Гусеничный движитель транспортного средства

 

Союз Советсиик

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6 t ) Дополнительное к авт. саид-аy— (22) заявлено 21. 10.80 (21) 2994878/27-11 (51)N. Кд.

В 62 0 55/08 с присоединением заявки М— (23)приоритет

Государатмнкый квинтет

СССР но делан изабретеиик и открытий (53) УДК 629.1°. .032(088.8) Опубликовано 07.06,82. Бюллетень М 21

Дата опубликования описания 07.06.82 (72) Автор изобретения

В.П. Коротков . (71) Заявитель (54) ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспорт"ному машиностроению, а именно к гусеничным транспортным средствам.

Известен гусеничный движитель транспортного средства, содержащий звенья гусеничной цепи, соединенные поперечными роликами связанные с корпусом транспортного средства направляющие балки и полые эластичные

/ емкости, установленные между балка lO ми и роликами гусеничной цепи (13.

Такой движитель имеет ограниченные возможности по перемещению в различ- ных средах, поскольку для него необходим механический привод. перемещет5 ния гусеницы.

Известен также гусеничный движитель транспортного средства, содержа.щий связанные с корпусом направляющие балки, охваченные гусеничной цепью, несущей поперечные ролики, контактирующие с направляющими балками, полые эластичные емкости, размещенные между балками и гусеничной цепью

2 и сообщенные с источником рабочего агента, и орган для сбора последнего (2g.

Такой движитель сложен по конст-. рукции и имеет ограниченные возможности из-за того, что требуются спе" циальная система распределения рабо- . чего агента па полым емкостям, а также устройство для повышения его давления и орган для его сбора, Целью изобретения является расширение функциональных возможностей движителя.

Это достигается тем, что на направляющих балках выполнены продольные пазы, полые. емкости выполнены в виде уложенных в пазы шлангов, на внутренние поверхности которых нанесен слой капиллярно-пористого материала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем, а указанные источник и орган для сбора рабочего агента представляют собой

933531 4 соответственно нагревательное и охладительное устройства.

При этом шланги выполнены замкнутыми, огибающими направляющие балки.

Нагревательное и охладительное устройства представляют собой теплообменники, подключенные соответственно к горячему и холодному концам вихревой трубы, тангенциальный канал которой связан с компрессором транспортного средства.

Кроме того, нагревательные и охладительные устройства могут быть выполнены в виде термоэлектрических элементов, подключенных через реверсные коммутаторы к источнику электри-. ческой энергии транспортного средства..

В других вариантах нагревательное устройство может быть выполнено в виде теплообменника, включенного в контур охлаждения силового агрегата транспортного средства, или в виде солнечного радиатора. Кроме того, нагревательное устройство может быть выполнено в виде контактирующего с грунтом участка шланга, а легкоиспаряющийся жидкий теплоноситель может представлять собой этиловый спирт.

На фиг. 1 показан продольный разрез гусеничного движителя, на фиг. 2, 3 и 4 - поперечные разрезы вариантов выполнения движителей, на фиг. 5 - 10.- варианты .выполнения нагревательного и охладительного устройстваа.

Гусеничный движитель содержит звенья 1 гусеничной цепи, соединенные поперечными роликами 2, связанные с корпусом 3 транспортного средства направляющие балки 4, полые эластичные емкости 5, установленные между балками 4 и роликами 2, источник 6 рабочего агента 7 и орган

8 для сбора рабочего агента, которым заполняются емкости 5. Последние выполнены в виде шлангов 9, уложенных в продольных пазах 10 балок

4, обеспечивающих гарантированный зазор .11 между внутренними поверхностями 12 и 13 этих шлангов при их . пережимании роликами 2. На поверхности 12 и 13 этих шлангов 9 нанесен слой 14 капиллярно-пористого материала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем 15, который выполняет функцию рабочего агента..Источник 6 и орган 8 для сбора рабочего агента выполнены соответственно в виде нагревательного

16 и охладительного 17 устройств.

Шланги 9 могут быть выполнены замкнутыми, огибающими балки 4 в виде бесконечной ленты 18, одна ветвь 19 которой, например нижняя, полностью заполнена эластичным капиллярно-пористым материалом 20

Устройства 16 и 17 представляют собой теплообменники 21 и 22, подключенные соответственно к горячему

23 и холодному 24 концам вихревой трубы 25, тангенциальный канал 26 которой связан с силовым компрессором транспортного средства.

Устройства 16 и 17 могут быть выполнены в виде термоэлектрических элементов 27 и 28, подключенных через реверсивные коммутаторы 29 и

30 к силовому электрическому генератору 31 транспортного средства.

В качестве устройства 16 может быть. использован контактирующий с нагретым грунтом 32 участок шланга

9 при использовании движителя, например, на телеуправляемом бульдозере

33, предназнаЧенном для сбора горячего шлака.

Это устройство может представлять собой теплообменник 34, включенный в контур охлаждения основного силового агрегата 35 транспортного средства 36.

Устройство !6 может быть выполнено также в виде солнечного радиатора

37 при использовании движителя на транспортных аппаратах типа лунохода 38.

Емкости 5 могут быть выполнены в виде нескольких уложенных параллельно друг другу шлангов 39 в продольных пазах 40.

$5

20 ь

Зо

З5 0

В качестве теплоносителя 15 может быть применен этиловый спирт с рабочим диапазоном температур от

-30 до +130oC.

Предлагаемый движитель может быть снабжен средствами для пережимания шлангов 9, установленными вблизи устройство 16 и 17.

Под воздействием тепла устройства

16 теплоноситель 15, пропитывающий слой 14 капиллярно-пористого материала, прилегающий к зоне нагрева, нагревается, закипает и, отнимая от устройства 16 скрытую теплоту преоб933531 разования, переходит в газообразную фазу, которая заполняет внутреннюю полость шлангов 9, образованную поверхностями 12 и 13. Под воздействием стока тепла, обеспечиваемого устройством 17, газообразная фаза теплоносителя 15 конденсируется и переходит в жидкую фазу, выпадающую на слой 14 капиллярно-пористоro материала в зоне охлаждения. Благодаря непрерывному высыханию слоя !4 капиллярно-пористого метариала в зоне действия устройства 16 в этом слое существует градиент давления, обустак как при этом направление транспортировки теплоносителя 15, а следовательно, и направление воздейст;вующих на ролики 2 сил давления меняются на противоположные.

При полностью заполненной эластичным материалом ветви 19 движение роликов 2 обеспечивает принудительную транспортировку жидкой фазы теплоносителя 15 от зоны действия устройства 17 к зоне действия ус ройства 16.

Предлагаемый движитель не требует использования систем управления источником рабочего агента и органом для его сбора, что повышает надежность его в работе и расширяет возможности его применения, в особенности при использовании нескольких параллельно работающих шлангов 39 °

Такой движитель обеспечивает утилизацию низкопотенциальных внешних тепловых источников, что повышает термодинамическую эффективность транспортного средства в целом. жения в капиллярах и направленный вдоль слоя от зоны действия устройства 17 в зоне действия устройства

16. Это обеспечивает непрерывную транспортировку жидкой фазы теплоно20 сителя 15 в зону действия последнего устройства. Благодаря непрерывной подаче теплоносителя 15 в зону действия устройства 16 и непрерывному сбору теплоносителя 15 в зоне действия устройства 17 во внутренней, полости шлангов 9 существует гради: ент давления, направленный вдоль пазов 10 от зоны действия устройства

16 к зоне действия устройства 17.

Это .обеспечивает непрерывную транспортировку газообразной фазы теплоносителя 15 в зону действия последнего устройства. Таким образом обеспечивается непрерывная циркуляция этого теплоносителя с изменением его агрегатного состояния. При этом в зоне пережимания шланга 9 поперечным роликом 2 и образования зазора

Формула изобретения

1. Гусеничный движитель транспортного средства, содержащий связанные с корпусом направляющие балки, охваченные гусеничной цепью, несущей поперечные ролики, контактирующие с направляющими балками, полые эластичные емкости, размещенные между балками и гусеничной цепью и сообщенные с источником рабочего агента, и орган для сбора последнего, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, на направляющих балках выполнены продольные пазы, полые емкости выполнены в виде уложенных в пазы шлангов, на внутренние поверхности которых нанесен слой капиллярно-пористого материала, пропитанного легкоиспаряющимся жидким теплоносителем, а укаэанные источник и орган для сбора рабочего агента представляет собой соответственно нагревательное и охладительное устройства.

2. Движитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что шланги выполнены замкнутыми, огибающими направляющие балки.

3. Движитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что нагревательное и охладительное устройства

11 на этот ролик действует продольное 40 давление, обусловленное создаваемым потоком газообразной фазы теплоносителя 15 скоростным напором, пропорциональным квадрату скорости транспортировки газообразной фазы теплоносителя 15, и его плотностью, ролики 2 перекатываются вдоль балок 4 и гусеничная цепь перематывается, обеспечивая движение транспортного средства.

Скорость движения транспортного средства регулируется изменением температуры устройства 16.

Направление движения транспортного средства изменяется переключением концов 23 и 24 трубы 25, переключением коммутаторов 29 и 30 элементов 27 и 28, срабатыванием средств для пережимания шлангов 9 и т.д., ловленный силами поверхностного натя- 1$

933531 выполнены в виде теплообменников, подключенных соответственно к горячему и холодному концам вихревой трубы, тангенциальный канал которой связан с компрессором транспортного средства.

4. Движитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что нагревательное и охладительное устройства ,выполнены в виде термоэлектрических 1О элементов, подключенных через реверсные коммутаторы к источнику электрической энергии транспортного средства.

5. Движитель по и. 1, о т л и — 15 ч а ю шийся тем, что нагревательное устройство выполнено в виде теплообменника, включенного в контур охлаждения силового агрегата транспортного средства ° 20

6. Движитель по и. I, о т л и ч а ю шийся тем, что нагревательное устройство выполнено в виде солнечного радиатора.

7. Движитель по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что нагревательное устройство выполнено в виде контактирующего с грунтом участка шланга.

8. Движитель по пп 1-7, о т л ич а ю шийся тем, что легкоиспаряющийся жидкий теплоноситель предI ставляет собой этиловый спирт.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Н 268924, кл. В 62 D 57/00 1 от 10.04.70.

2. Авторское свидетельство СССР и 581131, кл. В 62 0 55/08,30.11.77.

Я ff Х/2/Я 7

Фиг. f иг. 8

933531

Фиг.У

Фиг. /0

Составитель В. Лысунец

Редактор 3. Бородкина Техред Ж. Кастелевич Корректор Ю. Макаренко

Заказ 4072/27 Тираж 682 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушаская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства Гусеничный движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гусеничным машинам с поддерживающими роликами

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к сельскохозяйственному и тракторному машиностроению

Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при создании пневмогусеничных шасси и бронепоездов

Изобретение относится к области наземного транспорта, конкретно к гусеничным движителям транспортных средств, главным образом длиннобазовых гусеничных тягачей и вездеходов для тундровых районов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам блокировки гусеничных лент при креплении гусеничных машин на грузовых платформах

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам высокой проходимости
Наверх