности сборки.

Поставленная задача достигается тем, что, согласно способу комплектования деталей для сборки радиально-упорных и, упорно-радиальных шарикоподшипников, включаюптем измерение диаметра шариков и параметров дорожек качения колец в сборе с эталонным блоком, состоящим из эталонной детали я полного комплекта шариков, рассортнровку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранном подшипнике под регламентированной осевой нагрузкой, подбор групп прбнзводят по Углу контакта подшипника с использованн

CO5 . 1

3 МБ28 ем в качестве эталонной детали кольца с цорожкой качения, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапазоном рассеивания диаметров дорожек качения колец, в эталонном блоке используют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения диаметра шариков в эталонном блоке; в эталонном блоке для измерения внутренних ко- 1о лец подшипника используют эталонное коль цо с увеличенным диаметром дорожки качения, в эталонном блоке пля измерения наружных колец — эталонное кольцо с уменьшенным циаметром дорожки качения, подбор групп шариков и колец прои: водят с коррекцией на величины отклонений диаметров дорожек качения эталонных колец or номинальных значений.

На фиг. 1 показана схема установки 20 ! деталей для измерения угла контакта Р, Измеряемое наружное кольцо 1 в сборе с эталонным блоком, состояп!им из эталонного кольца 2 и комплекта шариков

3 с технологическим сепаратором 4, по- 5 мешают на измерительную позицию и нагружают осевой силой 1-с,.

На фиг. 2 показана схема установки !! деталей для измерения угла контакта

Измеряемое внутреннее кольцо !!! в сбо- 30 ре. с эталонным блоком, состоящим .из эталонного кольца 6 и комплекта шариков

7 с технологическим сепаратором 8, помешают на измерительную позицию и нагружают осевой силой 35

Способ состоит в следующем.

Рассортировку колец по группам осуществляют путем измерения под регламентированной осевой нагрузкой углов контакта тел качения (P u Pr ) комплек-wo ! л та, собранного из измеряемого кольца и эталонного блока (см. фиг. 1 и 2).

Группы. деталей для сборки подбирают так, чтобы в собранном подшипнике обеспечить требуемый угол контакта тел ка- 45 чения. Примером может служить приводимая ориентировочная комплектовочная сетка для подшипника 36206 с углом контакта 15 . Размеры эталонных колец приняО ты равными номинальным значениям. Эта- 5!3 лонные шарики приняты с отклонением or номинального значения, равным - 25 мкм.

Поправку 2,5 на контактные деформации под нагрузкой F = 30 кгс определяют опьп" ным путем. Расчет сетки производится по 55 формуле

И d шэ) (Об !"- + cosP )„=А

Q ф где дц!„ — диаметр шариков, требуемый для комплектования; 1 = R +v где R и — радиус профиля дорожки качения наружного и внутреннего кольца соответственно; д и3 - диаметр эталонных шариков; и р - измеренный угол контакта на-!! ! 1 ружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с эталонным блоком; где З3 и dg - диаметр дорожки качения наружного и внутреннего эталонного кольца соответственно; а — комплектовочный угол кон! „ 1 такта в подшипнике.

Б клетках поля комплектовочной сетки приведены требуемые отклонения в микрометрах диаметра шариков (группы шариков), обеспечивающие получение заданного угла контакта в подшипниках (см. табл.)

Расчетные данные проверены экспериментами.

Ланный способ обеспечивает возможность комплектования цеталей в широком диапазоне изменения их параметров. (B

1 данном случае диапазон измерений j3 ° и )„выбирается произвольно). При этом ! (1 небольшие отклонения диаметра шариков от расчетных не приводят к недопустимым отклонениям угла контакта. Следует отметить, что эталонные блоки с номинальными размерами в некоторых случаях могут не собираться с измеряемыми кольцами из-эа рассеивания диаметра дорожки качения колец в довольно широких пределах (+ 0,025 мм). Поэтому во избежание несобираемости" целесообразно прио менять в эталонном блоке комплект шариков, диаметром меньше номинального, Так, шарики, диаметр которых меньйе номинальыого на 15-20 мкм, обеспечивают

"собираемость всех измеряемых колец при указанном выше рассеивании их размеров.

Эталонные шарики для измерения наружных и внутренних колец могут применяться разных диаметров.

Если измерение диаметров дорожек качения колец производится в точках контакта (например, при неполном профиле дорожек качения), то диаметр шариков следует определять по формуле

855269

С = . ФЭК- ЭК

27,5

26,5

25,5 24,5 — 13

- 22

- 10

21,5

- 11 — l7

- 20

- 22

- 20 — 25

22,5

- 17

- 14

- 22

23,5

- 17

24,5

- 11

- 16

25,5

26,5 — 10

27,5

< щи (сОБ +СО5 )-с со р где d п „ — диаметр шариков, требуемый для комплектования; д пЭ - диаметр эталонных шариков; Ъ„ . и — измеренный угол контакта наружного и внутреннего кольца соответственно в сборе с агалонным блоком;

0) -- комплектовочный угол контакта10 ! К в подшипнике;

15 где ф и С 31 — диаметр дорожки каче9k ЭК ния в точке контакта на ружного и внутреннего кольца соответственно. 4

7А н 1 1 21,5 22,5

Формула изобретения

1. Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников, включающий измерение диаметра шариков и параметров,дорожек качения колец в сборе с эта- 5

45 лонным блоком, состоящим из эталонной детали и полного комплекта шариков, рассортировку шариков и колец на группы и подбор деталей таких групп, при которых

50 обеспечивается требуемое взаимное расположение деталей в собранном, подшипни- ке под регламентированной осевой нагрузкой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки, под55 бор групп производят по углу контакта подшипника с использованием в качестве эталонной детали кольца с дорожкой качения.

Вслучае, когда количество групп шариков ограничено и отсутствуют эталонные шарики требуемых размеров, могут применяться эталонные кольца, имеющие диаметр больше номинального для измерения внутренних колец и меньше номинального цля измерения наружных колец.

Способ опробован для сборки упорнорадиальных двухрядных подшипников серии

178000 с углом контакта 60о

Способ позволяет повысить точность сборки, обеспечить возможность комплектования групп деталей с большими углами контакта (порядка 60 ) и исключить нео обходимость замеров колец подшипников по диаметру дорожек качения, из-оа чего устраняются повреждения рабочих поверхностей колец.

Г

2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения комплектования колец с широким диапазоном рассеивания диаметров дорожек каче» ния колец, в эталонном блоке исйользуют шарики диаметром меньше номинального и подбор групп шариков и колец производят с коррекцией на величину отклонения .. диаметра шариков в эталонном блоке.

3. Способ по п. 2, о т л и ч а юшийся тем, что в эталонном блоке для измерения внутренних колец подшипника используют эталонное кольцо с увеличенным диаметроы дорожки качения, в эталонном блоке для измерения наружных колец - эталонное кольцо с уменьшенным диаметром цорожки качения, поцбор групп шариков и колец производят . с коррекцией на величины отклонений диаметров дороЙВБ жек качения эталонных колец от номинальных значений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Черневский Л.В.;и фокин Г.В. Метоцы и средства комплектования радиальных шарикоподшипников. - Обзор НИИНАвтопром, серия ХП. Поцшипниковая промыш ленность", М., 1975, с. 62-64 (прототип).

Составитель Т. Ракитина

Редактор Н. Ромжа Техрец М. Рейвес Корректор Н. Спец

Заказ 6861/49 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по цепам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж- 35, Раушская наб., ц. 4/5 филиал ЛПП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников Способ комплектования деталей для сборки шарикоподшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте роликовых подшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника
Наверх