Измеритель крутящего момента

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 180780 (21) 29702б1/18-10

Союз Советскик

Сециалистическив

Республик (11)909598

Р М g+ з с присоединением заявки Йо (23) Приоритет

G 01 L 3/10

Государственный комитет

СССР но дмаи изобретений и открытий (331 УДЯ 531. 781 (088.8) Опубликовано 2802,82. Бюллетень Но 8

Дата опубликования описания 28. 02. 82 (72) Авторы изобретения

N. 3° . сукайтис, A. С. Алабурда, A. -Б, A. Буда, B.A.KàøèH и Н. .Пронин

1 !

i i:- ., - I

Каунасский политехнический институт им. антанаСа"Сйечкуаа (7! ) Заявитель (54 ) ИЗМЕРИТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО NONEHTA

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения крутящего момента на валу.

Известный емкостный измеритель крутящего момента содержит два неподвижных диска и размещенные между ними и связанные с концами базоаого участка упругого вала два подвижных диска, снабженных электропроводными элементами (11 .

Известное устройство не обеспечивает требуемой точности измерения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является измеритель крутящего момента, содержащий упругиФ вал, основные электропроводные элементы емкостного датчика скручивфия вала, размещенные на электро- иЖляционных элементах и включенные в измерительную схему с генератором (23, Недостатком известного измерителя является низкая чувствительность и ограниченный диапазон измерения.

Нель изобретения — повышение чувствительности и расширение диапазона измерения.

Указанная цель достигается тем, что в него введены два параллельных оси вала держателя электроизоляционных элемента, упругий вал снабжен фланцем и двумя расположенными в одной плоскости симметрично оси вала Г-образными выступами, размещенными между держателями электроизоляционных элементов, причем держатели связаны с фланцем, а каждый электроизоляционный элемент снабжен двумя группами дополнительных электропроводных элементов, из которых одна группа имеет электропроводные эле15 менты равной площади, а другая — разной площади, причем дополнительные электропроводные элементы равной площади и основные размещены на обращенных к плоскости выступов рабо20 чих поверхностях электроизоляционных элементов симметрично оси вала напротив соответствующих выступов, а дополнительные электропроводные элементы разной площади - на указан25 ных рабочих поверхностях симметрично оси вала.

На фиг.1 показан предлагаемый из30 меритель, разрез по .A-A на фиг.2;, на фиг.2 — разрез по Б-Б на фиг.1;

909598 на фиг.3 — схема расположения электропроводных элементов.

Измеритель крутящего момента (фиг.1 и 2) содержит упругий вал 1 с двумя Г-образными выступами 2, расположенными в одной плоскости симметрично оси вала, и фланцем 3, с которым связаны два параллельных оси вала держателя 4 электроизоляционных элементов 5, на рабочих поверхностях которых размещены основные 6 и две группы дополнительных 7 и 8 электропроводных элементов (фиг.3) емкостного датчика скручивания вала. Элементы группы 7 выполнены разной площади и расположены симметрично оси вала, а элементы группы 8 — одинаковой площади и расположены симметрично оси вала напрОтив соответствующих выступов 2. На фланце 3 установлен неподвижно кожух 9, через упругий цилиндрический элемент 10 связанный с другим концом вала. Элементы 6 при помощи выводов 11 подключени"к генератору. 12, соединенному с блоком 13 питания и антенной 14,установленной нд изоляционном кольце 15.

Измеритель работает следующим образом.

При крутящем моменте М р=0 основные электропроводные элементы 6 и заземленные Г-образные выступы 2. составляют определенную емкость С, определяемую по формуле

c=K —, S

Р

rae, я — диэлектрическая проницаемость воздуха;5 — суммарная площадь двух основных электропроВодных элементов 6;, б — величина зазора между элементами 6 и Г-образными выступами.

Элементы 6 вклю еиы в цепь резонансного контура (не показано) генератора 12, генерирующего высокочастотный сигнал, который через антенну 13, установленную на изоляционном кольце 15, передается к регистрирующему прибору (не показан).

При действии на вал 1 крутящего момента М ФО упругий вал деформируется, т.е. скручивается, и величина зазора Ф между элементами 6 и выступами 2 меняется, а величина емкости

Со увеличивается или уменьшается в зависимости от знака приложенного крутящего момента. Изменение величиЙы емкости С, включенной в цепь резонансного контура генератора 12 вызывает изменение его частоты,, причем величина девиации частотй прямо пропорциональна величине крутящего момента и регистрируетея в регистрирующем приборе.

Электропроводные элементы 7 предназначены для балансировки и симметризации емкостей основных электропроводных элементов 6 из-за разброса их параметров при изготовлении измерителя. Элементы 7 подключаются параллельно основным электропроводящим элементам 6 в зависимости от величины разницы их емкоестей. Так как элементы 7 расположены по середине рабочей поверхности электроизоляционных элементов 5, то они не изменяют чувствительности измерителя при балансировке емкостей элементов 6.

При подключении электропроводящих элементов 8 параллельно элементам 6 дискретно уменьшается чувствительность измерителя, так как при . скручивании упругого вала 1 основные электропроводные элементы 6, например, приближаются к Г-образным выступам 2, зазор с" уменьшается и емкость С увеличивается, одновре @ менно зазор между элементами 8 и выступами 2 увеличивается на определенную величину, уменьшая величину изменения суммарной емкости С. Таким образом, подключая поочередно, 25 элементы 8 разной площади к основным элементам 6, дискретно изменяют чувствительность измерителя и, как следствие, диапазон измерения.

Использование в измерителе Г-об30 разных выступов и дополнительных электропроводных элементов, а также размещение основных и дополнительных электропроводных элементов параллельно плоскости указанных высту35 пов, позволяет повысить чувствитель ность и расширить диапазон измерения крутящего момента на валу.

Формула изобретения

Измеритель крутящего момента, содержащий упругий вал, основные элект-, ропроводные элементы емкостного датчика скручивания вала, размещенные на электроизоляционных элементах и включенные в измерительную схему с генератором, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения чувствительности и расширения диапазона измерения, в него введены два параллельных оси вала держателя электроизоляционных элемента, упругий вал снабжен фланцем и двумя расположенными в одной плоскости симметрично оси вала Г-образными выступами, размещенными между держателями электроизоляционных элементов, причем держатели связаны с фланцем, а каждый электроизоляционный элемент снабжен двумя группами дополнительных электропроводных элементов, из которых одна группа имеет электропроводные элементы равной площади, а другая — разной площади, причем дополнительные элект909598

Фиг. 1

Puz.3

Puz. Я

Составитель Г.Целибеев

Редактор С.Крупенина Техред Л.Пекарь Корректор Н.Швыдкая

Заказ 883/67 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, й-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r . Ужгород, ул. Проектная, 4

I ропроводные элементы равной площади и основные размещены на обращенных к плоскости выступов рабочих поверхностях электроизоляционных элементов симметрично оси вала напротив соответствующих выступов, а дополнительные эдектропроводные элементы разной плошади — на указанных рабочих поверхностях симметрично оси вала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 437935, кл. G 01 L 3/10, 14.07.72

2. Авторское свидетельство СССР

Р 690337, кл. G 01 L 3/10, 28.06.77 (прототип).

Измеритель крутящего момента Измеритель крутящего момента Измеритель крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх