Способ измерения износа деталей машин

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11951122 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (И)М.К . (22) Заявлено 05.11. 80 (21) 3000630/25-28 с присоединением заявки М

G 01 Н 3/56

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 15.08,82.Бюллетень Мо 30 (331УДК 620,178 .162(088.8) Дата опубликования описания 15.08.82 (72) Авторы изобретения

В.A Стадник и И.К. Бавин (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ МАШИН

Изобретение относится к способам исследования износа деталей мащин и может быть использовано при измерении износа деталей без.-разборки и остановки машин. .Известен способ измерения износа деталей машин, заключающийся в том, что на детали. выполняют выемку с иэ-* меняющейся по глубине длиной в направлении перемещения детали, по измерению длины которой судят о величине. износа (13.

Недостатком известного способа является низкая точность измерения износа деталей из мягких материалов из-за завальцовывания краев выемки. е

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ измерения износа деталей машин, заключающийся в том, что исследуемую деталь, взаимодействующую с контрдетальЮ снабжают индикаторной вставкой с монотонно изменяющейся по глубине длиной в направлении перемещения детали, определяют изменение в процессе испытаний длины поверхности индикаторной вставки путем измервния линейного размера, по которому судят о вели .иве износа (2 3.

Недостатком данного способа является невозможность непрерывного измерения износа из-за того, что измерение линейного размера вставки требует по крайне мере остановки испытаний.

Цель изобретения — обеспечение возможности непрерывного измерения

1ð износа.

Поставленная цель достигается тем, что в способе измерения износа деталей машин, заключающемся в том, что исследуемую деталь, взаимодействующую с контрдеталью снабжают индикаторной вставкой с монотонно. изменяющейся по глубине длиной в направлении перемещения детали, определяют изменение в процессе испытаний длины поверхности индикаторной вставки по которому судят о величине износа,индикаторную вставку и контрдеталь выполняют электропроводными, первую из которых изолируют от исследуемой детали, дополнительно

25 .измеряют скорость их относительного перемещения и изменение в Процессе испытаний длительности электрического контакта индикаторной вставки с контрдеталью, а величину изменения длины поверхности индикаторной встав951122 ки определяют по величине скорости относительного перемещения и изменению длительности электрического контакта.

На фиг. 1- показана схема реализации предложенного способа, на фиг. 2 - пример осциллограммы, полученной при измерении длительности электрического контакта индикаторНоА вставки с контрдеталью; на фиг. 3 — образец, выполненный для 10 реализации предложенного способа, Разрез; на фиг. 4 — образец,вид сбоку; на фиг. 5 и б — примеры выполнения индикаторной вставки.

Способ реализуется следующим образом.

Образец 1 снабжают электропРоводной индикаторной вставкой 2, которую изолируют от образца 1 при помощи диэлектрической прокладки 3. Индикаторную вставку 2 устанавливают запоцлицо с рабочей поверхностью образца 1, например в пазу, выполненном в образце 1 и выполняют ее с изменяющейся по глубине длиной (уменьшающейся или увеличивающейся). При испытании образец 1 приводят во взаимодействие с электропроводным контроб.Разцом 4 и подсоединяют индикаторную вставку и контробразец 4 к электри.чс.;кой схеме измерителя длительности электрического контакта контробразца

4 и индикаторной вставки, измеряют величину скорости их относительного перемещения, а о величине износа судят по изменению длины поверхности 35 индикаторной вставки 2. О длине индикаторной вставки 2 судят по дли. тельности электрического контакта с образцом 1 и скорости их относительного перемещения. 4О

Индикаторная вставка на образце может быть выполнена одна или несколько! как показано на фиг. 3 и 4. Закон изменения длины индикаторной вставки по глубине может быть произвольным. Ее профиль может быть например треугольным !,фиг. 5) или выполненным по окружности с радиусом меньшим радиуса — образца

50 (фиг. б) . Более быстрое увеличение угла контакта от Я„ до 1 при одной и той же ширине индикаторной вставки и на одной и той же ее глубине обеспечивает увеличение точности измерений. „„55

В процессе испытаний, по мере износа образца длина наружной рабочей поверхности индикаторной вставки увеличивается, что влечет за собою увеличение углов контакта с контр- 6Î деталью от значения с В начале испытания до значений dg„ el „ oL4 и в конце испытания, если износ образца НА, HS "C и Н1 в точках

А, 6, С и D неравномерный. мени разомкнута, что фиксируется на пленке осциллографа, как показано на . фиг. 2. По мере износа образца 1 в точках 1= и Г ширина рабочей наружной поверхности индикаторной вставки увеличивается до значений, зависящих от степени износа в этих точках. Поэтому за время испытания в случае различного износа в точках

Б и F углы г„ соответственно увеличатся до значений у1 и что повлечет за собой увеличение длительности электрических импульсов А1 до значений Я!! и А3 и соответственное убывание импульсов Ь1 до Ь!1 и 8, как показано на фиг. 2.

Приращения длительности импульсов А1 равные соответственно 4 е =

=Лп - Я.! и Л 4 F = A -А пропорциональны величине износа образца в точках Е .и F за время 1 ..

Величина износа в точках Е и F образца определяется из соотношений:

HF "Кисп. д аЕ где Кис„— коэффициент пропорциональности определяемуй из тарировочных испытаний при частоте вращения и исп об/мин .

Если же тарировку производят при одной частоте вращения пт,!!,, а испытания на износ при другой !!исп, то для индикаторных вставок, имеющих одинаковую геометрию наружных поверхностей при одной и той же степени износа за бремя можно записать

ТССР. ТС! Р. ИС П. И ОП. или ТСЗР ИСп, иСП !

ИСп . Тс1Р

"исп !!!co = к гс!Р TÎP откуда где k — коэффициент пропорциоиальТС!Р. ности, определяемый из таВ случае равномерного износа образца угол увеличивается до одного и того же значения.

По величинам увеличения углов контакта индикаторной вставки at — o(Д. - „; д.4 — А„; kg- Ы.!, определяющих длительность электрического импульса судят об износе Нд, Hg H и Н 3 образца за время 4 на участках, соответствующих образующим, проходящих через точки A 6, С и Й образца.

Ц начале испытания, когда углы равны З .! электрическая цепь будет дважды А„ = — времени замкнутф и Щ„ вре951122 рировочных испытаний при частоте вращения образца

TCj Рд — частота вращения орразца, при которой производят испытания.. 5

Полученную формулу можно использовать, если частота вращения образца при тарировке п ри частота вращения при испытаниях йи©п не совпадают. 1О

Для обеспечения требуемой точности тарировки лыски на наружной поверхности индикаторных вставок следует выполнять с одной установки в пакете вставок, собранных на оправке, а криволинейные поверхности — по одному и тому же радиусу кривизны.

Изобретение позволяет осуществлять измерения степени износа на одном или нескольких участках в области фиксированных точек по периметру образца без остановки испытательной машины и разборки пары трения.

Формула изобретения

Способ измерения износа деталей машин заключающийся в том, что исследуемую деталь, взаимодействующую с контрдеталью снабжают индикаторной вставкой с монотоннб изменяющейся по глубине длиной в направлении перемещения детали, определяют изменение в процессе испытаний длины поверхности индикаторной вставки, по которому судят о величине износа, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности непрерывного измерения износа, индикаторную вставку и контрдеталь выполняют электропроводными, первую иэ которых изолируют от исследуемой детали, дополнительно измеряют скорость их относительного перемещения и изменение в процессе испытаний длительности электрического контакта индикаторной вставки с контрдеталью, а величину изменения длины поверхнос ти индикаторной вставки определяют по величинам скорости относительного перемещения и изменению длительности электрического контакта.

Источники информации„ ,принятые во внимание при экспертизе

1. Ясь Д.С., Подмоков В.Б., Дяденко Н.С. Испытания на трение и износ.Киев,"Техника",1971,с 22-23.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 2817686/25-28, кл. G 01 N 3/56, 1979 (прототип) .

951122 ййа оборот а9а

BHHHIIH, 3аказ 5933/46 Тираж 887 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ измерения износа деталей машин Способ измерения износа деталей машин Способ измерения износа деталей машин Способ измерения износа деталей машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх