Модель для гидравлических исследований

 

олисднии

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск ин

Соцмапнстическмн

Республнк »951426 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22)Заявлено 10.11.80 (2l) 3QQ2764/24-07 с присоединением заявки УЙ (23) Приоритет

Опубликовано 15 08 82 Бюллетень М 30

Дата опубликования описания 19.08.82 (5) ) М. Кл.

Н 01 Г 27/28

GO1 М 10/00

6 3юРстквей кнмнтнт

АЗССР ае аннам нэобрвтнннй н отнрнтнЯ (53) УДК 621.314..2 12(088.8) (72) Автор изобретения

Л. Б. Тютина (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский, п и технологический ипститут трансформ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в отрасли трансформаторостроения для исследований гидравлического сопротивления обмоток и конпевой изоляции силовых транс5 форматоров с принудительным: направленным движением охлаждающей среды.

Для проектирования силовых трансформаторов необходимы достоверные данные о гидравлическом сопротивлении отдельных элементов ниркуляционного контура охлаждения трансформатора, в том числе обмоток и конпевой изоляции. Эти сведения могут быть получены с помощью исследований на моделях или макетах.

Известна модель для определения гидравлического сопротивления симметричносложных кольцевых каналов, в том числе элементов мощных силовых трансформаторов, представляющая собой секторный 20 макет симметричной части исследуемого элемента с натуральными размерами кавалов. Результаты исследований на этой модели имеют большую точность, так как характер движения масла и размеры каналов модели и реального трансформатора одинаковы. (11 .

Недостатком этой модели является трудоемкость при изготовлении секторных элементов и громоздкость бака, в который помещается модель.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является модель для гидравлических исследований обмоток и концевой изоляции силовых трансфоюматоюов, содержащая прямоугольный корпус, в котором установлены прямолинейные отрезки, имитирующие элементы обмотки, уложенные послойно и разделенные дистанпирующими прокладками, с прямолинейными отрезками и корпусом, образующими вертикальные и горизонтальные каналы для прохода диэлектрической жидкости f2) .

Недостатком этой модели являетс:я то, что в ней искажается форма масляных каналов (кольцевые и диффузорные каналы реального трансформатора заме(54) MOlIEJfb ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

3 9514 няются плоскими прямоугольными), что искажает характер движения охлаждаю»щей среды в каналах, и, в свою очередь, влияет на гидравлическое сопротивление модели и достоверность результатов исследования. Точность получаемых на этой модели экспериментальных данных невелика.

Е1ель изобретения - повышение точности моделирования и снижение трудоем- lo кости и материалоемкости за счет обеспечения эквивалентности каналов реальным каналам в обмотке и концевой изоляции трансформатора.

Указанная цель достигается тем, что 15 в известной модели для гидравлических исследований обмоток и концевой изоля-. ции силовых трансформаторов, содержащей прямоугольный корпус, в котором установлены прямолинейные отрезки, имитирую- 20 щие элементы обмотки, уложенные послойно и разделенные дистацирующими проклвд» ками, которые с прямолинейными отрезками и корпусом образуют вертикальные и горизонтальные каналы для прохода ди» 25 электрической жидкости, дистанцируюшие

Ъ прокладки в плоскости слоев имеют трапециевидную форму, а боковые стороны у основания трапеции дистанцируюших прокладок могут быть ступенчатыми. 30

На фиг. 1 изображена модель для гидравлических исследований концевой изоляции трансформатора; на фиг. 2 - разрез

А-A на фиг. 1; на фиг. 3 - модель для гидравлических исследований обмоток транс- З5 формвтора; на фиг. 4 - разрез В-В на фп. 3.

Модель для гидравлических исследова- . ний содержит корпус 1, в котором послейно уложены прямолинейные элементы кон- о. цевой изоляции 2, изготовленные из картона или другого материала и разделенные между собой трапециевидными дистанцируюшими прокладками 3 и 4. В корпус могут быть уложены прямолинейные от- 45 резки 5, имитирующие элементы обмотки, выполненные из обмоточного провода или другого материала и разделенные между собой дистанцирующими прокладками 6 трапециевидной формы со ступенчатыми

50 боковыми сторонами у основания или прокладками 7, эквивалентными реальным прокладкам трансформатора и образующими горизонтальные и вертикальные 8 каналы для охлаждаемой среды.

Между выступами пакетов прокладок устанавливаются вставки, в сочетании с упомянутыми выступами имитирующие

26 .4 прошивные рейки, образующие вертикалт ные охлаждающие каналы 8.

Размеры прокладок 3, 4 и 6 выбирают таким образом, чтобы площади образуемых или радиальных каналов были равнсвелики соответствующим площадям каналов в обмотке или концевой изоляции реального трансформатора.

Для испытаний модели помещают в бак, заполненный трансформаторным маслом.

Насосом масло подают к корпусу 1 модели, где оно проходит через каналы модели. При этом измеряют расход масла и гидравлическое сопротивление модели.

Модель позволяет с малыми материало- и трудозатратами исследовать разнообразные варианты обмоток и концевой изоляции с высокой точностью результатов, что очень важно при разработке методов гидравлического расчета обмоток и концевой изоляции трансформаторов, так как неточность расчета может привести к недостаточному расходу масла через обмотки, перегреву обмоток и выходу из строя трансформатора.

Формула изобретения

1. Модель для гидравлических исследований обмоток и концевой изоляции силовых трансформаторов, содержащая прямоугольный корпус, в котором установлены прямолинейные отрезки, имитирующие элементы обмотки, уложенные послойно и разделенные дистанцирующими прокладками, которые с прямолинейными отрезками и корпусом образуют вертикальные и горизонтальные каналы для прохода диэлектрической жидкости, о т л и ч а ю ш а яс я тем, что, с целью повышения точности моделирования, снижения трудоемкости и материалоемкости за счет обеспечения эквивалентности каналов реальным каналам в обмотке и концевой изоляции трансформатора, дистанпируюшие прокладки в плоскости слоев имеют трапециевидную форму.

2. Модель по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что боковые стороны у основания трапеции дистанцирующих прокладок ступенчатые.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

% 498526, кл. 601 М 10/00, 1975.

2. Пиврнек М., Хавличек К., Исследование температурных зависим ос« тей на моделях обмоток трансформаторов.«Электротехнический обзор", 61, 1972, 4, 175 - 181 (ЧССР) .

951426 ОЙ Г авиа. 1

t t фигЗ

Составитель А. Панибратед

Редактор С. Запесочный Техред М.Рейвес Корректор Ю. Макаренко

Заказ 5960/6 1 Тираж 76 1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К 5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Модель для гидравлических исследований Модель для гидравлических исследований Модель для гидравлических исследований 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике корабля и касается конструирования динамометров для буксировочных испытаний моделей судов и для самоходных их испытаний в жесткой запряжке
Наверх