Тягово-сцепное устройство

 

ОПHCAHHE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 313) 780 (21) 2965296/27-11 (51) М. КЛ.

В 60 0 1/06 с присоединением заявки Мо

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК629. 114. . 3 (088. 8) Опубликовано 15.0882. Бюллетень ¹ 30

Дата опубликования описания 150882 (72) Авторы изобретения .С.Мелик-СаРкисьЯнц, Р.M.ÖèHo óðo „ Р

) оз "е 4

1 ц )

Мытищинский ордена Октябрьской революции и рвденщ:,:,;;-, . ь)

Отечественной войны I степени машиностроительный онй4%01Ж 4 (71) Заявитель (54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств .шарового типа, предназначенных для подсоединения различных при5 цепов к автомобилям.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору и закрепленный на другом транспортном средстве корпус с гнездом под шаровую опору, при этом в корпусе установлен перемещающийся резьбовой элемент, снабженный рукояткой управления процессом сцепки и взаимодействующий посредством пружины с сухарем, перемещение которого ограничено упором на реэьбовом элементе, причем на сухаре выполнена кольцевая проточка, для взаимодействия с ней фиксирующего штыря, размещен, ного в отверстии корпуса и ограничивающего перемещения сухаря в направлении действия усилия шаровой опо-, ры на сухарь 111. .25

Недостатком известного устройства является то, что прн резком замедлении движения автомобиля и набегании прицепа, шаровая опора, действуя на сухарь, сжимает пружину, в результате чего между шаровой опорой и сферическим гнездом корпуса, с противоположной сухарю стороны возникает зазор, приводящий к ударным нагрузкам в устройстве. а также прогрессирующему износу сферических поверх ностей гнезда корпуса и шаровой опоры, следствием чего является ухудшение условий движения автопоезда.

Известно также тягово-сцепное устройство, содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору, закрепленный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный поворотной рукояткой с подпружиненным прижимом и подвижным сухарем, установленный с воэможностью взаимодействия одним концом с шаровой опорой, а другим — с упомянутым прижимом (23.

Недостатком известного устройства является то, что вследствие выполнения прижима в данном устройстве не исключена воэможность заклинивания шаровой опоры излишней силой, приложенной на рукоятку и конусный прижим в процессе сцепки. При отклонении от правильной сферической формы шаровой опоры в процессе эксплуатации возможно его эаклинивание в гнезде

950551 корпуса в случае их максимального взаимного углового перемещения.

Кроме того, отсутствие в устройстве второго, действующего независимо предохранителя, исключающего возможность саморасцепления автопоезда во время движения, не обеспечивает условия безопасности в эксплуатации.

Выполнение конусного сопряжения деталей требует. сложной технологии из10 готовления.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности при одновременном упрощении конструкции.

Эта цель достигается тем, что в тягово-сцепном устройстве, прижим представляет собой Г-образный двуплечий рычаг, одно плечо которого закреплено на оси поворота рукоятки с возможностью ограниченного поворота относительно последней, а на втором конце сухаря закреплена упорная пята для свободногО плеча двуплечего рычага.

Кроме того, пята закреплена на сухаре через предварительно сжатый упругий элемент, который представляет собой набор тарельчатых шайб.

На фиг.1 изображено тягово-сцепное устройство, вид сбоку; на фиг.2 то же, вид сверху; на фиг.3 — разрез A-А на фиг.2.

Устройство содержит установленную на одном транспортном средстве шаровую опору 1 и закрепленный на другом транспортном средстве корпус 2, имею 3 щий сферическое гнездо под шаровую опору 1. В корпусе 2 установлен подвижный сухарь 3, взаимодействующий одним концом с шаровой опорой 1 и имеющий кольцевую проточку 4, в которой размещен фиксирующий штырь 5, входящий также в отверстие корпуса и ограничивающий передвижение сухаря 3 в направлении действия на его усилия шаровой опоры. Второй конец сухаря 3 выполнен с хвостовиком б, на котором установлен предварительно сжатый. упругий элемент 7, представляющий собой набор тарельчатых шайб, закрепленных стопорным кольцом 8. Прижим представляет собой

50

Г-образный двуплечий рычаг 9, одним плечом закрепленный на оси 10 поворота рукоятки 11 управления процессом сцепки, а свободным плечом 12 взаимодействующий через упорную пяту 13, снабженную жестко установленным шариком 14, и набор тарельчатых шайб с сухарем 3. Рабочая поверхность плеча 12 рычага 9 спрофилирована так, что угол между усилием, действующим со стороны сухаря на рычаг и нормалью- к поверхности рычага, находится в пределах угла трения. На рычаге 9 установлена одним концом пружина 15, которая прик- 65 реплена другим концом к корпусу при помощи серьги 16. Ось 10 установлена в проушинах 17 корпуса и является общей для рычага 9 и рукоятки 11, имеющей взаимоограниченный поворот эа счет установки на рукоятке 11 пальца 18, пропущенного через паз

19 в рычаге 9. В проушинах 17 и в передней части .рычага 9 выполнены отверстия 20 и 21 для блокировки рычага 9 в расцепленном положении устройства. Рукоятка 11 контактирует в сцепленном положении устройства с фланцами 22 корпуса, прикрепленным к дышлу 23 прицепа.

Процесс сцепки прицепа с автомобилем осуществляется следующим образом.

На шаровую опору опускают сфе1рическим гнездом корпус 2, вынимают фиксирующий штырь 5 из отверстий 20 и 21 проушин 17 и рычага

9. Освобожденный от блокировки рычаг 9 поворачивают рукояткой 11 до упора рукоятки во фланец 22 корпуса.

В этом случае свободное плечо 12 рычага 9 при перемещении поджимает через упорную пяту 13 и набор тарельчатых шайб сухарь 3 к шаровой опоре и запирает ее в гнездо корпуса 2.

После этого вставляют фиксирующий штырь 5 в отверстие корпуса и проточку 4 сухаря 3, что обеспечивает. дополнительное запирание шаровой опоры в гнезде корпуса. При этом штырь 5 не препятствует перемещению сухаря к шаровой опоре от действия пружины 15 на свободное плечо 12 рычага 9.

При движении автопоезда плечо 12 рычага 9 под действием пружины 15 неазависимо перемещается относительно рукоятки 11 в пределах паза 19 и тем самым обеспечивает автоматическук выборку зазоров между шаровой опорой и сопряженными с ней гнездом корпуса и сухарем, возникающих от износа шаровой опоры и сопряженных с ней элементов. При набегании прицепа исключается поворот рычага 9 от действия шаровой опоры за счет выполнения рабочей поверхности свободного плеча рычага с учетом угла трения и обеспечения эффекта самоторможения.

В процессе эксплуатации устройства в момент максимального углового перемещения неравномерно изношенной поверхности шаровой опоры и прверхностей, сопряженных с ней других элементов, исключается заклинивание устройства за счет возможности дополнительного сжатия набора тарельчатых шайб, поджатых кольцом при монтаже усилием, равным максимальной горизонтальной силе, возникающей при движении автопоезда.

950551 6

7,Цля расцепления прицепа с автомобилем операции выполняются в обратном порядке.

Введение дополнительнОго запирания сухаря фиксирующим штырем и уста- 5 новка набора тарельчатых шайб на втором конце сухаря повышает эксплуатационную надежность устройства, а возможность изготовления ряда деталей холодной штамповкой обеспечивает уп- 10 рощение конструкции и снижение трудоемкости в производстве.

Формула изобретения

1. Тягово-сцепное устройство,содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору и закрепленный на другом транспортном средст- 20 ве и имеющий гнездо под указанную опо ру корпус, оборудованный поворотной рукояткой с подпружиненным прижимом и подвижным сухарем; установленным с возможностью взаимодействия одним концом с шаровой опорой, а другимс упомянутым прижимом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения экс луатационной надежности при од новременном упрощении конструкции, прижим представляет собой Г-образный двуплечий рычаг, одно плечо которого закреплено на оси поворота рукоятки с возможностью ограниченного поворота относительно последней, а на втором конце закреплена упорная пята для свободного плеча двуплечего рычага. .2. Устройство по п.1, о т л и ч а и щ е е с я тем, что, пята закреплена на сухаре через предварительно сжатый упругий элемент.

3. Устройство по п.2, о т л и ч а ю щ. е е с я тем, что упругий элемент представляет собОЙ набор тарельчатых шайб.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.. Авторское свидетельство СССР

Р 403583, кл. В 60 0 1/06, 1971 °

2. Патент Франции Р 1416339, кл. В 62 О, 1965 (прототип) 950551

5 —

Фиг.2

Составитель Ю.Таубер

Техред М. Надь Корректор М.Шароши

Редактор А.Химчук филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Заказ 5868/18 Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство Тягово-сцепное устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматическим тягово-сцепным устройствам для транспортного машиностроения

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к транспорту, а именно к буксировочным устройствам, и может быть использовано в тягово-сцепных устройствах для легковых автомобилей со сцепкой шарового типа

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к устройствам сцепных приборов шарового типа, и может быть использовано для буксировки легковых одноосных прицепов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкциях автомобильных поездов и шарнирно-сочлененных автобусов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств
Наверх