Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к лвто ском свидитидьствь

«н874403 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 071279 (21) 2848010/27-11 (51)М К 3

С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ЗаЯВКИ Мо

В 60 К 41/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 23.1 081. Б оллетень HP 39 (53) УДК 629 113 (088.8) Дата опубликования описания 2Ы081

Н.Л.Островерхов, А.С.Солонский, Г.В.Саенко, В.H.Êñåíäçîâ и B.Ì.Cåìåíoâ.

Г (72) Авторы изобретения

Ъ»

Институт проблем надежности и долгове птс ети...мдшин 1

AH Белорусской CCP (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ

ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидравлическим устройствам для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых трансмис/

=ий транспортных средств.

Известно гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства, содержащее селекторный механизм, имеющий основной и дополнительный поворотные золотники, посредством которых исполнительные гидроцилиндры связаны с основным гидроцилиндром гидроаккумулятора, в ко- 15 тором расположены поршни, разжатые упругими элементами (11 .

Недостатком данного устройства является отсутствие возможности измерения времени перекрытия передач и плав-20 ности включения фрикционных элементов в зависимости от нагрузки на трансмиссию транспортного средства.

Цель изобретения — повышение долговечности путем изменения величины 25 времени перекрытия передач и плавности включения фрикционных элементов, Поставленная цель достигается тем, что гидроаккумулятор снабжен дополнительным гидроцилиндром, установленным 30 коаксиально основному гидроцилиндру и многопозиционным переключателем, посредством которого рабочие камеры основного и дополнительного гидроцилиндров подключены параллельно дополнительному золотнику селекторного механизма.

На фиг. 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 — пружинный четырехсекционный гидроаккумулятор, продольный разрез.

Устройство содержит селекторный механизм 1, связанный каналами 2-5 с гидроцилиндрами фрикционных элементов 6-9 переключения передач, каналом

10 — с нагнетательной полостью гидронасоса, каналом 11 — со сливом и каналами 12 и 13 с многопозиционным переключателем 14. Последний представляет собой распределитель, каналы 15

18 которого соединены с рабочими полостями 19-22 и пружинного четырехсекционного гидроаккумулятора 23 двухстороннего действия.

Гидроаккумулятор 23 содержит два рабочих цилиндра: основной 24 и дополнительный 25, каждый из которых содержит по два поршня 26, 27 и 28, 29 и расположенные между ними упругие элементы 30 и 31.

874403

При этом дополнительный цилиндр

25 гидроаккумулятора 23 .установлен коаксиально основному 24, а поршни

26 и 27 основного цилиндра 24 выполнены кольцами.

Устройство работает следующим об;разом.

При необходимости создать, например, максимальное время перекрытия передач и наибольшую плавность включения последних, водитель с помощью ручного привода многопозиционного переключателя 14 устанавливает его. в положение Т, что соответствует подключению к гидросистеме рабочих полостей гидроаккумулятора 23 максимального объема. Рабочие полости 19 и 20 гидроаккумулятора 23 с помощью каналов 15 и 16 многопозиционного переключателя 14 соединяются с каналом 13 селекторного механизма 1, а с помощью каналов 17 и 18 — с каналом 12. 20

40

50

Формула изобретения

60 линдры связаны с основным гидроцилиндром гидроаккумулятора, в котором рас65 положены поршни, разжатые упругими

При переключении, например, со второй передачи на третью водитель с помощью ручного привода селекторного механизма 1 переводит последний из положения, соответствующего второй передаче, в положение, соответствующего третьей передаче. Жидкость от насоса с помощью каналов 10 и 5 селекторного механизма 1 поступает к гидроцилиндру фрикционного элемента

8 третьей передачи и одновременно с помощью каналов 10, 13, 16 и 17 — к рабочим полостям 19 и 20 гидроаккумулятора 23. Под действием давления жидкости поршни 26 и 27 гидроаккумулятора 23 начнут перемещаться и сжимать упругие элементы 30 и 31, обеспечивая тем самым плавное нарастание давления в гидроцилиндре фрикционного элемента 8, до максимального,что приведет к плавному включению последнего.

Одновременно с подключением гидроцилиндра фрикционного элемента 8 третьей передачи происходит отключение гидроцилиндра фрикционного элемента

7 второй передачи от насоса и соединение его с помощью каналов 3 и 11

1 со сливом, при этом оставляя подключенными к нему с помощью каналов 17, 18 и 3 рабочие полости 21 и 22 гидроаккумулятора 23. Под действием ранее сжатых упругих элементов 30 и

31, поршни 28 и 29 гидроаккумулятора 23. начнут перемещаться, подавая жидкость одновременно к гидравлическому цилиндру фрикционного элемента

7, с помощью каналов 17, 18, 12 и 3, и на слив с помощью канала 11.

В результате этого в гидроцилиндре фрикционного элемента 7 второй передачи будет некоторое время поддерживаться давление, необходимое для передачи указанным элементом крутящего момента.

Также происходит и переключение на соседние с включенной передачи, лишь меняются местами заполняемые и опорожняемые полости гидроаккумулятора.

Таким образом, при переключении передач с помощью предлагаемого устройства существует момент времени, когда фрикционные элементы сменяемой и включаемой передач одновременно передают крутящий момент, происходит так называемое перекрытие передач. Длительность перекрытия передач, также как и плавность включения их, в значительной мере ., определяется характеристиками гидроаккумулятора 23, объемом полостей, участвующих в работе, жесткостью и величиной предварительного натяжения упругих элементов

30 и 31.

Для предлагаемого устройства объемы рабочих полостей 21 и 22 основного 24 и 19, 12 дополнительного 25 цилиндров гидроаккумулятора необходимо выбирать такими, чтобы при одновременной .работе двух цилиндров создавалось максимально необходимое время перекрытия передач, что соответствует максимальной загруженности трансмиссии транспортной машины крюковой или весовой нагрузкой, объем каждой из рабочих камер одного из цилиндров гидроаккумулятора соответствует минимально необходимому времени перекрытия передач,. тогда по разнице объемов рабочих камер основного и дополнительного цилиндров гидроаккумулятора определяют величину времени перекрытия передач, обеспечиваемую рабочими камерами другого цилиндра, а следовательно, и условие работы транспортной машины, для которых целесообразно испольэовать только этот цилиндр.

Создание возможности изменения плавности включения и времени перекрытия передач позволяет производить переключение передач при оптимальных режимах работы фрикционных элементов при выполнении машиной работы с разными загрузками трансмиссии, что положительно скажется на долговечности фрикционных элементов. Кроме того, регулирован*е процесса переключения передач позволяет применять устройство, как унифицированное для машин с разным заполняемых объемом исполнительных цилиндров фрикционных муфт.

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения,передач транспортного средства, содержащее селекторный механизм, имеющий основной и дополнительный поворотные золотники,посредством которых исполнительные гидроци874403 элементами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности путем изменения величины време.ни перекрытия передач и плавностивключения фрикционных элементов,:гйд- роаккумулятор снабжен дополнительным ридроцилиндром, установленным коак-: сиально основному гидроцилиндру и многопозиционным переключателем, посредством которого рабочие камеры основного и дополнительного гидроцилиндров подключены параллельно дополнительному золотнику селекторного механизма.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 697361, кл. В 60 К 41/00, 1976.

874403

Фиг 2

Составитель Л.Мусилович

Редактор Н.Рогулич Техред Л.Пекарь Корректор Н.Стец

Заказ 9151/25 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх