Способ приработки кинематических пар трения

 

О Il И С А Н И Е (922569

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф

",Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22).Заявлено 10.06.80 (21) 2936776/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.з б 01 М 13/02 (23) Приоритет—

Гееударственнмй квмлтет (53) УДК 621.833 (088.8 ) Опубликовано 23.04.82. Бюллетень № 15 на делам изобретений и аткрмтий

Дата опубликования описания 28.04.82

К. И. Заблонский, В. Г. Сахненко, О. Е. Попель и В.(тг1. Соловьев " - !. ) /

Одесский ордена Трудового Красного Знамени политехнический . "" / институт т

М т ю

«1 (72) Авторы изобретения

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике и может быть использовано на приработан- ных стендах, в. том числе для приработки передач зацеплением.

Известен способ приработки кинематических пар, основанный на исключении. приработочного износа и интенсивном пластифицировании поверхностного слоя. Управление пластифицированием осуществляется за счет согласованного увеличения контактных напряжений и уменьшения скорости относительного перемещения в зоне зацепления с применением антиокислительной и поверхностно-активной смазочной среды, при благоприятном увеличении твердости и ше- 15 роховатости зубьев червяка и колеса (1).

Недостатком известного способа является необходимость в специальной смазочной жидкости, которую по окончании приработки необходимо заменить рабочей смазкой

20 редуктора, это усложняет и удлиняет вспомогательно-подготовительное время прира- ботки, особенно если время приработки должно длиться менее часа.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ приработки кинематических пар трения, заключающийся в том, что прикладывают к одному из звеньев кинематической пары перпендикулярно к контактирующим поверхностям их циклическую нагрузку и обеспечивают перемещение этого звена относительно другого в направлении, перпендикулярном к прикладываемой нагрузке (2).

Однако. максимальное нагружение осуществляют при относительном перемещении контактирующих поверхностей со скоростью, равной номинальной, вызывающей значительные касательные напряжения, способствующие образованию задиров, которые не позволяют прикладывать нагрузку выше номинальной и получать достаточную глубину поверхностного деформирования, что уменьшает эффективность поверхностного упрочнения и увеличивает продолжительность приработки.

Цель изобретения, — сокращение времени приработки и уменьшения энергоемкости процесса.

922569

Указанная цель достигается тем, что согласно способу приработки кинематических пар трения, заключающемуся в том, что прикладывают к одному из звеньев кииематической пары перпендикулярно к контактирующим поверхностям их цикличес5 кую нагрузку и обеспечивают перемещение этого звена относительно другого в направлении, перпендикулярном к прикладываемой нагрузке, перемещение звена осуществляют с остановками при величинах нагрузки, превышающих 0,2 — 0,4 . номинальной.

На,фиг. 1 изображена схема приработки кинематической пары при реализации предлагаемого: способа; на фиг. 2 — график изменения скорости относительного переме- 15 щения звеньев пары; на фиг. 3 — график нагружения (циклическая нагрузка).

Кинематическая пара состоит из направляющей 1 и ползуна 2. Ползун 2 нагружен циклической нагрузкой Р и перемещается п относительно направляющей 1 со Скоростью

Vz прерывисто-поступательно. Мгновенная скорость относительного перемещения ползуна изменяется от нуля до Ум. Средняя скорость ползуна — V . Величину взаимного перемещения выбирают из условия перекрытия пятен контакта, образованных при пластическом деформировании поверхностных слоев звеньев пары по направлению их взаимного перемещения (0,5 — 3 мм).

Средняя скорость V< относительного перемещения звеньев пары в 50 — 200 раз меньше номинальной, поэтому, энергоемкость процесса приработки уменьшается в 5 — 10 раз. Нагрузка P изменяется по циклическому закону так, что максимальная нагрузка

Рм превышает номинальную Р„.

Максимальная нагрузка Рм в процессе приработки — это наибольшая нагрузка за один цикл, которая ограничена пределами прочности кинематической пары в статичес40 ком состоянии. Максимальная нагрузка Р„ может превышать (паспортную) Р„в 2 — 4 раза. Циклическое изменение нагрузки P u относительное перемещение звеньев 1 и 2 взаимосвязаны между собой так, что ползун 2 перемещается относительно направ- 4s ляющей 1 с остановками при величинах нагрузок Р, вызывающих повреждения на контактных поверхностях при наличии относительного их перемещения.

В неприработанных парах эти повреждения обычно возникают при нагрузках боль50 ших 0,2 — 0,4 Р„, поэтому остановки осуществляют при достижении этих нагрузок.

Время приработки определяется размерами контактирующих поверхностей кинематической пары, частотой циклической нагрузки, величиной относительного перемещения звеньев пары за один шаг, а также количеством проходов — повторных нагружений одних и тех же мест контактирующих поверхностей. Число повторных проходов выбирают равным 2 — 5.

Осуществить предлагаемый способ приработки можно электрическими, гидравлическими, пневматическими либо механически м и устройства м и.

Например, при приработке глобоидного редуктора с передаточным отношением 20 крутящими моментами 830 Нм и 1600 Нм, проскальзывание контактирующих поверхностей осуществляется при нагрузке меньшей 100 Нм, длина относительного перемещения за одно колебание нагрузки 2 мм, время приработки 4,5 мин, мощность вибратора 1,1 кВт, мощность привода быстроходного вала 0,6 кВт.

Проведение приработки кинематических пар по предлагаемому способу позволяет прикладывать к одному из звеньев максимальную нагрузку, превышающую номинальную в 2 — 4 раза, и повысить эффективность поверхностного упрочнения, тем самым сокращая время приработки кинематических пар при одновременном снижении энергоемкости процесса.

Формула изобретения

Способ приработки кинематических пар трения, заключающийся в том, что прикладывают к одному из звеньев кинематической пары перпендикулярно с контактирующим поверхностям их циклическую нагрузку и обеспечивают перемещение этого звена относительно. другого в направлении перпендикулярном к прикладываемой нагрузке, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени приработки и уменьшения энергоемкости процесса, перемещение звена осуществляют с остановками при величинах нагрузки, превышающих 0,2 — 0,4 номинальной.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Бойко Л. С. Опыт повышения нагрузочной способности редукторов общего назначения. Киев, «Знание», 1978, с. 14.

2. Авторское свидетельство СССР № 637761, кл. G 01 М 13/02, 1977 (прототип) .

922569

Яхг. 1

Чм ñ

Р

02-:04

Составитель Ю. Красненко

Техред А. Бойкас Корректор Л. Бокшан

Тираж 883 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

PeaàêT0ð Н. Бобкова

Заказ 2569/55

Способ приработки кинематических пар трения Способ приработки кинематических пар трения Способ приработки кинематических пар трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх