Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Соцналмстмческка

Ресттублмк ()))912561 (61) Дополнительное к авт. свкд-ву (22) Заявлено 24.07.80 (21) 2961237/27-11 с присоединением заявки,!чав (23) Приоритет (5I)M. Кл.

В 60 15/04 фкударстеапвй комитет

СССР ао делам язабретвикй и открытий

Опубликовано 15.03 82. Бюллетень № 10

Дата опубликования описания15.03.82 (5З ) УД К 621,337. .41:62 Г.316.723 . (088.8) (72) Автор изобретения

В. А. Мнацаканов (71) Заявитель

«»» (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ

В ЦЕПИ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Устройство относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, в частности к устройствам для регулирования режимов пуска и электрического торможения тяговых двигателей электроподвижного состава постоянного тока.

Известно усцзойство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя, содержащее включенные последовательно с якорем и обмоткой возбуждения тягового двигателя нерегулируемые, шунтированные тиристорами, и регулируемый резисторы, между двумя выводами последнего из которых включен контактор, и блок управления тиристорами (1).

Недостатком известного устройства является его сложность, связанная с использованием импульсного регулирования сопротивления резистора, что обуславливает применение помимо основных тиристоров, шунтируюн1их резисторы, и специальных коммутационных узлов, входных и выходных сглаживающих фильтров, и приводит к снижению надежности.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается за счет того, что устройство снабжено дополнительными тиристорами, а регулируемый резистор выполнен секционированным с дополнительными выводами, к которым подключены катоды соответствующих дополнительных тиристоров, аноды которых подключены к одному выводу регулируемого резистора.

На чертеже показана принципиальная злек10 трическая схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит последовательно соединенные резисторы 1 — 3, датчик тока 4, якорь

5 и обмотку возбуждения 6 тягового двига15 теля, дополнительные тиристоры 7-)1, аноды которых подключены к точке соединения одного вывода резистора 1 и источника питания, а катоды — к выводам между секциями, на которые разбит резистор !. Между оцним

20 и соединенным с резистором другим вы1 водом резистора 1 включен KoHTBKTop ) 2. Резисторы 2 и 3 шунтированы соответственно тирист1рами 13 и !4.

912561

Блок управления тиристорами выполнен на соет диненном выходами датчиком 4 тока сравнивающем узле 15, к которому подключен задатчик 16. Выход узла 15 сравнения соединен с генератором 17 одиночных импульсов, который подсоединен к первому тактовому распределителю 18, пять выходов которого соединены с соответствующими входами первого формифЬвателя 19 импульсов, шестой и седьмой выходы соответственно соединены с 1О одним входом релейного блока 20 и вторым тактовым распределителем 21, выходы которого подключены ко входам второго формирователя импульсов, выходы кЬторого соединены с управляющими электродами тиристо- 1S ров 13 и 14 и другими входами релейного блока 20. Управляющие электроды тиристоров

7 — 11 соединены с соответствующими выходами первого блока 19 формирователей импульсов.

Устройство работает следующим образом, При торможении двигателя поддерживают постоянным его ток. Когда сигнал датчика 4 тока меньше сигнала задающего устройства 16, с выхода узла 15 сравнения на генератор 17 2S одиночных импульсов поступает разрешающий сигнал и на его выходе формируется первый одиночный импульс. Первый одиночный импульс поступает на вхоД первого так тового распределителя 18 и на его первом выходе формируется первый импульс, поступающий на вход первого формирователя 19.

Это приводит к включению тиристора 7, шунтирующего первую ступень резистора 1, и величина сопротивления в цепи обмотки

35 якоря 5 и обмоткибвозбуждения уменьшается. Это приводит к увеличению тока двигателя и, соответственно, к увеличению сигнала датчика 4 тока, который становится больше сигнала задатчика 16. При этом раз40 решающий сигнал на выходе узла 15 сравнения исчезает. С ростом скорости вращения двигателя его ток уменьшается, и сигнал датчика 4 тока второй раз становится меньше сигнала эадатчика 16. На выходе узла 15

45 сравнения вновь появляется разрешающий сигнал, и генератор 17 одиночных импульсов формирует второй одиночный импульс, который также поступает на вход первого тактового распределителя 18, и на его втором выходе формируется второй импульс, постуSO пающий на первый формирователь 19. Это приводит к включению тиристора 8. Описанный процесс повторяется и сопровождается последовательным включением тиристоров 9, 10 и 11. Тиристор11 включается пятым по счету разрешающим сигналом, поступающим с узла 15 сравнения. Шестой разрешающий сигнал формирует as шестом выходе перво о тактового распределителя 18 управляющий сигнал, который поступает на репейный блок 20, что приводит к включению контактора 12 и шунтированию последней шестой ступени резистора 1, При этом ток через тиристоры 7 — 11 становится меньше тока удержания, так как в обшей цепи указанных тиристоров остается включенной шестая ступень резистора 1, а практически весь ток якоря 5 замыкается через силовой контакт контактора 12, минуя тиристоры 7 — 11, что обеспечивает необходимые условия для восстановления запирающих свойств тиристоров.

Ток двигателя возрастает, а когда с ростом частоты вращения двигателя сигнал датчика 4 тока вновь становится меньше сигнала задатчика 16, то появляющийся при этом сигнал на седьмом выходе первого тактового распределителя поступает на вход второго тактового распределителя 21, который управляет вторым формирователем 22, На его первом выходе появляется сигнал, который включает тиристор 13 и одновременно воздействует на репейный блок 20, обеспечивая размыкание контактора 12 одновременно с включением тиристора )3. Тиристор 13, включаясь, закорачивает резистор 2, а контактор 12, размыкаясь, вновь вводит в цепь тягового двигателя резистор 1. К тиристорам 7 — 11 прикладывается напряжение, так как к этому моменту времени их запирающие свойства полностью успели восстановиться. Так как величину сопротивления резистора 2 принимают несколько большей, чем величину сопротивления резистора 1, то при включении тиристора 13 ток двигателя несколько возрастает. Когда с ростом скорости он опять уменьшается, то появление разрешающего сигнала на выходе узла

15 сравнения приводит к появлению одиночного импульса на первом выходе первого тактового распределителя. При этом опять включается тиристор 7 и эакорачивает первую ступень резистора 1. Процесс последовательного включения тиристоров 8 — 11, как и ранее, заканчивается замыканием контактора

12. После чего включается тиристор 14, шунтирующий резистор 3, а одновременно с этим размыкается контактор 12. Вновь в цепь двигателя вводится резистор 1, и повторяется процесс последовательного выведения

его ступеней тиристорами 7 — 11.

При наличии разрешающего сигнала на выходе узла 15 сравнения генератор 17 одиночных импульсов формирует импульсы с частотой 4 — 5 Гц. Это обеспечивает хрономегрический набор реостатных позиций и пуск тягового двигателя.

912561

Составитель Я. Гаврилов

Техред М, Надь Корректор В. Бутяга

Редактор М. Келемеш

Заказ l283/25 Тираж 715 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1(ЗОЗ5, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ИИИ "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Высокая надежность рабогы предлагаемого устройства обеспечивается за счет того, что его тиристоры работают не в импульсном, а в режиме одиночных переключений, что позволяет предельно упростить силовую схему устройства и обеспечить его экономическую эффективность.

Формула изобретения

Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя, со. держащее включенные последовательно с якорем и обмоткой возбуждения тягового двигателя 1з нерегулируемые,шунтированные тиристорами,и регулируемый резисторы, между двумя выл дами последнего иэ которых включен контактор, и блок управления тиристорами, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополни. тельными тиристорами, а регулируемый ре- зистор выполнен секционированным с допол.нительными выводами, к которым подключены катоды соответствующих дополйительных тиристоров, аноды которых подк..ючены к одному выводу регулируемого резистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 518391, кл. В 60 1 15/04, 09.07.76.

Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя Устройство для регулирования величины сопротивления в цепи тягового двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в горной промышленности, на транспортных средствах, подъемных установках

Изобретение относится к области транспорта, в частности к устройствам регулирования скорости транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электрифицированных транспортных средствах, в частности на электротележках и электропогрузчиках с питанием тягового двигателя от аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах, предназначенных для автоматического регулирования двигателя постоянного тока, а также в электроприводах переменного тока, построенных на базе асинхронных двигателей

Изобретение относится к области транспортных средств с автономными источниками электрической энергии, тяговыми электродвигателями постоянного тока и предназначено для тепловозов с электрическими передачами постоянного и переменно-постоянного тока

Изобретение относится к области транспорта, в частности к техническим средствам управления параметрами (скорость, сила тяги) процесса движения транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и предназначено для использования при регулировании пускового и тормозного токов тяговых двигателей электроприводов постоянного тока электроподвижного состава
Наверх