Гидромеханический генератор волн

 

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1ц 920310

Союз Соеатсинк

Социелнстттчесмми

Республик (6l ) Дополнительное к ает. сеид-еу (51)N. Кл.

16 Н 57/00

F 16 Н 1/00

16 Н 47/04 (22}Заявлено 16.07,80 (2! ) 2S61021/25-28 с присоединениеат заявки М

1Ьеударатаапвй каиитат

СС т р ав аалаи изабратеиий и открытий (2З)Приоритет

Опубликовано 15.04.82. бюллетень М 14 (53) УДК 621,833, .7 (088.8) Дата опубликования описания 18.04.82 (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР ВОЛН

Изобретение относится к механическим передачам, а именно к волновым зубчатым передачам.

Известны гидромеханические генераторы волн волновых приводов, содержащие неподвижный корпус с радиально расположенными плунжерами, вэаимадейству ющими с гибким зубчатым колесом, движением которых управляет распределительное устройство, выполненное в, виде

10 вращающегося золотника (11 .

Недостатками известных конструкций является наличие специального двигааеля, повышенный износ вращающегося зо- т5 лотника, выход зубьев жесткого и гиб-. кого колес иэ зацепления при отключении давления. Кроме того, ртсутствие . регулировки скорости выдвижения и убирания плунжеров приводит к искажению формы гибкого колеса под действием нагрузки, вследствие отсутствия под-, держивающих сил от убираюшихся плунжеров, так как их подпружиненные по- лости соединены с магистралью слива беэ дросселирования.

Наиболее близкйм к предлагаемому по достигаемому результату является гидромеханический генератор волн волнового привода, содержащий неподвижный корпус с радиальными отверстиями, в которых размещены.взаимодействующие с гибким колесом плунжеры, подплут жерные полости которых соединены с соответствующими полостями распределителя давления, расположенного в корпусе и выполненного в виде вращающейся дисковой профильной заслонки. Такая конструкция распределительного устрой» ства создает противодавление в подпружиненных полостях убираюшихся плунжеров и поддерживает заданную форму гибкого зубчатого колесаС23..

Недостатками данной конструкции являются наличие дополнительного двига» теля, вращающего профилированную зао» лонку, выход зубьев жесткого и гибкого эубчааых колес из зацепления при от3 . 9203 кпючения давления, повышенный расход жидкости, а следовательно низкий КПД генератора вследствие сложности конструкции распределительного ус тройства. 5

Целью изобретения является повы шен«те КПД и сохранение беззазорного убчатого зацепления при отсутствии вления.

Поставленная цель достигается тем, «о что в генераторе волн выполнены аксиапьные цнлнндрнческие отверстия, в которых размещены подпружиненные в сторону плунжеров запорные поршни, нмеющие со стороны плунжеров штоки с кони- «5 ческой поверхностью, угол конусности которой меньше угла трения, кольцевые концентрические каналы, пересекающие радиальные отверстия корпуса н выполня«ощие роль распределителя давления, плунжеры имеют кольцевые проточки, образующие совместно с каналами управляющие полости, каждая нэ которых соединена с плунжерной полостью, отстоящей от управляющей на К плунжеров 25

К= — -

Ь

«4 т« где I - число плунжеров;

A -. число волн деформации; ц- - четное чнсйо.

2. 36

На фиг. 1 показан гндромеханнческий

«"енератор волн, общий внд,. на фнг. 2разрез А-А на фиг. 1 и узел f. (выносной элемент) на фиг. 1; на фнг. 3 - гидрав- лическая схема соединений. 35

:Ътдромеханнческнй генератор волн, показанный на фнг. 1, содержит корпус 1, в рал тально расположенных отверстиях которого размещены плунжеры 2 с проточками, образующне плунжерные полости

3,. н совместно с кольцевыми т«аналами

4 н 5 управляющие полости 6 распределителя давления. Вершины штунжеров угяраются в гибкое зубчатое колесо 7 н, деформнруя его, создают зоны зацепления 45 гибкого 7 н жесткого 8 зубчатых колес.

