Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик 867710 (6l ) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 17.04. 79 (21) 2754910/27-11 с присоединением заявки РЙ (51)М. Кл.

В 60 К 41/06

3ЪоударотееиныИ комитет

СССР ао долек изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК629,113-585.52 (088. 8) Опубликовано 30. 09.81 ° Бюллетень J636

Дата опубликования описания 30.09. 81 (72) Авторы изобретения

Б. С. Науменко ° А.Ф. Бакалов и В.П. Шаронов

Сибирский автомобильно-дорожный институт (71 ) Зая интел ь (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛОЧЕНИЯ . ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Известно устройство, содержащее датчик скорости, соединенный со входом порЪгового элемента. Второй корректирующий) вход порогового элемента соединен с датчиком положения педали управления подачей топлива. Выход порогового элемента соединен с исполнительной сервосистемой Г11 °

Недостатки устройства — наличие больших неиспользуемых зон тяговой характеристики, нерациональные переключения передач, и как следствие, повышенный расход топлива.и ускоренный износ элементов .трансмиссии, Наиболее близким техническим решением из известных к предлагаемому изобретению является устройство для автоматического переключения пере-. дач транспортного средства, содержащее датчик положения педали управления подачей топлива, датчик скорости транспортного средства, выход которого подключен к входу датчика уско рения, соединенного своими выходми с соответствующими входами элементов блокировки нерациональных переключений передач, пороговые элементы переключения передач, входы которых подключены к выходу датчика скорости, а выходы — к исполнительной системе

1 переключения передач, корректирующий элемент, связанный.с датчиком положения педали управления подачей топлива 2".1 °

Недостатком этого изобретения является наличие нерациональных и цикличнык переключений передач, Цель изобретения — повышение толливной экономичности транспортного средства путем исключения нерациональных и цикличных переключений передач.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для автоматическог

20 переключения передач снабжено допол" нительными корректирующими. элементами по числу передач, датчиком сопротивления движению, один вход которо867710

2S го соединен с выходом датчика положения педали управления подачей топлива, а другой - через дополнительные корректирующие элементы связан с вы" ходом датчика ускорения, запоминающими элементами, входы которых связаны с выходами элементов блокировки нерациональных переключений передач, а выходы - с исполнительной системой переключения передач. 10

На фиг.1 представлена функциональная схема устройства; на фиг,2характеристика переключения передач.

Устройство содержит датчик 1 положення педали управления подачей толли- 5 ва, выход которого соединен со входом

2 датчика сопротивления движению.

Второй вход датчика 2 сопротивления движению соединен с выходом датчика

3 ускорения через корректирующий элемент 4, индивидуальный для каждой передачи. Выход датчика 5 скорости устройства соединен со входом датчика ускорения 3 и входами пороговых элементов переключения передач 6 и 7.

Вторые входы пороговых элементов 6 и

? соединены с выходом датчика 2 сопротивления движению. Выходы пороговых элементов соединены со входами блокиорые « З0 блокирующих элементов соединены с выходами датчика 3 ускорения. Выходы блокирующих элементов соединены со входами запоминающих элементов 10 и

11, выходы которых соединены с исполнительной системой 12 переключения и передач, Контакты обратной связи исполнительной системы соединены с корректирующими элементами 4. Датчик 1 положения педали управления подачей топлива — лотенциоиетр. Выходкой .сигнал 1 пропорционален подаче. топлива в ч двигатель. Датчик 2 сопротивления движению представляет собой сумматор, выполненный на микросхеме операционного усилителя, неинвертирующий

45 вход .которого соединен с движком потенциометра датчика 1, а инвертирующий - с выходом датчика 3 ускорения через корректирующие элементы 4.

Датчиком 5 скорости является тахоге- 50 нератор переменного тока с мостовым выпрямителем и реостатно-емкостным фильтром, датчиком 3 ускорения - диф-, ференциатор, выполненный на микросхеме операционного усилителя. Коррек- 55 тирующий элемент 4 содержит два резистора, соответствующих 1-й и 2-й передаче. Пороговые элементы 6 и 7 переключения передач выполнены на микросхемах операционного усилителя.

В качестве блокирующих элементов 8 и 9 использованы логические микро-. схемы типа "И-HE" в качестве запоминающих элементов — симметричные триггеры, выполненные на микросхемах тигга "И-HE".

Устройство работает следующим обра зом.

При движении машины датчик 5 скорости — тахогенератор вырабатывает напряжение, прямо пропорциональное скорости движения, Это напряжение поступает иа входы датчика 3 ускорения и пороговых элементов б и 7 переключения передач. Сигнал величины ускорения поступает через корректирующие элементы 4 на вход датчика 2 сопротивления движению, который представляет собой сумматор. На вход датчика 2 также поступает сигнал с датчика 1 положения педали управления подачей топлива. Разносный сигнал на выходе датчика 2 пропорционален сопротивлению передвижения. Этот сигнал, поступая на входы пороговых элементов 6 и 7,переключения передач определяет моменты их открывания сигналом датчика 5 скорости, т.е. осуществляет коррекцию момента переключения передачи в зависимости от сопротивления пере-движению. Сигналы знака ускорения используются для блокировки нерациональных переключений передач, имеющих место при резких воздействиях на педаль управления подачей топлива. При резком увеличении подачи топлива скорость не может возрасти мгновенно.

Сигнал же загрузки вследствие безынерционности потенциометра — датчика 1 положения педали подачи топлива возрастает мгновенно, и хотя сопротивле-. ние движению не изменяется, (фиг,2) происходит включение низшей передачи, хотя возможен разгон на высшей. Однако при увеличении подачи топлива появляется напряжение на выходе порогового элемента датчика 3 ускорения, которое блокирует логический элемент

9 включения низшей передачи.

Аналогично работает система блокировки при резком сбросе подачи топлива, Таким образом, величина ускорения является параметром, задающим момент переключения, а знак ускорения — параметром, блокирующим нерациональные переключения, Положитель5 " .8677 ное ускорение блокирует переключение на низшие передачи, отрицательное на высшие.

С выходов логических элементов .

8 и 9 сигналы на включение передач поступают на входы запоминающих элементов 10 и 11, Назначение запоминающих элементов 10 и 11 — четко зафиксировать своим устойчивым состоянием сигнала включения передачи )0 и предотвратить поступление сигналов на включение двух передач одновременно.

Запоминание сигнала необходимо, Э так как для включения передачи необшодимо совпадение значений скорости,,ускорения, подачи топлива и знака ускорения, а достаточное условие для сохранения передачи включенной — отсутствие сигнала включения другой 20 передачи. Передача должна быть четко зафиксирована после исчезновения включившего ее сигнала с выхода логического элемента.

Формула изобретения

l0 6 дами элементов блокировки нерациональных переключений передачи, пороговые элементы переключения передач, входы которых подключены к выходу датчика скорости, а выходы — к исполнительной системе, переключения передач, корректирующий элемент, связанный с датчи-. ком положения педали управления подачей топлива, о т л н ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения топливной экономичности путем исключения нерациональных переключений передач, оно снабжено дополнительными корректирующими элементами по числу передач, датчиком сопротивления движению, один вход которого соединен с выходом датчика положения педали управления подачей топлива, а другой — через дополнительные корректирующие элементы-- связан с выходом датчика ускорения, запоминающи-ми элементами, входы которых связаны с выходами элементов блокировки нерациональных переключений передач, а выходы — с исполнительной системой переключения передач.

Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства, содержащее датчик положения педали управления подачей топлива, датчик скорости .транспортного средства, выход которого подключен к входу датчика ускорения, соединенного своими выходами с соответствующими вхоИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР

Ф 423685, кл. В 60 К 4)/06, 1974 (прототип).

2, Патент США )) 3640)52, кл. 74-752, 1972.

Е Я

Составитель Л, Мусилович

Редактор А. Власенко Техред Ж.Кастелевич Корректор В. Бутяга

Заказ 8194 19 Тираж 735 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Pàóøñêàÿ наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства Устройство для автоматического переключения передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в военных гусеничных машинах, имеющих ступенчатую трансмиссию

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к золотниковым устройствам, применяемым преимущественно в системах управления автоматическим переключением фрикционных элементов в ступенчатых трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, а именно, к системам автоматического переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на транспортных машинах, имеющих ступенчатую коробку передач с автоматизированным управлением

Изобретение относится к автомобильной электронике, может быть использовано для безударного включения передачи средствами автоматики и позволяет продлить срок службы синхронизаторов или полностью отказаться от них
Наверх