Способ проверки аэродинамической устойчивости регулируемого сопла газотурбинного двигателя

 

(19)RU(11)926996(13)C(51)  МПК 5    F04D27/02Статус: по данным на 17.12.2012 - прекратил действиеПошлина:

(54) СПОСОБ ПРОВЕРКИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГУЛИРУЕМОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение касается регулирования газотурбинных двигателей, оно относится к способам проверки аэродинамической устойчивости. Известен способ проверки аэродинамической устойчивости регулируемого сопла газотурбинного двигателя, снабженного ручкой управления, связанной с насосом-регулятором, регулятором расхода форсажного топлива и регулятором сопла, путем увеличения критического сечения сопла, подачи форсажного топлива без его поджига, последующего уменьшения площади критического сечения и регистрации параметров двигателя, по колебаниям которых определяют аэродинамическую устойчивость двигателя. Однако надежность этого способа недостаточна. Целью изобретения является повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что предварительно отсоединяют связь между насосом-регулятором и регулятором расхода форсажного топлива, измеряют давление на входе в сопло и по нему устанавливают ручку управления и автономно создают полный форсажный режим посредством вспомогательной ручки управления. На чертеже представлена блок-схема устройства, поясняющая данный способ. Устройство включает двигатель 1, ручку управления 2, насос-регулятор 3, связь 4 между насосом-регулятором 3, регулятором 5 расхода форсажного топлива и регулятором 6 сопла 7, вспомогательную ручку 8. Устройство по данному способу работает следующим образом. При нормальной работе двигателем 1 управляют ручкой 2. Насос-регулятор 3 синхронизирован связью 4 с регулятором 5 расхода форсажного контура и регулятором 6 сопла 7. Для проверки аэродинамической устойчивости сопла 7 отсоединяют связь 4 между насосом-регулятором и регулятором 5 расхода форсажного топлива и монтируют автономное управление регулятором 5 форсажного контура с вспомогательной ручкой 8. При проверке аэродинамической устойчивости сопла 7 двигатель выводят на режим, при котором полное давление на входе в сопло 7 соответствует давлению при работе двигателя на самолете, т.е. степень понижения давления газа в сопле снижена на величину, соответствующую потерям полного давления в воздухозаборнике, после чего ручкой 8 регулятор 5 расхода форсажного контура устанавливают в положение полного форсажа в темпе "приемистости". Проверка может быть проведена также в комбинации "приемистость" и "сброс". Таким образом, отсоединение связи между насосом-регулятором и регулятором расхода форсажного топлива, измерение давления на входе в сопло и установка по нему ручки управления дают положительный эффект, заключающийся в том, что повышается надежность определения аэродинамической устойчивости сопла. Использование данного способа проверки аэродинамической устойчивости регулируемого сопла позволит обеспечить гарантированную устойчивость работы сопла в реальных условиях при минимальной массе демпфирующих устройств и минимальных утечках через клапанные устройства, что обеспечивает хорошую эффективность сопла.

Формула изобретения

СПОСОБ ПРОВЕРКИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГУЛИРУЕМОГО СОПЛА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, снабженного ручкой управления, связанной с насосом-регулятором, регулятором расхода форсажного топлива и регулятором сопла, путем увеличения критического сечения сопла, подачи форсажного топлива без его поджига, последующего уменьшения площади критического сечения и регистрации параметров двигателя, по колебаниям которых определяют аэродинамическую устойчивость двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности проверки, предварительно отсоединяют связь между насосом-регулятором и регулятором расхода форсажного топлива, измеряют давление на входе в сопло и по нему устанавливают ручку управления и автономно создают полный форсажный режим посредством вспомогательной ручки управления.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2002

Извещение опубликовано: 20.10.2002        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам регулирования газотурбинных двигателей, в частности к способам определения границ аэродинамической устойчивости

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно - к устройствам для предотвращения помпажа компрессоров газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области центробежных компрессоров

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам, обеспечивающим устойчивую работу вспомогательных силовых установок (ВСУ) летательных аппаратов при изменении количества отбираемого воздуха потребителем

Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в компрессорах газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области защиты осевых и центробежных компрессоров от помпажа и может быть использовано в системах защиты и управления газоперекачивающих агрегатов
Наверх