Управляющие полости 6 через коммутаанжную плату 9 соед«тненьт гидравлическими канапамн 10 с подплунжерными полостямн 3, причем (см. фиг. 3) управ- 50 пяющая полость каждого плунжера соеднйена с подппунжерной полостью плунжера,. отстоящая от данного через К плунжеров, а кольцевые каналы 4 и 5 соединены гиззат«личе жнмч каналамн черезреверснв 55 ный папан 11 с магистраль«о давления

Н ви слива Б. Каждая подплунжерная полость снабжена запорным поршнем 12 со штоком, расположенным в аксиальном цилиндре 13, выполненном в корпусе

Штоковая полость аксиального цилиндра

13 через реверсивный клапан 11 соединена гидравлическими каналами с магистралями давления Н, слива Б и уплотнена по штоку относительно плунжерной полости, а полость эа штоком акснального цилиндра содержит .цружину 14 упирающуюся в запорный поршень 13 и дно аксиапьного цилиндра, н соединена гидравлическим каналом с магистралью слива Б, Гидромеханическый генератор работает следующим образом.

B ясходном положении реверсивный клапан 11 выключен, кольцевые каналы.

4 и 5 соединены от магистралей давления

Н н слива Б и заперты, а штоковая полость акснальных цнлиндров 13 соединена с магистралью слива Б, следовательно, штоки эапорных стержней 12 под действием пружин 14 введены в подплунжерные полости 3 до упора своей конической часчъю в ттно плунжеров 2 и поджщмают нк к гибкому зубчатому кол су 7. Таким образом происходит фиксация положения гибкого зубчатого колеса и плунжеров, занимаемого нми в момент отключения волнового привода от магистрали давления Н (нли в момент аварийного исчезновения давления). Lhsi снижении нагрузки на пружину 14 от действия внешних снл, с «ремящихся провернуть гибкое зубчатое колесо, н снл деформации гибкого зубчатого колеса конические участки выполнены с углом конуса, меньшим угла трения, самотормозящнмся.

При переключения реверсивного клапана 11 пронсходнт подключение штоковых полостей акснальных цилиндров 13 к магистрали давлении Н, вследствие чего запорные поршни 12 со штоками перемещаются в крайнее правое попожеwe, доводят ппунжеры 2 и сжимают пружину 14. Одновременно с этим происходит подключение кольцевого канала

4 к магистрали давления Н, кольцевого канала 5 к магистрали слива Б.

Давление a(««moc ««или газа из кольцевого канала 4 через управляющие полости 6 плунжеров 2.1, 2.2, 2.8, 2.9, 2.10 и 2.16 (cM. фит. 2и 3) поступа« ет в подппунжерные полости 3 плунжеров 23, 24, 210, 211, 212, и 22 соответственно, и заставляет их вьтдвигаться и деформировать гибкое зубчатм колесо 7.

5 9203

Под действием сил деформации, гибкого зубчатого колеса плунжеры 2,6, 2.7, 2.8, 2.14, 2.15 и 2.16, подплун жерные полости которых соединены через управляющие полости 6 плунжеров 2.4,.

2.5, 2.6, 2.12, 2.13. и 2.14 и кольцевой канал 5 с магистралью слива Б, вдвигаются в корпус 1. При этом скорость перемещения плунжеров как при выдвижении, так.и при обратном роде, 1О плавно возрастает от нуля до максимума в начале движения и убывает от максимума до нуля в конце движения, вследствие изменения расхода через соответствующие управляющие полости

6, что объясняется изменением величины щели между кромками кольцевых каналов 4 и 5 и проточек плунжеров 2.

Такой закон изменения скорости и величины перемещения плунжеров обеспе- 20 чивает необходимую форму- гибкого колеса.

Таким образом, перемещение плунжеров

2 вызывает изменение расхода через д управляющие полости 6 и поочередное подключение их к кольцевым каналам 4 и 5, что, в свою очередь, вызывает пос- . ледовательное выдвижение и убирание плунжеров 2, т.е. перемещение волны деформации. Изменение направления spaщения гибкого зубчатого колеса осуществляется путем соединения кольцевого канала 4 с магистралью слива Б, а кольцевого канала 5 с магисчралью напора

Н, что достигается переключением реверсивного клапана 1 1.

Скорость перемещения плунжеров 2 и, следовательно, скорость вращения гибкого зубчатого колеса регулируется пу- 4 тем изменения расхода в магистралях давления Н и слива Б с помощью объемного или. дроссельного регулирования ..

При отключении волнового привода от магистралей давления Н и слива Б с помощью реверсивного клапана 11 кольцевые каналы 4 и 5 запираются, а штоковая полость аксиальных цилиндров 13 соединяется с магистралью слива Б, штоки запорных поршней 12 поддействием пружин 14 входят в подплунжерные полости 3 и своей конической частью поджимают плунжеры 2 к гибко- . му зубчатому колесу 7.

При аварийном исчезновении давления в магистрали давления Н, а, следователь55 но, и в штоковой полости аксиальных цилиндров 13, штоки,запорных поршней

12 также прижимают плунжеры 2 к гиб10 6 кому зубчатому колесу 7. Таким образом, обеспечивается беззазорное зубчатое зацепление и стопарение гибкого зубчатого колеса при отключении генератора от магистрали давления. fins обеспечения надежного стопорения плунжеров 2 необходимо, чтобы размер В (см. фиг. 2 выносной элемент I ) конусов штоков был больше максимального хода плунжеров. достоинством предлагаемого гидромеханического генератора волн является совмещение силовых функций управления в одном элементе передачи, а именно в плунжерах, что позволяет повысить

KHEl, кроме того, наличие запорного ус ройства позволяет сохранить беззазорное зубчатое зацепление и зафиксировать выходной вал привода при отключении äàâлен ия. !

Формула изобретения

Гидромеханический генератор волн, содержащий корпус с радиальными отверстиями, в которых размещены взаимодействующие с гибким колесом плунжеры, полости которых соединены с соответствующими полостями распределителя давления, расположенного в корпусе и соединенного с магистралями давления и слива, о т л и ч а ю ш и " с я тем, что с целью повышения KHQ и сохранения беззазорного зацепления при отсутствии давления, в генераторе выполнены акси альные цилиндрические отверстия, в которых размещены подпружиненные в сторону плунжеров запорные поршни, имеющие со стороны плунжеров штоки с конической поверхностью, угол конусности которой меньше угла трения, кольцевые концентрические каналы, пересекающие радиальные отверстия корпуса и выполняющие роль распределителя давления, плунжеры имеют кольцевые протечки, образующие совместно с каналами управляющие полости, каждая из которых соединена с подпружиненной полостью, отстоящей от управляющей К плунжеров.

-1

4п где Š— число плунжеров; — число волн деформации;

Z — четное число.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

No. 422892, кл, F 16 Н 1/00, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР

No 473031, кл. F 16 Н 1/ОО; 1972 (прототип) .

1ип а3ление пе виещсичд

Ыни pop aqu

2.1 g,ó 23 2,Ф 2,Х 25 27 gg ур уд 2N И2 gQ 2pl рц.

Составитель А. Разин

Редактор р. Персщцщева Техред -3»Ôàíòà Корректор А. Лзятко

Заказ 2302/35 Тираж 981 Подиисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и .открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидромеханический генератор волн Гидромеханический генератор волн Гидромеханический генератор волн Гидромеханический генератор волн Гидромеханический генератор волн Гидромеханический генератор волн 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве центральной или бортовой гидромеханической коробки передач с двумя и более диапазонами в трансмиссиях различных гусеничных и колесных машин

Изобретение относится к гидромеханическим передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для создания бесступенчатых коробок передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в качестве бесступенчатой коробки передач транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в схемах гидравлического привода управления для бесступенчатых передач
Наверх