Обучающее устройство

 

Соез Советских

Сфцмапистическмв

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

858069 (61) Дополнительное к авт. свмд-sy(22) Заявлено 2 L11.79 (21) 2861291/18-24 с присоединением заявки Ио— (23) Прморитет—

Опубликовано 23)3881. Бюллетень 119 31 .

Дата опубликования описания 230881

Р1)М. К,.

G 09 В 7/02

Госуааретвеииый комитет

СССР яо аелам изобретеиий и открытий.(З) УАХ 681.3.071 (088,8) 1 ф f:ф/ ъ

А.Н. Маляров, A.Â. Алимпиев и Б.М. Ведяхин """ : Г - - *я

Ь .;;

Куйбышевский политехнический институт им. В.В.;-Куйбйшева (72) Авторы изобретен и я. (71) Заявитель (54) ОБУЧА)0ЩЕЕ УСТРОЙСТВО!

Изобретение относится к автомати ке и вычислительной технике, в част ности к автоматизации учебного процесса и может быть использовано 8 различных учебных заведениях.

Известно обучающее устройство, .содержащее блоки связи с вычислителем, дешифратор, блок ввода, управляемый диапроектор, экран, блок фотодатчиков, логический блок, блок оценок и блок индикации (1), Недостатком таких устройств является их сложность, обусловленная применением вычислительных машин.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок вводов ответов, связанный с блоком сравнения ответов и блоком памяти, соединенныи с блоком воспроизведения, 20 который подключен к блоку регистрации, блоку сравнения адресов, регистру адреса, блоку сравнения ответов и блоку определения признаков, подсоеди« ненному к блоку сравнения адресов, 25 блоку управления и блоку сравнения ответов, связанному с блоком управления, который соединен с блоком регистрации и регистром адреса, подключенным к блоку Памяти и блоку сравненйF. адресов, выход которого подсоединен к блоку памяти.

Это Устройство позволяет производить выбор следующего кадра в зависимости от ответа учащегося и таким образом реализовать разветвленные программы практически любой сложности (2).

Это устройство использует в программе три типа кодов, а конструкция устройства отличается сложностью, обусловленной сложНостью реализации разветвленных программ. Причиной этого недостатка является принятая организация программ и принятый метод поиска кадров в программе °

Цель изобретения - упрощение устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в известное обучающее устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок памяти учебной информации, Слок воспроизведения учебной информации и блок сравнения, второй вход которого соединен со вторым выходом блока ввода ответов, введены два формирователя импульсов и элемент И, соеди« нениый выходом со вторым входом блока памяти учебной информации, 858069 первым входом — с выходом блока воспроизведения учебной информации, вторым входом — с выходом первого формирователя импульсов, а третьим входом — с выходом второго формирователя импульсов, первый вход которого подключен к первому выходу блока сравнения, а второй вход — к выходу блока воспроизведения учебной информации, соединенному с первым входом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен ко второму выходу блока сравнения, причем перный формирователь импульсов содержит первый элемент памяти и второй элемент И, первый и второй входы которого соединены соответственно с первым и вторым входами формирователя, а выход-со входом первого элемента памяти, выход которого является выходом формирователя, а второй формирователь импульсов со держит последовательно включенные дна H0âåðòîðë, третий и четвертый элементы И, элемент ИЛИ и второй элемент памяти, выход которого является выходом формирователя, входы первого и второго инверторов н вторые входы †.ретьего и четвертого элементов И соединены с соответствующими входами формирователя.

На фиг. l изображена блочная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — конкретное выполнение формирователей импульсов.

Обучающее устройстно, изображен»ое содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, блок 3 памяти учебНой информации, блок 4 воспроизведения учебной информации, формирователи 5 и 6 импульсов и элемент И 7.

Блок 1 состоит из коммутационных элементов, триггеров запоминания ответов и реле запуска лентопротяжного механизма (не показаны), блок 2 производит поразрядное сравнение кода ответон учащегося и кодов управления программоносителя ° Блок 3 содержит программоноситель (например, киноленту), и управляющий автоматический диапроектор (не показаны).

Блок 4 состоит из экрана и фотоэлектрических датчиков, считывающих управляющие коды программоносителя (не указаны). йрограммоноситель содержит дозы учебного материала (кадры) и коды управления одного типа. Коды управления содержат адресные разряды, соответствуюшие адресам определенных кадров, разряд обязательного сравнения и разряд остановки программоносителя. Коды располагаются группами перпендикулярно направлению движения кинолейты (перпендикулярно краю киноленты). Возле одного кадра могут располагаться от одного до нескольких кодов управления. Разряд остановки кодируется в последышем раэ5

10 (5

55 ряде группы кодов, располагаемые возле одного кадра.

Элемент 8 (фиг. 2) блока 4 считывает разряд остановки кода управления программоносителя, элементы 9-10 считывают адресные разряды программоносителя, элемент 11 — разряд обязательного сравнения. Элемент 12 маркерный формирователь импульсов содержит элемент И 13 и элемент 14 памяти. Формирователь 6 импульсов содержит инверторы 15, 16, элементы

И 17, 18, элемент ИЛИ 19 и элемент 20 памяти.

Обучающее устройство работает следующим образом.

Учащийся с помощью коммутационных элементов блока 1 вводит ответ, сигнал ннода ответа поступает в блок 3 на запуск механизма поиска кадров.

Коды киноленты считываются блоком 4, усиливаются и подаются в остальные блоки устройства. В блоке 2 Поразрядно сравниваются адресные разряды кодов управления и код введенного учащимся ответа. Сигнал о наличии или отсутствии сравнения поступает в формирователи 5 и 6.

Формирователь 6 запоминает наличие поразрядного сравнения адресных разрядов кода управления и кода ответа, если в сравненном коде не содержится закодированный разряд обязательного сравнения, поступающий из блока 4 в формирователь 6.

Если поразрядного сравнения не произошло, однако в одном иэ кодов управления группы кодов, принадлежащих данному кадру, содержится закодированный разряд обязательного сравнения, то элемент 20 также запомнит наличие сравнения. Таким образом элемент 20 блока 6 запоминает и выдает сигнал остановки на элемент И 7 в том случае, если есть поразрядное сравнение адресных разрядов кода управления и кода ответа при отсутствии закодированного разряда обязательного сравнения, или отсутствуют поразрядное сравнение и есть наличие закодированного разряда обязательного сравнения во время движения кинопленки.

На элемент И 17 поступает также сигнал из формирователя 5, содержащего элемент 14 памяти (триггер).

Запись в него производится в случае, если в формирователе 5 произошло сравнение адресных разрядов кода управления и кода введенного ответа и если в этом коде управления содержится закодированный разряд обязательного сравнения. При указанных условиях в элемент 14 запишется сигнал перехода, который подает запрещающий сигнал иа элемент И 7. В противном случае иэ формирователя 5 на элемент И 7 поступает разрешакяяий сигнал остановки.

858069

Из блока 4 на элемент И 7 поступает сигнал остановки программоносителя, закодированный в последнем коде управления группы кодов. При его наличии и при наличии разрешающих сигналов из формирователей 5 и 6 элемент И 7 подает сигнал остановки лентопротяжного механизма блока 3. Нужный кадр найден.

Работа устройства поясняется на функциональной схеме (фиг. 2). Первоначально элементы 14 и 20 находятея в нулевом состоянии С элементов 9 и 10 блока 4 в блок 2 поступают сигналы, соответствующие адресным раэрядам кода управления, сравнивающиеся с сигналами кода введенного ответа, 15 поступающего в блок 2 из блока 1.

Сигнал наличия поразрядного сравнения поступает на элемент И 13, куда также поступает сигнал с элемента 11 блока 4, соответствующего разряду Щ обязательного сравнения кода управления. При наличии поразрядного сравнения элемент 14 установится в единичное состояние, а запрещающий сигнал с его инверсного выхода поступит д на элемент 7. При отсутствии такого сравнения на элемент 7 будет поступать разрешающий сигнал.

Элемент 17 выдает сигнал установки элемента 20 в единичное состояние через элемент 19 в том случае, если на элемент 17 через инвертор 15 поступит,"игнал отсутствия поразрядного сравнения адресных разрядов кода с кодом ответа, и если с элемента 11 блока 4 поступит сигнал наличия закодированного на к .нопленке обязательного сравнения.

Элемент 18 выдает сигнал установки элемента 20 в единичное состояние через элемент 19 в том случае, если 40 на элемент 18 поступит из блока 2 сигнал наличия поразрядного сравнения ацресных разрядов кода управления и кода ответа и если на элемент

18 через инвертор 16 поступит сигнал с элемента 11 блока 4 об отсутствии закодированного на кинопленке разряда обязательного сравнения.

Остановка лентопротяжного механизма произойдет при.наличии сигнала на элементе 7 с элемента 8 блока 4, когда на кинопленке в последнем коде управления группы кодов в соответствующем разряде закодирован сигнал остановки, а также если элемент 14 сохранил свое первоначальное состояние и поэтому подает на элемент 7 разрешающий сигнал, а элемент 20 изменил свое первоначальное состояние иа единичное и поэтому также подает на элемент 7 разрешаю- Я} щий сигнал. После считывания последнего кода управления группы элементы

14 и 20 устанавливаются в первоначальное состояние через некоторое время, определяемое временем остановки кинопленки (временем срабатывания лентопротяжного механизма) .

Таким образом, группа кодов управления, соответствующая определенному кадру будет проскакиваться, т.е. устройство не будет реагировать на эту группу, если в ней один из кодов содержит закодированный разряд обязательного сравнения и в нем адресны . разряды сравнились с кодом введенного ответа ° Группа кодов, где содержится один из кодов управления, в котором адресные разряды сравнились с кодом ответа при отсутствии закодированного разряда обязательного сравнения или только при его наличии без наличия сравнения, вырабатывает сигнал остановки механизма поиска кадра.

Предлагаемое устройство отличается от известных устройств аналогично назначения и принципа действия своей простотой. Устройство использует только один тип кодов управления, которые считываются во время движения кинопленки. Оно не содержит элементы памяти зоны программы

{подпрограммы), в которой следует по ответу искать нужный кадр, а также не содержит элементы памяти кода следующего нужного кадра, второго блока сравнения кода следующего кадра с кодом кадра и блока определения типа кодов, введение которых значительно усложняет известные устройства и их программы. Однако устроиство позволяет реализовать разветвленные программы, сложность которых достаточна для применения в учебном процессе.

Формула изобретения

1. Обучающее устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, блок памяти учебной информации, блок воспроизведения учебной информации и блок сравнения, второй вход которого соединен со вторым выходом блока ввода ответов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства, оно содержит два формирователя импульсов и элемент И, соединенный выходом со вторым входом блока памяти учебной информации, первым входом — с выхо-дом блока воспроизведения учебной информации, вторым входом — с выходом первого формирователя импульсов, а третьим входом — с выходом второго формирователя импульсов, первый вход которого подключен к первому выходу блока сравнения, второй вход - к выходу блока воспроиэведвния учебной информации, соединенному с первым входом первого формирователя импульсов, второй вход которого подключен ко второму выходу блока сравнения.

858069

2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что первый форвврователь импульсов содержит первый элемент памяти и второй элемент И, первый и второй входы которого соединены соответственно с первым и 5 вторым входами формирователя, а выход - со входом первого элемента памяти, выход которого является выходом формирователя.

3. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что второй формирователь импульсов содержит последовательно включенные два инвертора, третий и четвертый элементы И, элемент ИЛИ и второй элемент памяти, выход которого является выходом фор мирователя, входы первого и второго инверторов и вторые входы третьего и четвертого элементов И соединены с соответствующими входами формирователя.. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 327 10, кл. G 09 В 7/02, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке В 2184468/18-24, кл . G 09 В 7/02, 1975 (прототип) .

856069

Составител Т. Ничипорович

Техред А. Ач Корректор С. Щомак

Редактор А. Шандор

Заказ 7253/83

Тираж 484 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ппП патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх