Устройство для включения привода колеса транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 25. 11. 80 (21)3007442/27-11 (31) М. КП., с присоединением заявки М9—

В 60 К 17/32

Государственный комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 1508.82. Бюллетень ¹30

Дата опубликования описания 1508,82 (33) УДК 629. 113. .012. 1(088. 8) (72) Автор изобретения

В.В.Макаров

Ульяновский дважды ордена Трудового Крааыа с . ЬнаМдни (71) Заявитель автомобиль ный завод им. В. И. Ленина (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ПРИВОДА

КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению.

Известно устройство для включения привода колеса транспортного средства, содержащее подпружиненную втулку, установленную на шлицах полуоси с возможностью осевого перемещения и выполненную с наружными шлицами для связи в режиме привода колеса со шлицами на внутренней повехности ступицы колеса, и механизм фиксации положения упомянутой втулки (17.

Недостатком известного устройства является отсутствие автоматического включения колеса транспортного средства при обеспечении привода мосту.

Цель изобретения — обеспечение ав-. томатического включения колеса в ре- жиме его привода на грунтах с переменньтм коэффициентом .сцепления колеса.

Поставленная цель достигается тем, что упомянутый механизм фиксации рас-. положен между упомянутой втулкой и цапфой колеса и состоит из связанного с втулкой кольцеобразного элемента, с торцовыми фигурными лапками с выступами на их концах, закрепленной на полуоси кольцеобразной детали с выполненными на торцовой поверхности по окружности окнами для прохождения через них упомянутых лапок в режиме отключения колеса, кольцевого торцового упора на цапфе с кулачковой торцовой поверхностью для взаимодействия с упомянутыми выступами лапок в режиме отключения колеса, при этом упомянутая втулка подпружинена относительно кольцеобразной детали, лапки с выступами выполнены пружинящими, а расстояние от оси полуоси до нижней точки выступа меньше расстояния от

15 оси полуоси до внешней поверхности упомянутого упора.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство (колесо отключено от по20 луоси), разрез, на фиг.2 — то же, во включенном положении; на фиг.3 разрез A-A на фиг.1 (вариант с тремя проточками, пружина условно не показана); на фиг.4 — то же,(вариант с двумя проточками, кольцеобразный элемент, пружина, ступица условно не показаны); на фиг.5 - упругая скоба; на фиг.6 — вид В на фиг.5.

На шлицах 1 полуоси 2 (фиг.1) установлена с возможностью осевого перемещения муфта 3 с внутренними

950557 шлицами 4 и наружными шлицами 5. Внутренние шлицы 4 находятся в постоянном зацеплении со шлицами 1 полуоси 2. На ведущем фланце б ступицы

7 выполнены шлицы 8. На шлицах 1 полуоси 2 установлен с помощью кольца 9 кольцеобразный элемент 10, имеющий окна 11 для прохода пружинящих скоб 12, закрепленных на цилиндрическом пояске 13 муфты 3. Между кольцеобразным элементом 10 и муфтой 3 l0 установлена винтовая пружина 14 сжа" тия, упирающаяся с одной стороны на заплечик 15 муфты 3, а с другой — на отбортовку 16 кольцеобразного элемента 10. 15 !

Скоба 12 снабжена петлей 17 и оканчивается загнутым концом 18, . взаимодействующим с проточкой 19, выполненной на цапфе 20. Проточка

19 снабжена лысками 21. На конце шлицев 1 полуоси 2 установлено пружинное кольцо 22. На муфте 3 напрессован колпак 23.

Пружинящая скоба 12 своим загнутым концом 18 направлена к оси полу- 5 оси 2 и образует острый угол с осью полуоси. Расстояние Ь от оси полу оси 2 до загнутого конца 18 пружинящей скобы 12 меньше половины наружного диаметра цапфы 20. Пружинящая ско:ба 12 выполнена сужающейся до разме-, ра Ь (фиг.б) в направлении от муфты

8 к цапфе 20.

Количество и расположение пружинящих скоб 12 и проточек 19 на цапфе 20 такое, что при любом угловом положении муфты 3, по крайней мере одна из пружинящих скоб 12 находится напротив проточки 19 цапфы 20.

На фиг.1 и 3 изображена цапфа 20 с тремя проточками 19, расположен- 40 ными под углом 60О и двумя пружинящими скобами 12, расположенными под углом 180 .

На фиг.4 показан разрез A-A цапфы 20 с двумя диаметрально располо- .45 женными (1800 ) проточками 19 и двумя пружинящими скобами 12, расположенными под углом 90 .

Соединение ступицы 7 с полуосью 2 осуществляется следующим образом.

При включении переднего моста начинает вращаться полуось 2. Вместе с полуосью 2 вращается муфта 3, кольцеобразный элемент 10, установленный на шлицах 1 полуоси 2, пружина 14 и пружинящие скобы 12, закрепленные на цилиндрическом пояске 13 муфты 3. Так как цапфа 20 неподвижна, то пружинящая скоба 12,. находящаяся в проточке

19 цапфы 20, вращаясь, набегает своим загнутым койцом 18 на лыску 21 проточки 19. Лыски 21 выводят пружинящую скобу 12 на наружный диаметр цапфы 20, после чего пружина 14 сразу же толкает муфту 3 до упора в кольцо 22, вводя при этом наружные шлицы 65

5 в зацепление со шлицами 8 ведущего

Фланца б ступицы 7. В случае попадания шлица 5 муфты 3 на шлиц 8 флан-, à стУпицы 7, пружина 14 довключает уфту 3 пРи дальнейшем ее вращении.

Отсоединение ступиц 7 от полу оси 2 производится нажатием на кол пак 23. МУФта 3 перемещается под воздействием этого усилия, сжимая пружину 14. При сжатии пружины 14, загнутые концы 18 пружинящих скоб 12 свободно проходят в окна 11 в кольцеобразном элементе 10, так как скобы

12 сужены .к загнутому концу 18 до размера Ь. Затем загнутые концы 18 пружинящих скоб 12 набегают на торцовую поверхность цапфы 20 и преодолевая упругость, выходят на наружную поверхность цапфы 20. При дальнейшем сжатии пружины 14, при совпадении одного из загнутых концов 18 скоб 12 с проточкой 19 цапфы 20, указанный конец 18, за счет упругости приподнятой скобы 12, заскакивает в проточку 19 цапфы 20.

Таким образом, осевое перемещение муфты 3 и сжатие пружины 14 происходит до тех пор, пока хотя бы одно из скоб 12 своим загнутым концом

18 не заскочит в одну из проточек 19 цапфы 20.

После прекращения действия осевого усилия, муфта 3 удерживается в выключенном состоянии концом 18 пружинящей скобы 12, попавшим в проточку 19.

Петля 17 скобы 12, попавшей в проточку 19, под действием пружины 14 несколько растягивается, что дает возможность муфте 3 с пружинящими скобами 12, не попавшими в проточки

19, отойти назад и вывести концы 18, указанных скоб 12 за линию проточек t

19 или за торец цапфы 20. Тем самым исключено попадание концов 18 скоб

12, выведенных за линию проточек 19, в эти проточки 19 при повороте муфты 3 при включении переднего моста, это значит, что муфта 3 не может находиться в постоянно выключенном сос тоянии

В таком положении муфты 3 между шлицами 5 и 8 имеется зазор, необходимый для свободного вращения колеса относительно полуоси 2.

Наличие, по крайней мере одной пружинящей скобы, закрепленной на муфте и взаимодействующей с проточкой, выполненной на цапфе и усуановка кольцеобразного элемента, снабженного окном для прохода скобы, на полуоси между муфтой и цапфой, позволяет обеспечить автоматическое включение колес.

Выполнение скобы с петлей исключает нахождение муфты в постоянно включенном состоянии.

950557

Формула изобретения

Устройство для включения привода колеса транспортного средства, содержащее подпружиненную втулку, установленную на шлицах полуоси с воз можностью осевого перемещения и выполненную с наружными шлицами для связи в режиме привода колеса со шлицами на внутренней поверхности

Кали аличие у пружинящей скобы загну-. того конца, направленного к оси полуоси и образующего острый угол с осью полуоси, а также расположение его на расстоянии L от оси полуоси меньшим половины наружного диаметра цапфы, обеспечивает надежность работы конструкции.

Сужение пружинящей скобы к загнутому концу упрощает сборку устройства. 10

Количество и расположение пружинящих скоб на муфте и проточек на цапфе таким образом, что при любом угловом положении муфты, по крайней мере одна из пружинящих скоб нахо- 15 дится напротив проточки цапфы, позволяет отключить колесо от полуоси при любом его угловом положении, что позволяет автоматизировать процесс включения колеса в неблагоприятных условиях передвижения транспортного х gQ средства по плохим грунтам. ступицы колеса, и механизм фиксации положения упомянутой втулки, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения автоматического включения колеса в режиме его привода на грунтах с переменным коэффициентом сцепления колеса, упомянутый механизм фиксации расположен между упомянутой втулкой и цапфой колеса и состоит из связанного с втулкой кольцеобразного элемента е торцовыми фигурными лапками с выступами на их концах, закрепленной на полуоси кольцеобразной детали с выполненными на торцовой поверхности по окружности окнами для прохождения через них

t упомянутых лапок в режиме отключения колеса, кольцевого торцового упора на цапфе с кулачковой торцовой поверхностью для взаимодействия с упомянутыми выступами лапок в режиме отключения колеса, при этом упомянутая втулка подпружинена относительно кольцеобразной детали, лапки с выступами выполнены пружинящими, а расстояние от оси полуоси до нижней точки выступа меньше расстояния от оси полуоси до внешней поверхности упомянутого упора. .Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Патент CIQA Р 2844238, кл.192-67, 1958 (прототип).

950557

0

Составитель С.Белоусько

Редактор А.Химчук Техред М Надь Корректор M. Шароши

Заказ 5868/18 Тираж 718. . Подписное

ВНИИПИ Государственного Комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä, ул.Проектная,4

Устройство для включения привода колеса транспортного средства Устройство для включения привода колеса транспортного средства Устройство для включения привода колеса транспортного средства Устройство для включения привода колеса транспортного средства Устройство для включения привода колеса транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к сельскохозяйственному и транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям автомобилей, тракторов, строительных машин

Изобретение относится к приводу оси колес и поворотным рычагам подвесок, в частности к устройству обеспечения поворота моста вокруг своей поперечной оси для компенсации поворота моста вокруг продольной оси при пересечении неровностей

Изобретение относится к самоходным дорожным транспортным средствам

Изобретение относится к колесным транспортным средствам, а именно к их трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колес
Наверх