Способ определения триботехнических характеристик кинематических пар

 

Союз Советских

Соцмапмстмчесимн республик

ОП ИСАНИЕ к лвто скомю свидитальствь (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 26. 06. 80 (21) 2945913/25-28 с присоединением заявки М

{23) Приоритет (5l }М. Кл.

G01 МЗЛ6

Государственный комитет

СССР во делам изобретений и открытий (53} УДК 621.891 (088. 8) Опубликовано 07. 08. 82. Бюллетень М 29

Дата опубликования описания 07. 08 . 82

Л. И, Бершадский, Л. С.Зама нский, А.А. дстра о и А. В. Верховский 4 ч

), < ii>-,;... 3

Завод-ВТУЗ при Московском трижды ордена,Ленина, ордена ьи! „irнн

Октябрьской Революции и ордена Трудовахл@асйЬМ Знамени автомобильном заводе им. И.А.Лихачова (72) Авторы изобретения (7!) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ

ХАРАКТЕРИСТИК КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР

Изобретение относится к подбору ра ционал ьных трибологи чес ких систем преимущественно в тяжело нагруженных червячных редукторах.

Известен способ определения триботехнических характеристик кинематических пар, заключающийся в том, что электричесии изолированную пару помещают B силовой контур, производят ступенча.. ое нагружение пары, после чего измеряют электрические характеристики фрикционного контакта, по которым судят о триботехнических характеристиках кинематической пары. В качестве электрической характеристики фрикционного контакта используется измерение амплитуды переменной составляющей термо-ЭДС (13.

Однако известный способ позволяет охарактеризовать лишь статическое состояние триботехнической го системы, т.е. дает информацию о ее свойст вах в данный момент времени и не позволяет судить о направлен2 ности изменений этих свойств в процессе изнашивания. Все это приводит к снижению достоверности рекомендаций по подбору рациональной триботехнической системы.

Цель изобретения - повышение достоверности выбора оптимальных смазочных и конструкционных материалов кинематической пары, обеспечивающих ее высокие..триботехнические характеристики.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу определения триботехнических характеристик кинематических пар, заключающемуся в том, что электрически изолированную пару помещают в силовой контур, производят ступенчатое нагружение пары, после чего измеряют электрические характеристики фрикционного контакта, по которым судят о триботехнических характеристиках кинематической пары, в качестве электрическйх характеристик фрикционного контакта используют

3 94940 3 времена релаксаций трибо-ЭДС и электросопротивления контакта, причем каждое последующее из мере ние из ч исла, указанных величин производят после ю затухания измерительного сигнала пре5 дыдущей величины.

Способ реализуется следующим образом.

Исследуемую кинематическую пару, например червячную пару, предваритель о но электроизолируют от корпуса, в котором она установлена, нагружают требуемым тормозным моментом и включают привод вращения. После этого снимают характеристики изменения во времени трибо-ЭДС и электросопротивление контакта, по которым определяют соответственно время релаксации трибо-ЭДС Е и время релаксации Г . При этом каждое дискретное измерение величин трибо-ЭДС и электросопротивления отделены друг от друга промежутком времени, необходимым для затухания измерительного сигнала предыдущей из числа измеряемых величин. Установлено, что эти промежутки времени следует выбирать в пределах 1-1,5 с.

Затем производят ступенчатое нагружение кинематической пары новым тормозным моментом и опять определяют !

ЭО значения Е и Т, Если при этом наблюдается рост

Тр, то это свидетельствует о более интенсивном, s количественном отно-, шении, процессе образования вторичных структур на поверхностях тре35 . ния, т.е. о более интенсивном процессе изнашивания. Наряду с этим по

1 изменению параметра Т судят о виде трения в контакте. Так, например, увеличение параметра V< свидетельствует об ухудшении условий смазки на контакте. Испытывая, например, различные смазки, добиваются снижения значений параметров т д и 7т, что обеспечивает лучшие триботехнические свойства фрикционной пары, Формула изобретения

Способ определения триботехнических характеристик кинематических пар, заключающийся в том, что электрически изолированную пару помещают в силовой контур, производят ступенчатое нагружение пары, после чего измеряют электрические характеристики фрикционного контакта, по которим судят о триботехнических характеристиках кинематической пары, о тл и ч а ю шийся тем, что, с, целью повышения достоверности выбора оптимальных смазочных и конструкционных материалов пары, в качестве электрических характеристик фрикционного контакта используют времена релаксаций трибо-ЭДС и электросопротивления контакта, причем каждое последующее измерение из числа указанных величин производят после затухания измерительного сигнала предыдущей вели чины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

N 556370, кл. G 01 N 3/56, 1977.

Сост а вит ел ь M. Добычи н

Редактор Л. Лукач Техред С. Мигунова Корректор А. Гриценко

Заказ 5732 27 Тираж 7 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная,

Способ определения триботехнических характеристик кинематических пар Способ определения триботехнических характеристик кинематических пар 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх