Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советсини

Сощнапнстнчесини

Респубпни

<1Ц91881

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву(22) Заявлено 14. 08. 80 (21) 2973111/25 06 (51)М. Кл. с присоединением заявки №G 01 M 15/00

3ееударстееииый кеиитет

СССР иа делан изабретеиий и открытий (23) Приоритет(53) УДК б21.43. .001 ° 5 (088. 8) Опубликовано 07.04 82 Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 07.04. 82

Ю.Ф.Бойко, lÎ.К.Кремнев и В.И.фаВоров .

Научно-исследовательский и констру институт тракторных и комбайн (72) Авторы изобретения ский

/ (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано при диагностике двигателя внутреннего сгорания, в частности при определении зазоров в сопряженных деталях, смазываамых под давлением, Известен способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания с полнопоточной масляной центрифугой, заключающийся в том,что на заданном режиме работы двигателя измеряют давление масла до центрифуги и в системе смазки, а также параметры вращения ротора центрифуги, по которым судят о состоянии сопряжений двигателя !13.

Недостатком этого способа является значительная трудоемкость определения технического состояния двигателя, так как измерение расхода масла через двигатель прямыми способами, без наличия специальных приспособлений и изменения конструкции двигателя, осуществить практически невоэмож= но, а определение расхода масла по косвенным параметрам (например по времени выбега ротора центрифуги после глушения двигателя, прогретого до рабочего состояния) приводит к дополнительным потерям времени. Кроме того, необходимо отметить, что оценка расхода масла через двигатель выбега ротора центрифуги обладает

1О значительной погрешностью, что может привести к неправильной оценке технического cocToRHHH двигателя.

Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и повышение точности

15 оценки технического состояния двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве давления масла

20 в системе смазки измеряют давление после центрифуги, в качестве параметра вращения ротора измеряют частот у его вращения, определяют перепад давления масла на центрифуге и о ническое состояние двигателя внутрен(него сгорания. Уменьшение трудоемкосФормула изобретения

3 91 81 состоянии сопряжений судят по номограмме, связывающей частоту вращения ротора центрифуги и частоту вращения вала двигателя, перепад давления масла на центрифуге и величины осредненных зазоров в сопряжениях.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства для замера параметров на двигателе; на фиг,2 - номограмма, поясняющая предлагаемый способ, для. о двигателя А-41 моторного завода.

Оценку технического состояния двигателя проводят следующим образом.

На центрифуге 1 сйстемы смазки двигателя 2 внутреннего сгорания устанавливают датчики 3 прибора для измерения перепада давлений масла до и после центрифуги, измеритель 4 частоты вращения ротора центрифуги, прибор 5 для измерения частоты враще- в ния коленчатого вала двигателя.

Двигатель запускают, прогревают до рабочего теплового состояния, например номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, и замеряют параметры: перепад давлений масла до и после центрифуги (ЬР}, частоту вращения ротора центрифуги - (и ). За" тем, пользуясь номограммой, определяют величину зазора (5) в сопротивлениях деталей двигателя.

Номограмма состоит из двух квадратов и изображает зависимость между величиной частоты вращения ротора центрифуги, перепадом давлений масла в системе смазки до и после центрифуги и. величиной среднего зазора (S} в сопряжениях деталей двигателя, смазываемых под давлением. В первом квадрате на нижней горизонтальной

4О оси нанесена шкала, соответствующая частотам, вращения ротора центрифуги, и наклонные прямые,для заданных час-. тот вращения коленчатого вала двигателя, получаемые экспериментально и отображающие связь между частотой вращения ротора центрифуги, перепадом давления масла на центрифуге, при соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя и средней величины зазора в сопряжениях деталей двигателя. В данном случае показаны две прямые для пав=1600 об/мин, п =1800 об/мин.

Во втором квадрате по верхней rvризонтальной оси нанесена шкала, соответствующая величинам перепада давления масла в системе смазки до и после центрифуги и на нижней горизон"

0 4 тальной ocH - шкала, соответствующая величинам среднего зазора в сопряжениях деталей, смазываемых под давлением. Порядок использования номограммы показан на следующем примере.

От точки, соответствующей величине замеренной частоты вращения ротора центрифуги и =4700 об/мин (точка а) проводят вертикальную линию до пересечения с наклонной прямой, соответствующей заданному значению частоты вращения коленчатого вала двигателя п =1600 об/мин (точка Ь). От точки, соответствующей величине перепада давления масла до и после центрифуги аР=3,6 кг/см (точка с), проводят линию до пересечения с горизонтальной прямой из точки Ь (точка d.). Из точки d опускают перпендикуляр до пере-. сечения со шкалой зазора, получают точку е, 5=0, 175 мм.

По величине отклонения величины зазора от номинального оценивают техти и погрешности достигается благодаря тому, что измерение параметров: перепада давления масла до и после центрифуги, частоты вращения ротора центрифуги, исключает определение расхода масла через двигатель по косвенным параметрам.

Использование предлагаемого способа оценки технического состояния двигателя. внутреннего сгорания обеспечивает возможность прогнозирования времени отправки двигателя в ремонт и проведение его по потребности иэ конкретного технического состояния двигателя, что приводит к снижению затрат на эксплуатацию и повышение надежности двигателя в целом, возможность определения динамики изменения технического состояния подшипников коленчатого вала двигателя без его разборки в зависимости от наработки двигателя при научно-исследовательских работах, безразборное определение, без применения специальных приспособлений, зазоров в подшипниках коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания с полнопоточной масляной центрифугой, 5 91 заключающийся в том, что на заданном скоростном режиме работы двигателя измеряют давление масла до центрифуги и в системе смазки, а также параметры вращения ротора центрифуги, по которым судят о состоянии сопря" жений двигателя, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности оценки, в качестве давления масла в системе смазки измеряют давление после центрифуги, в качестве параметра вращения ротора измеряют !

8810 6 частоту его вращения, определяют пе репад давлений масла на центрифуге, и о состоянии сопряжений судят по номограмме, связывающей частоту вращения ротора центрифуги, частоту ,вращения вала двигателя, перепад дав лений масла на центрифуге и величины осредненных зазоров в сопряжениях.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

7 352.169, кл. G 01 И 15/00, 1978.

Составитель Н.Патрахальцев

Редактор C.Ïàòðóøåâà Техред Е. Харитончик Корректор Г,Огар

Эаказ 2127/25 Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5 филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх