Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления

 

Союз Советскик

Социапистическкн

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 270580 (21) 2975107/18-24 с присоединением заявки,% (23) Приоритет (51)М. Кл.

С 09 В 9/00

3Ьаудврстеенный комнтет

СССР

Опубликов ано. 15.04.82. Бюллетень № 14

Дата опубликования описания 150482 ав делам нзо4ретеннй и открытий (53) УЛК 681. 3. . 071 (088. 8) В.И. Гаркни, В.Е. Алексеев, В.С. Ново ельцев и В.И. Жуков г., (72) Авторы изобретения

Юйсюе — " си (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение o f HocN fcR к приборам для психофизиологических исследова.1 ний и диагностики операторской деятельности в системе человек - машина" среда, а также для расширения функциональных возможностей различных систем обучения и контроля подготов" ленност и операторов-пультовиков.

Известно устройство, содержащее пульты обучаемых, пульты преподавате- т0 лей, блок коммутации правильных ответов, блок анализа, блок индикации оценки, блок регистрации, блок управ". ления и блок формирования команды onроса (13.

Эт о уст рой ст во я вляет ся громоздким сложным и дорогим. .Известно устройство, содержащее пуль преподавателя, блок технических средств подготовки, блок-индика I ции, пульты обучаемых, блок оценок, блок определения средней оценки, Ю схемы сравнения, сумматоры и блок определения дисперсии (2).

Однако извест ное уст ройст во слож но и громоздко, инерционно и недостаточно достоверно.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее управляемый проектор, экран, блок фотодатчиков, блок ввода, логический блок, оно позволяет передавать на универсальную или специализированную вычислительную машину информацию, необходимую для выработки с помощью этой машины лучшей последовательности представления информации и по командам от ЭВМ организовать поиск и предоставление необходимого участка программы 133.

Известное устройство имеет ряд недост.ат ков. Оно содержит большое количество логических блоков, не имеющих адаптивных свойств, что снижает ее быстродействие и возможнос ь обучения операторов в режиме диалога, а также не позволяет проводить

920818 ключены к третьему входу блока

5 .адаптивного управления и входу блодом блока.

55 диагностику операторской деятельности.

Цель изобретения - повышение точности и быстродействия устройства.

При этом повышает ся дос1оверность оценки при исследовании и диагностике операторской деятельности в системе человек — машина — среда, а также повышается эффективность подготовки и обеспечивается возможность самообучения и взаимного обучения операторов-пультовиков, объективной оценки их деятельности и оперативной выдачи обобщенной информации об уровне профессиональной пригодности исследуемых на пульт руководителя за счет введения адаптивного управления.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления, содержащее пульты. операторов, последовательно включенные блок буферной памяти, блок ввода программы оценки и первый формирователь импульсов, а также преобразователь кодов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока буферной памяти, а выход - c вторым .входом блока ввода программы оценки, второй вход которого подключен к первому. входу блока буферной памяти, введены последовательно включенные блок ранжирования о1ветов, блок адаптивного управления, первый распределитель кодов, блок фильтров, блок приоритета, второй вход и первый выход которого соединены соответственно с выходами и входами пультов операторов, второй выход -. с вторым входом блока буферной памяти, третий выход — с вторым входом преобразователя кодов и первым входом пульча пре подавачеля, третий вход - с первым выходом первого распределителя кодов, подключенным к второму входу первого формирова1еля импульсов, вы-. ход которого соединен с, вторым входом блока фильтров, второй и тре1ий входы пульза преподавателя подключены ко вторым выходам блока ранжирования ответов и блока адаптивного управления соответс1венно, а первый и второй выходы - соот ве1 ственно к вторым входам блока адаптивного управления и первого распределителя кодов, второй выход кото10 15

45 ( ф рого соединен с третьим входом блока ввода программы оценки, третий и чеч.вертый выходы которого подка ранжирования ответов соответс1венно, а четвертый вход блока ввода программы оценки соединен с третьим выходом блока адаптивного управления.

При этом в усчройст ве первый распределитель кодов содержит дешифратор узел памяти и первый коммутатор, входы которого соединены с выходами узлапамяти идешифратора,а выходы являются выходами распределителя, входы дешифратора являются входами распределителя.

Блок адаптивного управления содержит последовательно включенные второй формирователь управляющих импульсов, второй распределитель кодов и шифратор, первый и второй выходы которого являются соответственно. первым и вторым выходами блока, а второй вход шифратора соединен с вторым выходом второго формирователя управляющих импульсов первый и второй входы которого являются соответственно первым и вторым входами блока, а третий выходтретьим выходом блока, второй вход второго распределителя кодов является третьим входом блока.

Блок ранжирования ответов содержит узел оперативной памяти и последовательно включенные формирователь кодов эталона, второй коммутатор, узел сравнения и узел элементов И, выход которого является первым выходом блока,а второй вход соединен с вторым . выходом второго коммутатора, второй выход узла сравнения является в1орым выходом блока, а второй вход соединен с выходом узла оперативной памяти, вход которого является вхоНа фиг.1 схематически изображено предлагаемое устройство; на фиг.2— распределитель кодов; на фиг.3блок адаптивного управления; на фиг.4 - блок ранжирования ответов.

Ус1ройство, содержащее пульт 1 преподавателя, распределитель 2 кодов (программы и условий исследования операторов), блок 3 ввода программы оценки, в качестве которого может быть использована электрон50

5 92081 ная вычислительная машина, формирователь 4 (управляющих) импульсов, блок

5 фильтров, блок 6 адаптивного управления, блок 7 буферной памяти, блок 8 приоритета, блок 9 ранжирования ответов, преобразователь 10 кодов, пульты 11. операторов.

Распределитель 2 кодов содержит (фиг.2) дешифратор 12, коммутатор

13 и узел 14 памяти. Блок 6 адаптив- 10 ного управления выполнен (фиг.3) из шифратора 15, распределителя 16 кодов и формирователя 17 управляющих импульсов.

Блок 9 ранжирования ответов 35 (фиг.4) содержит узел 18 элементов

И, узел 19 сравнения, узел 20 оперативной памяти, коммутатор 21 и формирователь 22 кодов эталона.

Пульт 1 состоит из устройств 2о ввода-вывода информации, цифровых табло и коммутирующих элементов управления (не показаны).

На пульте отображается вся информация об исследовании: места оши- 25 бок и сбоев операторов при выполнении ими заданного алгоритма, процент правильных действий каждого операто-, ра, время выполнения ими операций, и т.п. распределитель 2 выбирает программу и условия исследования операторов и заключает в себе память для хранения и выдачи в программно" определенные моменты времени участков разветвленных алгоритмов иссле 35 дований и условий, выработанных руководителем и блоком Ь, анализирующим выполняемые задания, и информационно-адаптирующим устрОйство с операторами.

40 формирователь 4 служит для формирования и кодирования информации, которая через блок 5 распределителя по рангам согласно успешности выполнения задан и операторами и подается 45 через блок 8 на конкретные пульты 11 в зависимости от уровня подготовленности операторов.

С помощью блока 6 вырабатываются сигналы на вы ачу соответствующих ветвей (шагов) разветвленной программы исследования и скорости ее предоставления каждому оператору в отдельности.

Блок 3 проводит все расчетные

55 операции и, кроме того, программным путем проводит проверку всей системы с целью повышения достоверности результатов исследования.

8 6

Уст рой ст во работ ает следующим образом.

Преподаватель на пульте 1 готовит необходимую информацию и проводит вводный инструктаж с операторами, которые с пультов 11 через блок 8 докладывают о готовности выполнения задания на пульт 1. После этого, преподаватель с пульта 1 управляет всем ходом исследования операторской деятельности.

Автоматически с пульта 1 поступают сигналы в распределит.ель 2, в котором выбираются соот ветствующие программы и условия исследования операторов, при этом учитываются их действия судя по информации, поступающей из блока 6. Блок 3 ведет обработку поступающей в него информации, сравнивая ее с заложенными алгоритмами деятельности и состояния "идеальных операторов" и выдает информацию через формирователь 4 и блоки 5 и 8 на пульты 11, количество которых может быть достаточно большим за счет быстродействия блока 3, которое обеспечивает режим адаптации всего устройства с каждым оператором в отдельности.

Ранжирование ответов операторов пс степени их значимости производитcA с помощью блока 9. Информация с блока 9 поступает в блок 6, который вы-. дает информацию о действиях и состоянии каждого оператора на пульт 1, а также формирует алгоритмы деятельности операторов с помощью распределителя 2 и блока 3

Операторы обрабатывают поставленную задачу на своих рабочих местах.

Информация с пультов 11 выдается в блок 8, который готовит приемные уст- ройства к приему очередной информации блоком 3 согласно очереди, порядок которой устанавливается самим блоком 8, учитывающим способности и обученность каждого оператора и позволяющим, в случае необходимости оказывать операторам взаимную помощь.

Далее, через блок 7 информация поступает в преобразователь 10, представляющийй собой накопит ельно-пре" образовательное устройство и кодопреобразующее устройство, сигналы из которого в;виде кодограмм поступают в блок 3. Блок 3 обрабатывает посту" пающую информацию, сравниваеет ее с программой "идеального оператора" и выдает информацию на блоки 9 и 6.

7 92081

Блок 6 определяет величину "шагов" обучения и номер соответствующей вечви разветвленной программы .для управления распределителем 2. С распределителяя 2 и блока 9 информация об успешности решения задачи опе-. раторами выдается на пульт 1, с помощью которого испытатель может вмешиваться в процесс исследования в любой момент времени. о

Для обеспечения работы всей установки с операторами в режиме "диалога" и создания приоритета в обеспечении более успевающих операторов установлены блок 7 и преобразователь 10, Данное устройство при исследовании деятельности операторов обладает широкими возможностями, может работать в различных режимах в том чис- 20 ле и диалоговых (контроль, тренировка, самоконтроль, самообучение, взаимообучение, собеседование и т.д.) и может быть использовано для профотбора операторов и корректирования инструкций их работы на штатной технике. Кроме того, уст-, ройство проводит статистическую обработку информации, позволяющую судить о влиянии различных факторов ЗО

/ на деятельность операторов. Причем, за счет оптимального размещения блоков и простой организации связей между ними стоимость устройства сравнительно невелика.

35.

Формула изобретения

3; Устройство по п.l о т л и чающееся тем,чтовнем блок адаптивного управления содержит последовательно включенные второй формирователь управляющих импульсов, втором распределитель кодов и шифратор, первый и второй выходы которого являются соответственно первым и вторым выходами блока, а второй вход шифратора соединен с вторым выходом второго формирователя управляющих импульсов, первый и второй входы которого являются соответственно первым и / вторым входами блока, а третий выход - третьим выходом блока, второй. вход второго распределителя кодов является третьи: входом блока.

1. Устройство для оценки профес- 4О сиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления, содержащее пульты операторов, последовательно включенные блок буферной памяти, блок ввода програм- 4> мы оценки и первый формирователь импульсов, а также преобразователь кодов, первый вход которого соединен с вторым выходом блока буферной памяти, а выход - с вторым входом блока ввода программы оценки, второй выход которого подключен к первому входу блока буферной памяти, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и, быстро- действия устройства, в него введены последовательно включенные блок ранжирования ответов, блок адаптивного управления, первый распределитель кодов, блок фильтров, блок приоритета, второй вход и первый выход которого соединены соответственно.с выходами и входами пультов операторов, второй выход - с вторым входом блока буферной памяти, третий выход - с вторым входом преобразователя кодов и первым входом пульта преподавателя, третий вход - с первым выходом первого распределителя кодов, подключенным к второму входу первого формирователя импульсов, выход которого соединен с вторым входом блока фильтров, второй и третий входы пульта преподавателя подключены к вторым выходам блока ранжирования ответов и блока адаптивного управления соответственно, а первый и второй выходы - соответственно к вторым входам блока адап-. тивного управления и первого распределителя кодов, второй выход которого соединен с третьим входом блока ввода программы оценки, третий и четвертый выходы которого подключены к третьему входу блока адаптивного управления и входу блока ранжирования ответов соответственно, а четвертый вход блока ввода программы оценки соединен с третьим выходом блока адаптивного управления.

2. Устройство, по и 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что в нем первый распределитель кодов содержит дешифратор, узел памяти и первый коммутатор, входы которого соединены с выходами узла памяти и дешифратора, а выходы являются выходами распределителя, входы дешифратора являются входами распределителя.

9 920818 10

4. устройство по п.1, .о т л и — рой вход соединен с выходом узла ч а ю щ е е с я тем, что, в нем оперативной памяти, вход которого блок ранжирования ответов содержит является входом блока. узел оперативной памяти и последова- Источники информации, тельно включенные формирователь s принятые во внимание при экспертизе кодов эталона, второй коммутатЬр, 1. Авторское свидетельство СССР узел сравнения и узел элементов И, М 389543, кл; G 09 8 19/00, 1971. выход которого является первым выхо- 2. Авторское свидетельство СССР дом блока, а второй вход соединен Н 354446, кл. G 09 В 7/07, 1970. с вторым выходом второго коммутато- >О 3. Авторское свидетельство СССР ра, второй выход узла сравнения яв- . 327510 кл. G 09 8 7/00, 1970 ляется, вторым выходом блока, а вто- (прототип).

Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 

 

Похожие патенты:

Тренажер // 903942

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к муляжу вымени для оценки влияния качества массажа на интенсивность истечения жидкости

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок
Изобретение относится к способу определения геометрических параметров опорно-поворотных устройств (ОПУ) телескопов различных типов монтировок с различным количеством исполнительных осей (осей вращения)

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах
Наверх