Гайковерт

 

Союз Советских

Социалнстнческнк ресттублнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ВТИЗЬСТВУ о11859140 (б I ) Дополнительное к авт. свид-ву—

Р1«М 1 3 (22) Заявлено 19. 12 Л9 (21) 2853670/25-28

В 25 В 21/00 с присоединением заявки Йо

Государстееииый комитет

CCC P ио делам июбретеиий и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 300881. Бюллетень Йо 32 (53) УАК 621. 883 (088.8) Дата опубликования описания 300881 (72) Автор изобретения

Н.П.Мартинович

Специализированное проектно-конструкторское бю

Донецкого областного управления грузового автотранспорта (71) Заявитель (54) ГАЙКОВЕРТ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях промышленности. и строительства для механизированной затяжки резьбовых соединений рабочим инструментом, в частности, гайковертами.

Известен гайковерт, содержащий корпус, размещенные.в нем электро-. двигатель, узел контроля и регулирования крутящего момента в виде электромагнитной фрикционной муфты с внешними и внутренними дисками, ведущая полумуфта которой выполнена в виде маховика и размещена на выходном валу электродвигателя, шпиндель с рабочей головкой, поводок, соединенный с внешними дисками электромагнитной муфты, систему управления с программным блоком формирования импульсов включения электромагнитной муфты и электродвигателя, электродинамического торможения последнего. и узла контроля и регулирования крутящего момента (1g .

Недостаток укаэанного гайковерта заключается в утечках магнитного потока через поводок, корпус ведущей полумуфты и вал электродвигателя,что приводит к уменьшению магнитного по- 30 тока, пересекающего якорь электромагнитной муфты, а следовательно, к уменьшению скорости и силы его притяжения к ведущей полумуфте и к уменьшению величины создаваемого импульса крутящего момента.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является гайковерт, содержащий корпус, размещенные в нем электродвигатель, шпиндель с рабочей головкой, узел конт роля и регулирования крутящего момента в виде электромагнитной фрикционной муфты, ведомая полумуфта которой размещена на шпинделе, систему управления с программным блоком формирования импульсов включения электромагнитной муфты и электродвигателя, электродинамического торможения последнего и узла контроля и регулирования крутящего момента, а ведущая полумуфта выполнена в виде маховика () . недостатком такого гайковерта является то чтб при работе с ним в вертикальной плоскости, когда ведомая часть электромагнитной муфты (якорь и фрикционные диски) расположена сверху ее ведущей части, происходит резкое снижение КПД и произво859140 дительности гайковерта из-за существенного увеличения величины остаточного момента муфты, приводящего к снижению скорости разгона ведущей полумуфты-маховика, к снижению величины накопленной кинетической энергии в ней и к перегрузке электродвигателя. Кроме того, в таком гайко-, верте остаточный момент муфты увеличивается за счет сил остаточного магнитного потока и сил молекулярного сцепления между ее фрикционными дисками после отключения катушки муфты, что приводит к снижению КПД и производительности гайковерта.

Цель изобретения — повышение эффективности гайковерта. 35

Поставленная цель достигается тем, что гайковерт .снабжен кинемати.ческой связью, соединяющей выходной вал электродвигателя с ведущей полумуфтой, которая размещена посредст- Щ вом тел качения на шпинделе, а система управления включает в себя блок размагничивания электромагнитной муфты, соединенный с программным блоком.

На фиг.1 изображена конструктивная схема гайковерта; на фиг.2 электрическая блок-схема гайковерта; на фиг.3 — циклограмма формирования импульсов включения электродвигателя и электромагнитной муфты программным блоком.

Гайковерт содержит корпус (не показан), размещенные в нем шпиндель 1 с рабочей головкой, узел регулирования крутящего момента в виде электро- З5 магнитной фрикционной муфты 2, ведущая полумуфта 3 которой соединена через кинематическую связь 4 с валом электродвигателя 5. Ведущая полумуфта 3 и ведомая полумуфта б электромагнитной муфты 2 установлены на шпинделе 1, причем ведущая долумуф.та 3 установлена на шпинделе 1 на подшипниках 7, а ведомая полумуфта б, функцию которой выполняют внутренние фрикционные диски - на шлицах 8 шпинделя 1. На шпинделе 1 установлен также якорь 9 электромагнитной муфты 2.

Ведущая полумуфта 3, кинематическая связь 4 и поводок 10, установлен- о ный на корпусе ведущей полумуфты 3, играют роль маховика.

Гайковерт имеет систему 11 управления, включающую узел питания 12 электродвигателя 5, узел 13 питания катушки возбуждения электромагнит-. ной фрикцноиной муфты 2, выполняющей функцию узла контроля и регулирования крутящего момента, блок 14 размагничивания. электромагнитной щ муфты 2 и программный блок 15 формирования программы импульсов включения электродвигателя 5, электромагнитной муфты 2, их торможения и регулирования крутящего момента. 65

Гайковерт работает по программе импульсного включения электродвигателя 5 и электромагнитной муфты 2, (фиг.3) где T1 " время включенного состояния электродвигателя 5 Т2

I время включенного состояния муфты 2

ТЗ вЂ” время размагничивания муфты 2 и возвращения ее фрикционных дисков в исходное (отключенное) положение перед очередным включением электродвигателя 5.

