Система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски н

Сециапистичесни к

Республик (iI 935638 (61) Дополнительное к авт. свид-sy (22)Заявлено01.09.80 (2l) 2981186/25-06 (5 I ) M. Кл.

F 02 С 9/00 с присоединением заявки %в (23) Приоритет

Ввударстеанный кемнтвт

СССР ее авнм нзнбретеннФ н втнрытнй

Опубликовано 15 ..06 ° 82. Бюллетень М 22

Дата опубликования описания 15 06 (53) УД К 621. 438 (088.8) 1

9. Н. Васильев, А. И. Гриценко, П.И. Иужиливс й, В.Н.Лось, С.П.Зарицкий и И.Г.Беляев и щ

Всесоюзный научно-исследовательский инст тут,:.,-; природных газов

° н

1

/ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮщЕГО

АГРЕГАТА

Изобретение относится к энергомашиностроению в частности, к системам запуска газотурбинных газоперекачивающих агрегатов.

Известна система запуска газотурбинного двигателя, содержащая пусковой гидравлический мотор, соединенный через обгонную муфту с ротором ,турбокомпрессора и снабженный входной магистралью с выходом электроприводного насоса и подключенные к магистрали подачи топлива коллекторы, соединенные с пусковой и рабочей форсунками713.

Известная система запуска газотур,бинного газоперекачивающего агрега15

;та не эффективна, так как при увели;ченных по сравнению с газотурбинными двигателями потребных для раскрутки, мощности требует наличия специального жидкого рабочего тела.

Наиболее близкой к предлагаемому является система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата, система запуска, содержащая пусковой турбодетандер, соединенный через обгонную муфту с ротором турбокомпрессора и связанный выходной магистралью с атмосферой, а входной - с газопроводом высокого давления, соединенным с коллекторами пускового и топливного газа комеры сгорания турбокомпрессора 2.).

Однако и такая система запуска не обеспечивает получение необходимого уровня экономичности и защиты окружающей атмосферы из-за выпуска отработавшего в турбодетандере газа в атмосферу, а также из-за значительного дросселирования газа высокого давления перед подачей в коллекторы.

Цель изобретения - повышение экономичности и уменьшение загрязнения окружающей атмосферы.

Укаэанная цель достигается тем, что система снабжена зжектором, высоконапорное сопло которого подключено к газопроводу, ниэконапорноена предельную частоту вращения обгонная муфта 2 отключается. Одно временно закрывают клапан 7. Затем перекрывают трубопровод 19 и эжектор 16 переходит на режим нулевой эжекции. При этом газ, выходящий из эжектора 16, дросселируют до нужного давления топливного и пускового газа дополнительной задвижДля исключения потерь газа в начальный период запуска (до момента зажигания камеры), особенно в тех случаях, когда этот период значитой задвижке 15, а дополнительную задвижку 23 сохраняют закрытой при открытии клапана 11 задвижки 22.

Дополнительно открывают кран 24.

В результате топливный и пуско вой газ поступают из эжектора 16 по трубопроводу 21 в емкость 25, где он аккумулируется. При этом степень дросселирования клапана 7 во времени непрерывно уменьшают для поддержания постоянной ступени расширения турбодетандера 1

К моменту зажигания камеры 14 сгорания открывают задвижку 23 и газ из емкости 25 начинает поступать в коллекторы 12 и 13 по трубопроводу 21. Одновременно в трубопровод 21 поступает газ из эжектора 16.Под; держание необходимого давления в коллекторах 12 и 13 при этом обеспечивается регулированием дополнительных задвижек 22 и 23 крана 24 и клапанов 7 и 11.После отключения турбодетандера 1 и перехода эжектора 16 на режим нулевой эжекции в коллекторы 12 и 13 газ продолжает поступать из эжектора 16 и емкости 25.После отключения турбодетандера 1 возможна работа агрегата только на газе, поступающем из емкости 25, Повышение экономичности при запуске достигается за счет практически полного исключения выброса природного газа в атмосферу, а также за счет уменьшения потерь энергии природного газа из-за его дросселирования до нужного давления топливного и пускового газа. Одновременно исключается загрязнение окружающей атмосферы.

Формула изобретения

Система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата, содер з 935638

1 к выходной магистрали, а выход соединен с коллекторами.

На чертеже схематически представлена система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата. %

Система запуска содержит пусковой турбодетандер 1, соединенный через обгонную муфту 2 с ротором 3 турбокомпрессора 4 газотурбинной установки, и сообщенный выходной ма- кой 22 или 23. гистралью 5 с атмосферой, а входной магистралью 6, снабженной регулируе" мым клапаном 7.- с газопроводом 8

) высокого давления. за нагнетателем 9, и соединенные с газопроводом 8 тру- телен, запуск начинают при закры;бопроводом 10 с регулируемым клапа- ном 11 коллекторы 12 и 13 пускового и топливного газа камеры 14 сгорания турбокомпрессора 4. В выходной ма.гистрали 5 установлена задвижка 15, и система запуска снабжена эжекто20 ром 16, высоконапорное сопло 17, которого подключено к газопроводу 8 за клапаном 11, низконапорное сопло 18 трубопроводом 19 - к выходной

25 магистрали 5 турбодетандера 1 перед задвижкой 15, а выход 20 эжектора 16 соединен с коллекторами 12 и 13 трубопроводом 21 с дополнительными задрижками 22 и 23. Трубопровод 21 через кран 24 подсоединен к аккумулирующей емкости 25.

В начальный период запуска агрегата открывают клапан 7, в результате чего газ высокого давления из газопровода 8 поступает на турбодетандер 1 по входной магистрали б, где расширяется, совершая работу в турбокомпрессоре 4, и выходит по магистрали 5 через задвижку 15 в атмосферу.

После открытия клапана 7 открывают клапан 11, дополнительные задвижки 22 и 23, а задвижку 15 закрывают. При этом кран 24 остается в закрытом положении. В результате газ высокого давления из газопровода 8 по трубопроводу 10 поступает в высоконапорное сопло 17 эжектора 16, эжектируя через низконапорное сопло 18 расширенный в турбодетандере 1 газ по трубопроводу 19 из выходной. магистрали 5. Полученная в эжекторе 16 смесь, служащая для агрегата топливным и пусковым газом, поступает с выхода 20 эжектора 6 по трубопроводу 21 в коллекторы 12 и 13 и из них в камеру 14 сгорания. При выходе турбодетандера 1

5 935638

6 жащая пусковой турбодетандер, сое- окружающей атмосферы, система снабжединенный через обгонную муфту с на эжектором, высоконапорное сопло ротором турбокомпрессора и связан- которого подключено к газопроводу, ный выходной магистралью с атмосфе- низконапорное " к выходной магистрарой, а входной - с газопроводом ли, а выход соединен с коллекторами высокого давления, соединенным с Источники информации, коллекторами пускового и топливно- принятые во внимание при экспертизе

ro газа камеры сгорания турбокомпрес- l. Авторское свидетельство СССР сора, отличающаяся тем, 11 21l347, кл. F 02 С 9/00, 1963. что с целью повышения экономичности щ 2. Патент СВА У 2608480, запуска и уменьшения загрязнения кл. 60-39,14, опублик 1952.

ВНИИПИ Заказ 4179/36 Тираж 552 Подписное

Ф ЮЮЮ МАЛЮЮ ЮЮ Ю

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата Система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата Система запуска газотурбинного газоперекачивающего агрегата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автоматического регулирования, в частности к системам регулирования газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области автоматического регулирования, в частности к системам подачи топлива в газотурбинный двигатель

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к топливным системам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинной установки, а более конкретно к устройству, обеспечивающему управление положением дозирующего узла, через который подводится газообразное или жидкое топливо в камеру сгорания газотурбинной установки

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к газодинамике и регулированию турбомашин

Изобретение относится к области систем управления сложных объектов техники, работающих в широком диапазоне режимов и нагрузок и может быть использовано в системах управления газотурбинных двигателей, турбин электростанций и т.д

Изобретение относится к области автоматического регулирования газотурбинного двигателя (ГТД), а более конкретно - к системе управления положением запорного клапана, обеспечивающего подвод топлива через дозатор к форсункам камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, преимущественно к способам определения выброса окислов азота NOx при доводке камер сгорания

Изобретение относится к насосостроению, в частности к центробежным насосам, используемым, например, в системах топливопитания газотурбинных двигателей
Наверх