Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЬЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

„,Я51097 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.07.80 (21) 2955707/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

G 01 М 13/02

Гввудлрствеллмй камитет

СССР (53) УДК 620.178.

3 (088.8) Опубликовано 15.08.82. Бюллетень № 30

Дата опубликования описания 25.08.82 лв делам кзвбретений и вткрмтий (72) Авторы изобретения

В. И. Соловьев, А. В. Комаров и

Государственный всесоюзный ордена научно-исследовательский техно ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка ени (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ОДНОСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к диагностированию механизмов и машин и может быть использовано при оценке технического состояния коробок передач, редукторов ведущих мостов в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственных машинах.

Известен способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора, заключающийся в том, что прикладывают постоянные крутящий и нагружающий мо- 10 менты к валам испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранных полосах частот спектра и оценивают техническое состояние редуктора по отношению измеренных амплитудных параметров 11) .

Недостаток данного способа заключается в погрешностях при диагностировании, так как отношение амплитудных параметров зависит от колебательной характеристики 2о редуктора, являющейся характеристикой нестабильной.

Цель изобретения — повышение точности.

Указанная цель достигается тем, что в способе определения технического состояния одноступенчатого редуктора. заключающемся в том, что прикладывают крутящий момент к одному из валов испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранной полосе частот спсктра и оценивают техническое состояние испытуемого редуктора по отношению измеренных амплитудных па; раметров, измерение амплитудных параметров осуществляют на минимальных и максимальных скоростных режимах работы испытуемого редуктора в полосе частот установочного резонанса вибропреобразователя.

Способ реализуется следующим образом.

Измерительный вибропреобразователь, например, пьезоакселерометр, устанавливается на корпус редуктора, в месте, ближайшем к сопряжению, излучающем виброударные импульсы. Сигналы с вибропреобразователя усиливаются и с помощью полосового фильтра частоты установочного резонанса вибропреобразователя, выделяют виброударные сигналы, подводят их на вход измери951097

Формула изобретения

Составитель Ю. Красненко

Редактор Н. Воловик Техред А. Бойкас Корректор И.Муска

Заказ 5713/45 Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 теля амплитудных параметров, например, измерителя средневыпрямленного значения сигнала. Показания измерителя снимают на минимальных и максимальных скоростях вращения ведущего вала. Затем по отношению показаний на этих скоростных режимах судят о техническом состоянии редуктора.

В качестве параметров виброударных импульсов могут использоваться кроме того, величины амплитуд и средние значения максимальных амплитуд.

Осуществление предлагаемого способа возможно в связи с возникновением вибрационных импульсов при работе зубчатых передач, обусловленных ударами при пересопряжении зубьев. 15

При выделении виброударных импульсов на частоте установочного резонанса вибропреобразователя в ультразвуковом диапазоне получают импульсные сигналы, параметры которых с наибольшей точностью отражают энергию (интенсивность), длительность, частоту и другие параметры ударов в сопряжении. Так как амплитуда импульсов пропорциональна;скорости удара, резко возрастает чувствительнойтт " этого параметра к техническому состоянию редуктора. При 25 изменении скоростного режима и ухудшении технического состояния редуктора увеличивается энергия соударений, что ведет к увеличению амплитуды импульсов, кроме того, уменьшается их длительность, что ведет к перераспределению амплитудного спектра с увеличением интенсивности высокочастотных составляющих. Интенсивность соударений при обкатке редуктора без нагрузки определяется в основном коэффициентом перекрытия и жесткостью, содержащейся 35 в нем зубчатой передачи.

При хорошем техническом состоянии подшипниковых опор во время обкатки редуктора на малых скоростях вращения, пвш — 1000 мин удары и зацепления носят случайный характер и наблюдаются при вхо- 40 де зубьев в зацепление. При увеличении оборотов вала ведущей шестерни (n ш ——

1450 мин ) наблюдается улучшение плавности вращения.

В случае исследования редуктора с ко- 45 нической зубчатой передачей износ подшипниковых опор приводит к снижению жесткости конической передачи и, следовательно, к ухудшению процесса зацепления. В этом случае, при увеличении скоростного режима обкатки, происходит осевое смещение делительных конусов ведущего и ведомого колеса от центра передачи, изменяется коэффициент перекрытия.

В силу отсутствия стабилизирующей нагрузки, при большой осевой игре подшипников, происходит флуктуация положения колес, которая ведет к постоянному изменению коэффициента перекрытия и ошибки шага зацепления и, как следствие, к увеличению количества ударов при зацеплении. При этом увеличивается максимальная амплитуда виброударных импульсов и их частота.

Реализация предлагаемого способа позволяет вывести область фильтрации сигнала из области собственных резонансов акустических каналов редуктора, т.е. сделать независимым от его колебательных характеристик отношение амплитудных параметров и тем самым, повысить точность диагностирования.

Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора, заключающийся в том, что прикладывают крутящий момент к одному из валов испытуемого редуктора, определяют вибропреобразователем спектр виброударных импульсов, измеряют амплитудные параметры в выбранной полосе частот спектра и оценивают техническое состояние испытуемого редуктора по отношению измеренных амплитудных параметров, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измерение амплитудных параметров осуществляют на минимальных и максимальных скоростных режимах работы испытуемого редуктора в полосе частот установочного резонанса вибропреобразователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2763644/25-28, кл. G Ol М 13/02, 1979 (прототип) .

Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора Способ определения технического состояния одноступенчатого редуктора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх