Динамическая муфта

 

О П И С А Н И Е (1949239

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.08.78 (21) 2656144/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 D 3/20

Гасударственный кюмитет

СССР

Опубликовано 07.08.82. Бюллетень № 29 (53) УДК 621.825. . 7 (088.8) вв делаи кзобретений и еткрмтий

Дата опубликования описания 17.08.82 (72) Авторы изобретения

Ф. В. Сталь и А. Ф. Сталь

ВС)9:ОЮЗ1ИЯ

ПАТЕНТНОТЕХНИЧВСКАЯ

БИБЛИОТЕКА (71) Заявитель. (54) ДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна муфта, содержащая ведущий и ведомый валы, взаимодействующие через звенья планетарного ряда (1).

Недостатком ее является жесткость конструкции.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является динамическая муфта, содержащая концентрично установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты с зубцами на обращенных друг к другу поверхностях и контактирующие с ними сателлиты (2) .

Недостатком известной муфты является сложность регулировки динамических характеристик.

Цель изобретения — упрощение регулировки динамических характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена смонтированными на ведомом валу и подпружиненными по оси дисками, сателлиты размещены между дисками, выполнены с параллельными оси отверстиями и снабжены попарно расположенными в них шариками, контактирующими с упомянутыми дисками.

На фиг. 1 изображена предлагаемая динамическая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез; на фиг. 3 — часть муфты, поясняющая устройство центрального колеса, продольный разрез; на фиг. 4 — то же, поперечный разрез; на фиг. 5 — график тяговой характеристики.

Динамическая муфта содержит ведущий вал, установленный в подшипниковой опоре I и жестко скрепленную с валом 2 цилиндрическую полую, открытую с другого конца ведущую полумуфту 3. В полости соосно размещены замыкающий ведомый диск 4 и промежуточные ведомые диски 5, между которыми по окружности ведущей полумуфты 3 размещены сателлиты 6, по концентрической окружности которых размещены попарно свободновращающиеся шары 7, контактирующие с ведомыми дисками 4 и 5. Сателлиты 6 кинематически связаны с ведущей полумуфтой и ведомой полумуфтой, выполненной в виде центральных колес 8, помещенными между ведомыми дисками 4 и 5, в первом случае зубча949239 тым зацеплением, во втором резьбовым.

Закрывает полость замыкающий ведомый диск 9. Все ведомые диски и центральные колеса установлены на ведомом валу 10, и кинематически связаны шлицевым соединением (не показано) или шпонкой 1! . Ведомый диск 9 поджимается в осевом направлении пружинными элементами (тарельчатыми пружинами) 12 затянутыми гайками

13. Зубчатое зацепление мелкомодульное прямозубое или шевронное (предпочтитель- ð но последнее). В случае прямозубого зацепления на внутренней цилиндрической части ведущей муфты выполняются зубчатые венцы, где посередине каждого имеется канавка, куда закладывается разрезное кольцо 14, внутренний диаметр которого совпадает с начальной окружностью зубчатого зацепления и по которому сателлиты совершают качение. Сами сателлиты имеют по два зубчатых венца. В случае шевронного зубчатого зацепления кольцо 2р

14 исключается, но центральное колесо 8 состоит из двух раздельных колес: 8а с правым наклоном зуба, а 8б с левым наклоном зуба. Оба колеса свернуты винтом 15.

Вариант резьбового зацепления предусматривается в том случае, когда изготовитель не имеет необходимого специального оборудования для изготовления зубчатого зацепления. Для данного варианта конструкция аналогична варианту первого зр зубчатого зацепления.

Муфта работает следующим образом.

Ведущий вал вращает ведущую полумуфту 3, которая вращает сателлиты 6, обкатывающие центральные колеса 8. Шары 7, контактирующие с ведомыми диска- зS ми 4, 5 и 9 совершают сложное вращательное движение по синусоиде (переносное) и относительное. При синусоидальном движении шары, вращаясь, переходят с малого диаметра орбиты на диаметр большей 4р орбиты при этом разгоняются и создают динамический момент, который воспринимается ведомыми дисками. Переходя с большего диаметра орбиты на малый, шары совершают выбег и вновь создают динамический момент, передаваемый на ведомые диски. 4

Кроме этого, возникает динамический момент кориолисовых сил за счет циркуляции вектора вращения шаров.

Все динамические моменты преобразуются в крутящие моменты ведомых дисков, которые через шлицевое (шпоночное) соединение воспринимаются ведомым валом.

Дополнительно поток мощности передается от саз еллитов на центральные колеса от реактивного момента. Пружинные элементы 12 создают нормальное давление дисков на шары с учетом запаса сцепления. На фиг. 5 приведена тяговая характеристика динамики муфты, которая очень сходна с динамикой гидромуфты.

Тяговая характеристика является теоретической (расчетной) кривой. По оси абсцис отложены об/мин центра сателлитов (фиктивного водила) . По оси ординат крутящий момент в кГм и мощность в кГм, одного комплекта сателлитов. Кинематический КПД динамической муфты p = 0,967, как видно достаточно высокий. Компактность муфты против гидравлической более чем в 10 раз. Тяговая характеристика (расчетная) мало отличается от характеристик существующих гидромуфт.

Конструкция предлагаемой муфты расширяет возможности конструирования, т. е. позволяет увеличивать мощность за счет осевого габарита, что невозможно для гидромуфт. Динамическая муфта исключает консольность конструкции, ибо, сама конструктивная ее схема подобие подшипников качения., Технологичность конструкции позволяет изготавливать муфту серийно предприятиям, выпускающим продукцию не выше 3-го кл. точности.

Формула изобретения

Динамическая муфта, содержащая концентрично установленные на валах ведущую и ведомую полумуфты с зубцами на обрашенных друг к другу поверхностях и контактирующие с ними сателлиты, отличаюи4аяся тем, что, с целью упрощения регулировки динамических характеристик, она снабжена смонтированными на ведомом валу и подпружиненными по оси дисками, сателлиты размещены между дисками, вы-. полнены с параллельными оси отверстиями и снабжены попарно расположенными в них шариками, контактирующими с упомянутыми дисками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 285424, кл. F 16 D 13/54, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР № 529323, кл. F 16 D 3/56, 1974 (прототип).

949239

Мкр кгм

7ягобая характеристика

Раг.Х

Составитель И. Яцунов

Редактор А. Химчук Техред А. Бойкас Корректор М. Коста

Заказ 5472/18 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Динамическая муфта Динамическая муфта Динамическая муфта Динамическая муфта Динамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 579466

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при передаче крутящего момента валами с пересекающимися осями

Изобретение относится к машиностроению, а именно к универсальным шарнирным соединениям

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено, предпочтительно, для использования в главных линиях прокатных станов

Изобретение относится к невыключаемым муфтам, допускающим возможность относительного перемещения соединяемых валов во время эксплуатации

Муфта // 2027085

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами

Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к шарнирным муфтам
Наверх