Устройство автоматического переключения передач транспортного средства

 

О п И С А Н И Е 1ц86И24

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Соыналистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 634980 (22) Заявлено 15.05.79 (21) 2765784/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. К

В 60К 41/06

Государственный комитет (43) Опубликовано 07.09.81. Бюллетень № 33 (53) УДК 629.113-585. .2(088.8) по делам нзобретенкй и открытий (45) Дата опубликования описания 07.09.81

Ф и (72) Авторы изобретения В. П. Тарасик, А. С. Солонский, С. Д. Галюжин, И. тИ. Сафонов, В. И. Мрочек и В. М. Семенов

Могилевский машиностроительный инстит т;(71) Заявитель

17Ф (54) УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам автоматического переключения передач ступенчатых трансмиссий транспортных средств.

По основному авт. св. № 634980 извест- 5 но устройство автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее два центробежных, регулятора, аналого-дискретный преобразователь, золотник которого взаимодействует с муфтой одного 1о из центробежных регуляторов посредством кинематической связи, задающий механизм, при этом центробежный регулятор задающего механизма соединен с рычагом подачи топлива транспортного средства, исполнительный механизм (1).

Недостатком данного устройства является то, что для обеспечения синхронного движения рейки топливного насоса и золотника аналого-дискретного преобразователя zp применен центробежный регулятор с всережимной настройкой от акселератора и приводом от вала двигателя, аналогичный по конструкции всережимному регулятору двигателя. Однако, согласно техническим требованиям на изготовление и в процессе эксплуатации, значения жесткостей пружин регуляторов двигателя и устройства могут значительно различаться. Поэтому настроить регулятор такого устройства на синхронную работу с регулятором двигателя можно только на одном режиме. На всех же остальных режимах возникает несинхронность в работе, регуляторов, приводящая к появлению статической ошибки регулирования. В результате этого закон переключения передач будет существенно отличаться от требуемого, что значительно ухудшает технико-экономические показатели работы транспортного средства.

Цель изобретения повышение экономичности топлива путем обеспечения синхронной работы обоих регуляторов.

Цель достигается тем, что кинематическая связь между регуляторами и золотником аналого-дискретного преобразователя выполнена в виде рычага с подвижно установленными на нем двумя ползунами, один из которых связан посредством ролика с муфтой центробежного регулятора, а другой посредством тяги — с золотником аналого-дискретного преобразователя, и винтовой передачи с двумя ведомыми элементами, каждый из которых связан с соответствующим ползуном, и элемента фиксации этих ползунов. Кроме того, винтовая передача может быть выполнена с различным передаточным отношением перемещения ведомых элементов.

861124

На чертеже изображена принципиальная схема устройства в нейтральном полояепии.

Устройство содержит центробежный регулятор 1 с грузами 2, муфту 3, которая посредством ролика 4 связана с рычагом 5, на котором подвижно установлены ползуны

6 и 7. Ползун 7 посредством тяги 8 соединен с золотником 9 аналого-дискретного преобразователя 10. Винтовая передача .11 содержит два ведомых элемента 12 и 13, которые связаны соответственно с ползунами 6 и 7. Злемент 14 фиксирует ползуны 6 и 7 на рычаге 5.

Для задания одинаковых скоростных режимов центробежному регулятору 1 и центробежному,регулятору 15 двигателя рычаг управления 16 соединен тягой 17 с рычагом управления 18 центробежным регулятором двигателя и тягой 19 — с акселератором 20.

Рычаг 5 соединен пружиной 21 с рычагом управления 16. Аналого-дискретный преобразователь 10 состоит из золотника 9 и корпуса, в отверстии 22 которого,расположен золотник 9. В отверстии 22 имеются три кольцевые проточки 23, 24 и 25. К проточке 23 по каналу 26 подводится под давлением рабочая жидкость гидросистемы коробки передач. В зависимости от положения золотника 9 относительно проточек 24 и 25 рабочая жидкость по каналам 27 и 28 подается к исполнительному механизму 29 на включение высшей или низшей передачи соответственно.

Таким образом, аналого-дискретный преобразователь 10 служит для преобразования аналогового сигнала в виде перемещения муфты 3 центробежного регулятора 1 в дискретные сигналы упоавления в виде давления рабочей жидкости в каналах 27 и 28.

Центробежный регулятор 15 двигателя посредством муфты 30, ролика 31 и рычага

32 связан с рейкой топливного насоса 33, Рычаг управления 18 центробежным регулятором 15 двигателя соединен с рычагом

32 пружиной 34.

Устройство работает следующим образом.

При загрузке двигателя, близкой к номинальному крутящему моменту, золотник 9 находится в нейтральном положении, и сигнал на переключение передачи не поступает. При уменьшении нагрузки частота вращения вала двигателя возрастает, и золотник 9 под действием центробежной силы инерции грузов 2, преодолевающей усилие пружины 21, посредством муфты 3, ролика

4, рычага 5, ползунов 6 и 7 и тяги 8 перемещается вправо. При загрузке двигателя на 70 — 80О/о от номинального момента золотник 9 сообщает проточку 23 с проточкой

24, и в исполнительный механизм 29 по каналу 27 подается сигнал на включение высшей передачи. С увеличением нагрузки час5

Зо

65 тота вращения вала двигателя уменьшается, что приводит к уменьшению центробежной силы инерции грузоз 2. Под действием пружины 21, преодолевающей центробежную силу инерции грузов 2, золотник 9 перемещается влево в положение, соответствующее включению низшей передачи. При превышении загрузки двигателя на 5 — 10О/о по сравнению с номинальным крутящим моментом золотник 9 сообщает проточку23. с проточкой 25, и по каналу 28 подается сигнал на включение низшей передачи.

Так как загрузку двигателя характеризует полояение рейки топливного насоса 33, то рейка топливного насоса 33 и золотник

9 аналого-дискретного преобразователя 10 двигаются синхронно при работе двигателя на любом скоростном режиме. Настройка синхронной работы центробежных регуляторов осуществляется путем одновременного перемещения ползунов 6 и 7 относительно рычага 5 с помощью винтовой передачи

11. При перемещении нижнего ползуна 6 с роликом 4 изменяется плечо действия усилия пружины 21 по отношению к муфте 3 и тем самым компенсируется разница в усилиях пружины 34 центробежного регулятора 15 двигателя и пружины 21 центробежного регулятора 1, возникающая из-за различия в значениях их жесткостей. Однако при этом из-за различного положения роликов 4 и 31 относительно осей качания винтовой передачи 11 и,рычага 32 достигается лишь синхронное движение муфт 3 и 30 центробежных регуляторов 1 и 15, так как при одинаковых перемещениях муфт 3 и 30 углы поворотов винтовой передачи 11 механизма и рычага 32 различны. Следовательно, величины перемещений золотника 9 и рейки топливного насоса 33 в этом случае также различны. Поэтому для обеспечения синхронного движения рейки топливного насоса 33 и золотника 9 одновременно с нижним ползуном 6 перемещается верхний ползун 7 таким образом, что соотношение расстояний между осью качания винтовой передачи 11 и осями вращения ролика 4 и крепления тяги 8 на верхнем ползуне 7 остается постоянным. После настройки регулятора 1 ползуны 6 и 7 на рычаге 5 фиксируются элементом 14, Таким образом, в предложенном устройстве автоматического переключения передач обеспечивается синхронное движение рейки топливного насоса и золотника аналого-дискретного преобразователя во всем диапазоне нагрузочных и скоростных режимов двигателя, что позволяет поддерживать его загрузку оптимальной путем своевременного переключения передач и за счет этого повысить производительность и топливную экономичность транспортного средства, 861124

Формула изобретения

Составитель Л. Мусилович

Техред М. Гайдамак

Редактор Е. Хейфиц

Корректоры: А. Степанова и О. Тюрина

Заказ 1817/8 Изд. № 507 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Устройство автоматического переключения передач транспортного средства по основному авт. св. № 634980, о т л и ч а ющееся тем, что, с целью повышения экономичности топлива путем обеспечения синхронной работы обоих регуляторов, кинематическая связь между регуляторами и золотником аналого-дискретного преобр азователя выполнена в виде рычага с подвижно установленными на нем двумя ползунами, один из которых связан посредством ролика с муфтой центробежного регулятора, а другой посредством тяги — с золотником аналого-дискретного преобразователя винтовой передачи с двумя ведомыми элементами, каждый из которых связан

5 с соответствующим ползуном, и элемента фиксации этих ползунов.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что винтовая передача выполнена с различным передаточным отношением пере10 мещения ведомых элементов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 634980, кл. В 60К 41,/06, 1978.

Устройство автоматического переключения передач транспортного средства Устройство автоматического переключения передач транспортного средства Устройство автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх