Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства

 

ОП И САН И Е

ИЗОЬРЕТЯНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

»>887332

Союз Советских

Йоииалистических

Ресеублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.04.80 (21) 2903847 27-11 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.12.81. Бюллетень № 45 (45) Дата опубликования описания 07.12.8! (51) М.Кл з В 62 D 5/06

Государственный комитет ао делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.585 (088.8) (72) Автор изобретения

В. К. Барай

Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильны (71) Заявитель (54) РАСП РЕДЕЛ ИТЕЛЬ ГИДРАВЛ И Ч ЕСКОГО

УСИЛИТЕЛЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортноиу машиностроению, в частности к раопределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства.

Известен распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства, содержащий корпус с выполненными в нем каналами для возможности соединения с гидронасосом, гид. робаком и полостями силового гидроцилиндра, гильзу, размещенную внутри корпуса, золотник, кинематически связанный с рулевым валом, установленным неподвижно в осевом направлении и соединенHbIM посредством торсиона с валом рулевого механизма, плунжера, установленные в реактивных камерах, выполненных в гильзе, рабочие полости которых соединены каналами с полостями силового гидроцилтендра, двуплечий рычаг, установленный на рулевом валу с возможностью взаимодействия с плунжерами, причем упомянутая,гильза одним концом установлена в корпусе в подшипнике, а другим — связана с валом рулевого механизма (1).

Недостатком данного распределителя является влияние перекосов вала рулевого механизма на гильзу, возникающих в результате изготовления присоединительных размеров сопрягаемых деталей в пределах допусков и в процессе эксплуатации, например, при ослаблении натяга подшипников вала рулевого механизма. Все это снижает плавность включения распределителя.

5 Цель изобретения — повышение плавности включения распределителя за счет устранения влияния перекосов вала рулевого механизма.

Цель достигается тем, что распределитель снабжен дополнительным подшипником, установленным в корпусе с возможностью взаимодействия с концом гильзы, связанным с валом рулевого механизма, и шаровым пальцем, причем связь гильзы с

15 валом рулевого механизма выполнена в виде упомянутого шарового пальца, жестко установленного на валу рулевого механизма, ша,ровая часть которого расположена в пазу, выполненном в гильзе.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема рулевого управления с гидроусилителем рулевого управления; на фиг. 2— продольный разрез распределителя гидравлического усилителя; на фиг. 3 — сечение

А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 —. сечение  — В на фиг. 2; на фиг. 6 — сечение à — Г на фиг. 2:.Распределитель,гидравлического усиЗО лителя,рулевого управления транопортыаго

887332

65 средства содержит корпус 1 распределителя с выполненными в нем каналами для соединения с гидронасосом 2, жидробаком и полостями 3 и 4 силового гидроцилиндра. Канал для сообщения с гидронасосом

2 состоит из радиального отверстия 5 и кольцевой проточки 6, а каналы для сообщен ия с полостям и 3 .и 4 силов ого гидроцилиндра состоят из радиальных отверстий

7, 8,и кольцевых проточек 9 и 10. Внутри корпуса 1 распределителя размещена жильза 1.1,золотника 12.

В гильзе 11 золотника 12 выполнены внутренние продольные канавки 13 и каналы, образованные кольцевыми проточками 14, 15 и 16 и радиальными отверстиями !

7, 18 и !9. Внутри гильзы,11 установлен золотник 12 с продольными канавками 20 на наружной поверхности и отверстиями

21 для соединения со сливом. Золотник 12 связали с рулевым валом 22, соединенным посредством торсиона 23 с валом 24 рулевого механизма.

В гильзе 11 золотника 12 также выполнены реактивные камеры 25, в которых установлены плунжеры 26. Две рабочие полости реактивных камер 25 соединены отверстиями 27 через продольные канавки

13 и 20 с полостью 4 силового гидроцилиндра, а противоположные рабочие полости соединены отверстиями 28 через кольцевую проточку 9 с полостью 3 силового гидроцилиндра.

На рулевом валу 22 жестко установлен двуплечий рычаг 29 с роликами 30, располо>кенный в пазу гильзы 11 золотника 12 с возможностью взаимодействия с плунжерами 26, ход которых выбирается из условий выбора полного зазора 31 между соединением рулевожо вала 22 и валом 24 рулевого механизма.

Гильза 11 золотника 12 одним концом установлена в подшипнике 32 корпуса 1 распределителя, а другим связана с валом

24 рулевого механизма, шаровым пальцем

ЗЗ, .жестко установленным на валу,24 рулевого механизма. Шаровая часть пальца

ЗЗ расположена в пазу 34 гильзы 11 золотника 12. Второй конец гильзы 11 .золотника 12 установлен в дополнительном подшипнике 35 корпуса 1 распределителя.

Вал 24 рулевого механизма связан через винтовое соединение и гайку-рейку 36, зубчатый сектор 37, размещенные в картере 38, сошку 39, через рулевой привод с управляемыми колесами и силовым гидроцилиндром.

В картере 38 выполнено отверстие 40 для слива рабочей жидкости.

Рулевой вал 22 закреплен неподвижно в осевом направлении в крышке 41 на подшипниках 42. Между подшипниками 42 установлено комплексное уплотнение 43.

Для регулировки натяга подшипников 42

5 !

О

l5

55 к крышке 41 крепится крышка 44 с регулировочными прокладками.

При нейтральном положении золотника

12 рабочая жидкость от гидронасоса 2 по каналам, образованным радиальным отверстием 5 и кольцевой проточкой 6 корпуса .1 распределителя, и проточкой 15 и радиальным отверстием 18 гильзы 11 золотника 12, поступает в продольные канавки

13 гильзы 11 и .далее в продольные канавки 20;золотника 12. Оттуда через каналы, образованные радиальными отверстиями

17, 19, кольцевыми проточками 14, 16, и через каналы, образованные проточками

9, 10 и радиальными отверстиями 7, 8, жидкость поступает соответственно в полости 3 и 4 силового гидроцилиндра и через отверстия 21 золотника 12 в картер 38 и оттуда через отверстие 40 на слив в гидробак.

При повороте рулевого вала 22, например, влево вместе с золотником !2 относительно его гильзы 11 разобщаются продольные канавки 13 гильзы 11 и продольные канавки 20 золотника 12, сообщенные с полостью 4 силового гидроцилиндра.

Поток- рабочей жидкости от гидронасоса поступает в продольные канавки 20 золотника 12, сообщенные с полостью 3 силового гидроцилиндра. Далее он поступает в радиальное отверстие 17 и кольцевую проточку 14 гильзы 11 и через кольцевую проточку 9 и радиальное отверстие 7 в полость

3 силового гидроцилиндра. Из полости 4 силового гидроцилиндра вытесненная поршнем рабочая жидкость поступает по каналам, образованным радиальным отверстием 8 и кольцевой проточкой 10, кольцевой проточкой 16 и радиальным отверстием 19 гильзы 11, в продольные канавки

20, а затем в продольные канавки 13, соответственно золотника 12 и корпуса 1.

Отсюда через радиальные отверстия 21 золотника 12, картер 38, отверстие 40 жидкость поступает на слив в гидробак. Одновременно поток рабочей жидкости под давлением поступает из кольцевых проточек 9 и 14 через отверстие 28 в две полости реактивных камер 25.

Плунжеры 26, находящиеся под давлением жидкости в этих реактивных камерах 25, воздействуют на ролики 30 двуплечего рычага 29, и следовательно, на рулевой вал 22, стремясь с закрученным торсионом 23 вернуть золотник 12 в нейтральное положение.

Увеличение давления в системе, а следовательно, и в реактивных камерах 25 обеспечивает увеличение усилия на ободе рулевого колеса пропорционально увеличению сопротивления повороту управляемых колес.

Силовой цилиндр, создавая усилие для поворота колес, одновременно перемещает сошку 39, зубчатый сектор 37, гайку-рей887332 ку 36 и через винтовое соединение вращает вал 24 рулевого механизма.

Через шаровой .палец 33 вращение вала 24 рулевого механизма передается на гильзу 11 золотника 12 вслед за золотником 12 и, следовательно, осуществляется слежение за положением золотника 12.

При этом гильза 11 золотника 12 поворачивается в подшипниках 32 и 35, разнесвнных по его концам, обеспечивая плавный без заедания поворот.

При снятии усилия с обода рулевого колеса торсион 23 и плунжеры 26 через ролики 30, двуплечий рычаг 29 возвращают золотник 12 в нейтральное положение.

При неработающем гидронасосе 2 или недостаточном давлении в системе выбирается зазор 31 в соединении между рулевым валом 22 и валом 24 рулевого механизма и усилие от рулевого колеса непосредственно передается по механическим связям, как в обычном рулевом управ.лении без усилителя.

Подвижное соединение вала 24 рулевого механизма посредством шарового пальца 33 с гильзой 11 золотника 12 обеспечивает возможность установки гильзы il золотника 12 в двух подшипниках 32 и 35, что исключает влияние перекосов на распределитель от вала 24 рулевого механизма.

Введение дополнительно подшипника

35 обеспечивает равномерное распределение нагрузок, исходящих от валов 22, 24 и реактивных камер 25, разгружает трущиеся поверхности, тем самым увеличивает безопасность движения, плавность включения и точность работы распределителя рулевого управления.

Формула изобретения

Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного б средства, содержащий корпус с выполненными в нем каналами для сообщения с гидронасосом, гидробаком и полостями силового гидроцилиндра, гильзу, размещенную внутри корпуса, золотник, кинемати1О чески связанный с рулевым валом, установленным неподвижно в осевом направлении и соединенным посредством торсиона с валом рулевого механизма, плунжеры установленные в реактивных камерах, выполненных в гильзе, рабочие полости которых соединены каналами с полостями силового гидроцилиндра, двуплечий рычаг, установленный на рулевом валу с возможностью взаимодействия с плунжерами, 2О причем упомянутая гильза одним концом установлена в корпусе в подшипнике, а другим — связана с валом рулевого механизма, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности включения распределителя за счет устранения перекосов вала рулевого механизма, он снабжен дополнительным подшипником, установленным в корпусе с возможностью взаимодействия с концом гильзы, связанным с валом рулевого механизма, и шаровым пальцем, причем связь гильзы с валом рулевого механизма выполнена в виде упомянутого шарового пальца, жестко установленного на валу рулевого механизма, шаровая часть которого расположена в пазу, выполненном в гильзе.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

40 1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2601216/11, кл. В 62 D 5/06, 1978 (прототип).

887332

Г-Г

Составитель В. Калмыков

Техред А. Камышннкова

Редактор С. Суркова

Корректор С. Файн

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 1633/1232 Изд. № 597 Тираж 712 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства Распределитель гидравлического усилителя рулевого управления транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх