Шаровой шарнир

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.03.77 (21) 2468345/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл

F16С1! 06

Гасударственные комитет (53) УДК 621.828..2 (088.8) Опубликовано 15.12.81. Бюллетень № 46 но делам нзобретений и открытий

Дата опубликования описания 15.12. 81 (72) Авторы изобретения

Б. Г. Деговцов и О. И. Кучерявая (71) Заявитель (54) ШАРОВОИ ШАРНИР

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в соединительных устройствах, а также в тягах механизма навески сельскохозяйственных машин, например тракторов, соединяемых с сельскохозяйственными орудиями, имеющими присоединительные пальцы разных размеров.

Известен шаровой шарнир, содержащий корпус со сферическим гнездом, шаровую головку со сквозным отверстием и цилиндрическими лысками на его боковой поверхности, радиус которых не превышает радиуса вход- 1g ного отверстия гнезда, и общая ось которых перпендикулярна оси сквозного отверстия, а также фиксатор шаровой головки, выполненный в виде резьбового болта, ввернутого в шаровую головку, и с головкой, размещенной с зазором в отверстии корпуса !!) . 15

Однако монтаж и демонтаж этого шарового шарнира затруднен и требует много времени.

Так для демонтажа шаровой головки и монтажа другой головки необходимо вворачивать и выворачивать фиксатор, которым является болт. При этом болт необходимо надежно стопорить с целью исключения его выворачивания при взаимодействии головки болта с отверстием корпуса сферического гнезда. Кроме того, угловое перемещение деталей узла зависит от заданного зазора между стенкой отверстия корпуса сферического гнезда и головкой болта и поэтому ограничено.

Цель изобретения — упрощение монтажа и демонтажа шарового шарнира.

Поставленная цель достигается тем, что фиксатор шаровой головки выполнен в виде пружинного кольца, наружный диаметр которого в свободном состоянии превышает удвоенный радиус сферы гнезда, а на шаровой головке выполнена кольцевая канавка под фиксатор.

Кольцевая канавка может быть расположена в плоскости, перпендикулярной оси корпуса. Пружинное кольцо может быть выполнено разрезным и иметь концы, отогнутые во внутрь или выполненные со скосами на их торцах.

Указанное пружинное кольцо дополняет шар в зоне цилиндрических лысок, выполненных на шаровой головке, и исключает

889929

55 ее выпадание из сферического гнезда корпуса.

Для обеспечения деформации пружинного кольца при монтаже и демонтаже головки глубина кольцевой канавки шара должна быть не менее диаметра сечения кольца в зоне лысок.

Сила, необходимая для вталкивания и выталкивания головки из сферического гнезда, зависит от жесткости пружинного кольца и от того, как располагается стык кольца относительно отверстия сферического гнезда корпуса. Если стык пружинного кольца располагается в зоне отверстия сферического гнезда корпуса, то жесткость кольца снижается, так как концы пружинного кольца могут перемещаться за счет кольца. Поэтому демонтаж и монтаж шара производится при расположении стыка кольца в указанном положении, т. е. в зоне входного отверстия корпуса и совмещения цилиндрических лысок головки с входным отверстием корпуса, энергичным нажатием на пружинное кольцо или легким ударом по кольцу со стороны противоположной стыку.

Для обеспечения свободного проворота шара в гнезде в любом направлении наружный диаметр сжатого кольца до выбора зазора стыка должен быть не более диаметра сферы гнезда.

Диаметр отверстия шаровой головки зависит от максимального размера присоединительного пальца сельхозорудия, с которым данный трактор может быть использован.

Таким образом, имея сменные головки с одинаковым диаметром сферы, но с отверстиями под разные присоединительные пальцы сельхозорудия, можно быстро и легко переналаживать шаровые соединения для работы с сельхозорудиями другого класса тяги или другой категории.

Кроме того, в сравнении с известными устройствами упрощается изготовление сферического гнезда корпуса и в целом шарового соединения.