При включении гайковерта за время Т1 электродвигатель 5 вместе с кинематической связью 4 и ведущей полумуфтой 3 разгоняются до номинальной скорости электродвигателя 5, накапливая кинетическую энергию. При сборке и разборке -резьбовых соединений, расположенных в вертикальной плоскости, ведущая полумуфта 3 расположена сверху якоря 9 и при разгоне электродвигателя 5 вращается на подшипниках 7, если момент затяжки резьбового соединения превышает остаточный момент электромагнитной муфты 2. Если же момент затяжки (при свободном навинчивании) резьбового соединения меньше остаточного момента муфты 2, то вместе с ведущей полумуфтой 3 вращаются ведомая полумуфта 6 и шпиндель 1, По истечении времени Т1 программным блоком 15 и узлом 12 питания системы 11 управления отключается электродвигатель 5, а программным блоком 15 и узлом 13 питания подается постоянное напряжение на катушку возбуждения муфты 2. Якорь 9 сжимает фрикционные диски, и накопленная кинетическая энергия маховиком и электродвигателем 5 благодаря резко возросшему трению в пакете Фоикционных дисков выделяется на шпинделе 1 в виде импульса крутящего момента. Величина этого импульса момента пои постоянной величине запасенной энергии в маховике и электродвигателе 5 зависит от времени выделения этой энергии на шпинделе 1. т.е. от времени нарастания и окончательного усилия сжатия Фпикционных дисков, которые зависят от скорости изменения и окончательной величины тока, протекающего по катушке муфты 2. . По истечении времени Т2 катушка электромагнитной муеты 2 отключается от чзла 13 питания (вегчлио емого источника. постоянного тока) и подключается на время ТЗ к блоку 14 размагничивания. При этом на катушку электромагнитной муфты 2 подается переменное напряжение и под действием создаваемого переменного магнитного потока ее фрикционные диски и якорь 9 вибрируют с частотой напряжения, питающей катушку сети. Остаточный магнитный поток, создакщийся после отклюючения муфты 2 от узла 13 питания, размагничивается, а фрикци859140 онные диски, вибрируя, отдаляются друг от друга и тем саьым исключается действие сил молекулярного сцеп.ления между дисками на величину остаточнаго момента муфты 2.

По истечении времени Т3 снова включается электродвигатель 5 на время Т1. Такой порядок работы элементов гайковерта автоматически осуществляЕтся с помощью программного блока 15 системы 11 управления.

При горизонтальном расположении шпинделя 1 и электромагнитной муфты

2 режим работы гайковерта остается таким же., как и при вертикальном рас- 15 положении .этих элементов.

Предлагаемый гайковерт позволяет осуществлять сборку и разборку резьбовых соединений, расположенных в gQ вертикальных и горизонтальных плоскостях, без увеличения мощности электродвигателя при высоких производительности и КПД гайковерта. Кроме того, в гайковерте обеспечивается высокая точность соосной установки ведомой и ведущей полумуфт электромагнитной муфты, необходимая для ее нормальной работы, вследствие того, что обе полумуфты устанавливаются на одном шпинделе..

ЗО

Формула изобретения

Гайковерт, содержащий корпус, размещенные s нем электродвигатель, шпиндель с рабочей головкой, узел контроля и регулирования крутящего момента в виде электромагнитной фринционной муфты, ведомая полумуфта которой размещена на шпинделе, систему управления с программным блоком формирования импульсов включения электромагнитной муфты и электродвигателя, электродинамического торможения последнего и узла контроля и регулирования крутящего момента, а ведущая полумуфта выполнена s виде маховика, отличающийся тем, что, с целью повьыения эффективности, он снабжен кинематической связью, соединяющей выходной вал электродвигателя с ведущей полумуфтой, которая размещена посредством тел качения на шпинделе, а система управления включает в себя блок размагничивания электромагнитной муфты, соединенный с программным блоком. источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2516378/25-28, кл. В 25 В 21/00, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2834683/25-28 кл. В 25 В 21/00, 1979 (прототип р.

Г

t !

l

I

I

I

b ф ф

Составитель И.Лихачев

Редактор H.Áåçðîäíàÿ Техред С. Мигунова Корректор Г.Назарова

Заказ 7427/28 Тираж 1090 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам,изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб .. д.4/5 филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Гайковерт Гайковерт Гайковерт Гайковерт 

 

Похожие патенты:

Гайковерт // 854703

Гайковерт // 848336

Изобретение относится к механизированным монтажным инструментам и может быть использовано для монтажа (демонтажа) агрегатов, в которых применяются разборные резьбовые соединения

Изобретение относится к механизированным инструментам и может быть использовано для монтажа и демонтажа гаек на буксах подвижного состава в транспортном положении

Изобретение относится к контрольно-измерительной оснастке и может быть использовано в различных отраслях промышленности для тарированной затяжки резьбовых соединений

Изобретение относится к стационарным инструментам для свинчивания труб и деталей турбобуров в условиях ремонтных баз

Изобретение относится к области гидравлического инструмента, применяемого для затягивания и ослабления резьбовых соединителей типа болтов, гаек и тому подобных соединений

Изобретение относится к монтажным переносным электроинструментам, а именно винтовертам, шуруповертам, дрелям, и может быть использовано в любой отрасли машиностроения

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам установки самосверлящих винтов

Гайковерт // 2154709
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано для механизации путевых работ
Наверх