Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства

 

В.П. Заворин; П.Ф. Мороз, Н.А. Качалов, К.М. Каирбеков, Д.Т. Сильчик и В.К. Никитин

1 . „

3

Харьковский авиационный институт им. Н,Е. Жуковского (72) Авторы изобретения (7I ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОЙ.

УСТОЙЧИВОСТИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, а более конкретно к скоростным транспортным средствам, преимущественно гоночным автомобилям и может быть использовано для повышения нх поперечной устойчивости в условиях движения на больших скоростях и при совершении ими поворотов.

Известно гироскопическое стабилизирующее устройство для летательных

19 аппаратов, содержащее закрепленные на крыльях или оперении роллероны Pl).

Однако в конструкциях летательных аппаратов роллероны лишь ограничивают угловую скорость вращения относительно продольной оси, а задача горизонтальной ориентации для указанного типа объектов не решается.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства, преимущественно .гоночного автомобиля, содержащее крыло, закрепленное к его корпусу 21.

Это крыло установлено под углом вниз к вертикальной плоскости симметрии корпуса и используется для создания отрицательной подъемной сипы.

Цель изобретения — повышение безопасности движения транспортного средства в ampoxoM диапазоне скоростей и улучшение его скоростных характеристик.

Поставленная цель достигаетоя тем, что на корпусе или крыле транспортного средства закреплены"поперечные оси, а крыло снабжено роллеронами, подвижно установленными на укаэанных осях, при этом в корпусе каждого роллерона смонтированы трубки подвода сжатой рабочей среды иэ автономного источника на зубцы роторов роллеронов.

На фиг. I изображено предлагаемое ,устройство, вид в плане, с частичным вырезом обшивки левого роллерона; на фиг. 2 — аксонометрическая про867758, 20

40 екция хвостовой части транспортчого средства с левым роллероном.

Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства содержит крыло 1, консоли которого размещены на корпусе

2 транспортного средства. На корпусе или крыле закреплены поперечные оси 3, на осях 3 подвижно установлены роллероны 4, зубчатые роторы 5 которых предназначены для вращения их встречным скоростным напором q относительно центров О . Р ллероны могут отклоняться на осях 3 вверхвниз относительно оси 0 -О.

Для обеспечения раскрутки роторов роллеронов на малых скоростях движения транспортного средства служит дополнительный обдув зубчатых роторов роллеронов газовой струей через трубки 6, смонтированные в корпусе каждого роллерона и связанные с автономным источником сжатой рабочей среды (от баллона со сжатым газом или от последней ступени компрессора

25 газотурбинного двигателя, установленного на гоночном автомобиле).

Устройство обеспечивает повышение поперечной устойчивости транспортного средства следующим образом.

При движении транспортного средства зубчатые роторы 5 роллеронов

4 раскручиваются встречным скоростным напором q до высоких угловых скоростей Я . В случае появления опасного поперечного крена, например N левого, транспортное средство приобретает угловую скорость своего вращения относительно продольной оси а>„е „ е„с,. Это приводит. к появлению гироскопического момента Х который по направлению действия стремится совместить вектор собственного вращения Я с вектором вынужденного вращения мд011 „ „с, по кратчайшему расстоянию, т.е. стремится отклонить 45 роллероны 4 на осях 3 на левой консоли крыла 1 вниз, а на правой консоли крыла — вверх. Появляющиеся на консолях крыла приросты аэродинамиI ческих сил создают момент, стремя- S0 щийся уменьшить угловую скорость кренового движения транспортного средства, тем самым повышая его поперечную устойчивость.

Для обеспечения работоспособности устройства на малых скоростях движения транспортного средства, когда скоростной напор q мал, раскрутку роторов 5 роллеронов производят от струи газа, подводимого на зубцьг роторов через трубки 6.

Предлагаемое устройство позволяет достичь повышения поперечной устойчивости транспортного средства и этим существенно повысить безопасность его движения, а также улучшить скоростные характеристики транспортного средства (за счет возможного при этом сужения колеи его опорных элементов и связанного с этим снижения веса транспортного средства и его аэродинамического сопротивления) и расширить диапазон скоростей безопасности движения транспортного средства на малых скоростях движения (путем принудительного обдува роторов роллеронов от автономного источника сжатой рабочей среды).

Формула изобретения

Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства, преимущественно гоночного автомобиля, содержащее крыло, закрепленное к корпусу транспортного средства, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения безопасности двйжения транспортного средсто ва в широком диапазоне скоростей и улучшения его скоростных характеристик, на корпусе или крыле транспортного средства закреплены поперечные оси, а крыло снабжено роллеронами, подвижно установленными на указанных осях, при этом в корпусе каждого роллерона смонтированы трубки подвода сжатой рабочей среды иэ автономного источника .на зубцы роторов роллеронов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Краснов Н.Ф. и др. Управление и стабилизация в аэродинамике. Учебное пособие. М., "Высшая школа", 1978, с. 79, рис. 1.9.7.

2. Патент США У 3768582, кл. 180"1, 1973 (прототип).

867758

Составитель Л. Смольская

Ре акто Н. Б шаева Тех е Ж.Кастелевич Ко екто Н. Шв каз.

Заказ 8i98/21 Тирам 702 . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!

l3035 Москва Ж-35 Рарская наб.д д. 4Д

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства Устройство для повышения поперечной устойчивости наземного транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к одноколейным транспортным средствам, а именно к монорельсовым железным дорогам, мотоциклам, мотороллерам, велосипедам и мотовелосипедам, в частности к одноколесным транспортным средствам

Велосипед // 2223886
Изобретение относится к двухколесным велосипедам с электрической трансмиссией и маховиком, который может использоваться для стабилизации велосипеда

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам стабилизации транспортного средства

Изобретение относится к одноосным транспортным средствам со стабилизацией кузова посредством перемещающейся массы и гироскопов

Изобретение относится к велосипедам с опорой на спинку

Изобретение относится к средствам гироскопической стабилизации

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для стабилизации их кузовов, и может быть использовано для улучшения их устойчивости движения на склоне, комфортабельности движения и улучшения условий работы двигателя
Наверх