На фиг. 1 изображен предлагаемый шаровой шарнир, вид сверху; на фиг. 2 сечение А-А па фиг. 1; на фиг. 3 — схема монтажа соединения при вводе шаровой головки в сферическое гнездо корпуса; на фиг. 4 изображено шаровое соединение, когда шаровая головка установлена в гнезде корпуса и повернута на 90 со сравнением с ее положением на фиг. 3; на фиг. 5 вариант исполнения пружинного кольца с отогнутыми концами; на фиг. 6 — то же, со скосами на торцах концов кольца.

Шаровой шарнир, например механизм навески, состоит из .сферического гнезда 1, корпуса 2 со входным отверстием 3. Со сферическим гнездом 1 сопрягается шаровая головка 4 с отверстием 5 под присоединительный палец сельхозорудия. На боковой поверхности головки 4 имеются цилиндрические лыски 6, общая ось которых перпен5

t5

50 дикулярна оси отверстия 5 шара, а радиус не превышает радиуса входного отверстия 3 сферического гнезда корпуса, а также кольцевая канавка 7 (фиг. 2), расположенная в плоскости, перпендикулярной оси отверстия 5 головки 4. В кольцевой канавке 7 размещено пружинное кольцо 8, наружный диаметр которого в свободном состоянии превышает удвоенный радиус сферы гнезда 1. Пружинное кольцо 8 может быть разрезным и иметь отогнутые концы 9 (фиг. 5) или скосы 10. В гнезде корпуса 2 может быть также устанавливаться головка 11 (фиг. 4), выполненная с отверстием под присоединительный палец другого размера.

Для сборки предлагаемого шарового шарнира необходимо на головку 4 надеть пружинное кольцо 8, развернуть стык кольца в ту сторону, где нет цилиндрических лысок 6, и совместить цилиндрические лыски 6 головки с входным отверстием 3 корпуса (фиг. 3). Так как кольцо 8 больше отверстия корпуса, то для того, чтобы вставить головку в сферическое гнездо 1, необходимо нажать на кольцо или ударить по кольцу со стороны, обратной стыку кольца. В гнезде пружинное кольцо 8 разжимается, обеспечивая надежную фиксацию головки относительно сферического гнезда корпуса.

Для установки в рабочее положение (фиг. 1 и 2) головку 4 необходимо развернуть на 90 в сферическом гнезде 1 корпуса.

Разборка узла происходит следующим образом.

Головку из рабочего положения необходимо провернуть на 90 относительно сферического гнезда корпуса, а цилиндрические лыски 6 совместить с отверстием 3 корпуса.

Если стык кольца находится в зоне сферического гнезда, то пружинное кольцо следует развернуть так, чтобы- его стык оказался в зоне отверстия 3 с энергичным нажимом на кольцо со стороны, обратной стыку, или легким ударом по кольцу демонтировать головку.

Формула изобретения

1. Шаровой шарнир, содержащий корпус со сферическим гнездом, шаровую головку со сквозным отверстием и с цилиндрическими лысками на ее боковой поверхности, радиус которых не превышает радиуса входного отверстия гнезда, и общая ось которых перпендикулярна оси сквозного отверстия, а также фиксатор шаровой головки, отличаюи4ийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа, фиксатор шаровой головки выполнен в виде пружинного кольца, наружный диаметр которого в свободном состоянии превышает удвоенный радиус сферы гнезда, а на шаровой головке выполнена кольцевая канавка под фиксатор.

889929

2. Шарнир по п. 1, отличающийся тем, что кольцевая канавка расположена в плоскости, перпендикулярной оси корпуса.

3. Шарнир по п. I, отличающийся тем, что пружинное кольцо выполнено разрезным.

4. Шарнир по пп. 1 и 3, отличающийся тем, что концы пружинного кольца отогнуты во внутрь.

5. Шаровой шарнир по пп. 1 и 3, отличающийся тем, что концы пружинного кольца выполнены со скосами на торцах.

Источники информации, 5 принятые во внимание при экспертизе. 1. Патент Германии № 331733, кл. 47 В 13, 1917.

889929

Составитель И. Лнтипова

Редактор М. Келемеш Техред A. Бойкас Корректор О. Билак

Заказ 10931/55 Тираж 863 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир Шаровой шарнир 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 875120

Шарнир // 859696

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх