Канатный зажим
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (i»916815 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 13.08,80 (21) 2971646/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
F 16G 11/00
Гасударственные комитет
СССР
Опубликовано 30.03.82. Бюллетень №12
Дата опубликования описания 05.04.82 (53) УДК 621.85. .054 (088.8 ) по делам изобретений и открытий научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций (71) Заявитель (54) КАНАТНЫЙ ЗАЖИМ
Изобретение относится к машиностроению, в частности к приспособлениям и устройствам для зажима канатов, и может быть использовано в механизмах поворота сооружений, например антенных устройств, с тяговым канатом.
Известен канатный зажим, содержащий корпус с клиновым вкладышем, рабочая грань которого наклонена к оси каната, заклинивающий элемент, тела качения и желоб для каната, расположенный в основании корпуса, причем заклинивающий элемент выполнен в виде подпружиненного клина, а тела качения размещены между заклинивающим элементом и клиновым вкладышем (1) .
Для расклинивания такого зажима не-. обходимо преодолеть силы трения скольжения каната о желоб, что требует создания значительных усилий, а это снижает
КПД тягового устройства, в котором работает канатный зажим. Кроме того, при расклинивании зажима увеличивается расстояние между рабочими гранями клинового вкладыша и заклинивающего элемента, при этом тела качения, заключенные между этими гранями, освобождаются и скатываются вниз до упора в переднюю стенку корпуса. Последующее заклинивание зажима происходит при неподвижных телах качения (так как перемещаться им уже некуда), что вызывает трение скольжения при значительных нагрузках, а это ведет к повышенному износу трущихся частей и сокращению срока службы зажима.
Цель изобретения — упростить эксплу10 атационные возможности.
Для достижения поставленной цели канатный зажим, содержащий корпус с клиновым вкладышем, заклинивающими канат элементами и подвижным в направлении перемещения этих элементов основанием с желобом для каната, снабжен рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе, каждый из которых выполнен с продольным пазом и грузом на конце, при этом корпус выполнен с продольными пазами в стен2о ках и упорами у торцов основания, заклинивающий элемент — в виде контактирующего с клиновым вкладышем и канатом цилиндрического катка с кольцевой канавкой и осью, концы которой размещены в продоль916815 ных пазах корпуса и рычагов, а грузы на рычагах установлены с возможностью регулируемого перемещения.
Клиновой вкладыш выполнен с дополнительным уклоном, симметричным основному и направленным в противоположную сторону.
На фиг. 1 изображен канатный зажим, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Канатный зажим содержит корпус 1 с клиновым вкладышем 2, рабочая грань а которого наклонена к оси каната 3, заклинивающий элемент, выполненный в виде цилиндрического катка 4, тела 5 качения (ро лики) и желоб 6 для каната 3. Каток 4 выполнен с кольцевой канавкой о и снабжен осью 7, Корпус 1 содержит основание с и крышку d, соединенные посредством болтов 8
ss и гаек 9. В стенках корпуса 1 выполнены продольные пазы 10, а на основании с против торцов желоба 6 установлены с зазорами е упоры 11. На боковых стенках крышки d корпуса 1 посредством шарниров 12 закреплены наклонные рычаги 13 с грузами 14, которые могут передвигаться вдоль рычагов. На рычагах 13 вблизи шарниров 12 выполнены пазы f. Концы оси 7 катка 4 проходят сквозь пазы 10 корпуса 1 и пазы f рычагов 13 и взаимодействуют с последними. С пазами 10 корпуса концы осей 7 не контактируют, так как диаметр их меньше ширины этих пазов. Тела 5.качения расположены в два ряда между желобом 6 и ос- зо нованием с корпуса. Каток 4 своей цилиндрической поверхностью контактирует с рабочей гранью а клинового вкладыша 2, а кольцевой канавкой 6 — с канатом 3.
Для стопорения каната 3 в любом из двух направлений на клиновом вкладыше 2 выполнена вторая симметрично расположенная рабочая грань g, наклонная к оси каната в противоположную сторону.
Для снижения контактных напряжений в точках взаимодействия катка 4 с клино- 4о вым вкладышем 2 и канатом 3 зажим снабжен дополнительными катками 4 и рычагами 13, а клиновой вкладыш выполнен с дополнительными рабочими гранями.
Клиновой зажим работает следующим образом.
Рычаги 13 под действием грузов 14 и собственного веса, взаимодействуя стенками своих пазов f с концами осей 7 катков 4, перемещают последние влево до упора их цилиндрических поверхностей в рабочие so грани а клинового вкладыша 2. При натяжении левой ветви каната 3 последний, взаимодействуя с кольцевыми канавками 6 катков, еще больше перемещает их влево. Катки при этом прижимают канат к желобу 6 и застопоривают его силами трения скольжения. Желоб 6, увлекаемый канатом, перемещается при этом по телам 5 качения несколько влево, но не более чем на величину зазора е между упором 11 и торцом желоба.
Для расклинивания канатного зажима необходимо потянуть за правую ветвь каната 3, который при этом увлекает за собой желоб 6, легко передвинув его вправо по телам качения до контакта с правым упором 11. Катки 4, преодолевая трения тел качения, также передвигаются несколько вправо и канат расстопоривается.
Для изменения направления стопорения каната на противоположное необходимо перекинуть вправо рычаги 13, которые при этом перемещают также вправо контактирующие с ними концы осей 7 вместе с катками 4, цилиндрические поверхности которых входят в контакт с рабочими гранями клинового вкладыша 2..
Перемещая грузы 14 вдоль рычагов 13, можно изменять силу взаимодействия последних с осями 7 катков 4, а следовательно, и с самими катками.
Использование предлагаемого зажима позволяет повысить КПД устройства и надежность соединения, а также улучшить эксплуатационные качества.
Формула изобретения
1. КанаТный зажим, содержащий корпус с клиновым вкладышем, заклинивающими канат элементами и подвижным в направлении перемещения этих элементов основанием с желобом для каната, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств, он снабжен рычагами, шарнирно закрепленными на корпусе, каждый из которых выполнен с продольным пазом и грузом на конце, при этом корпус выполнен с продольными пазами в стенках и упорами у торцов основания, заклинивающий элемент — в виде контактирующего с клиновым вкладышем и канатом цилиндрического катка с кольцевой канавкой и осью, концы которой размещены в продольных пазах корпуса и рычагов, а грузы на рычагах установлены с возможностью регулируемого перемещения.
2. Канатный зажим по п. 1, отличающийся тем, что, с целью стопорения каната в двух направлениях, клиновой вкладыш выполнен с дополнительным уклоном, симметричным основному и направленным в противоположную сторону, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 466364, кл. F 16 G 11/00, 1973 (прототип) .
9168! 5
4-Я
Фиг.2
Составитель Г Мартышкина
Редактор Л..Пчелинская Техред A. Бойкас Корректор Г. Огар
Заказ 839/50 Тираж 981 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий
l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4