Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач

 

(72) Авторы изобретения о

1 .

А; А. Першин, А. Н.- Самоходский и Л. Б. Масан) илбв

Государственный всесоюзный ордена Тр дрога,Кра ногр - . .: }

l.i. . : i з» .

Знамени научно-исследовательский техн огический институт ремонта и эксплуатации машинно-транс ртного -па ий - (71) Заявители и Московский ордена Ленина энергетичеСКИК институт (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТУПЕНЕЙ

МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технической диагностике машин и может быть использовано при диагностировании как отдельных ступеней зубчатых передач, так и многоступенчатых зубчатых передач в целом.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту к изобретению является способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач, заключающийся в том, что прикладывают к валам передачи вращающий и нагружающий моменты, определяют зубцовые частоты спектра диагностического сигнала одной из ступеней, измеряют их амплитуды, сравнивают измеренные амплитуды с эталонными и по результатам сравнения судят о техническом состоянии каждой ступени 113. го

Недостаток известного способа заключается в том, что для выделения составляющих спектра диагностического

2 сигнала необходима сложная, дорогостоящая аппаратура (анализатор спектра) и значительные трудности при выделении этих составляющих для многоступенчатых зубчатых передач с числом зубчатых пар больше трех, обусловленные необходимостью применения высокочувствительных датчиков, снижающих собственную резонансную частоту измерительного преобразователя, которая ограничивает возможность выделения более высоких частот.

Цель изобретения — упрощение и повышение производительности контроля.

Указанная цель достигается тем, что изменяют частоту вращения входного вала, дополнительно измеряют амплитуды на выбранной диагностической зубцовой частоте при частотах вращения входного вала, определяемых по следующей зависимости: 2 и !

60 Я„ах-и

954837 где пп — частота вращения входного вала при проверке и- ой ступени, об/мин;

fZn — диагностическая зубцовая частота и-ой ступени, Гц; „ „- передаточное отношение от входного вала до и-ой ступени;

Z „ — число зубьев ведущей шестерни и-ой ступени. 10

Кроме того, в качестве диагностической зубцовой частоты выбирают первую гармоническую составляющую.

Реализацию способа осуществляют в следующей последовательности. 15

На корпусе диагностируемой передачи .устанавливают измерительный преобразователь вибраций или угловых ускорений и подключают к нему узкополосный фильтр, настроенный на выбранную, щ например, первую гармоническую частоту, равную зубцовой,или кратной ей цикличности, являющейся функцией произведения частоты вращения первичного вала„ числа зубьев шестерни (колеса) контролируемой зубчатой пары и передаточного отношения между первичным валом и ведущим (ведомым) валом этой зубчатой пары. При этом значение аргумента функции есть величина постоян-5 ная, численно равная выбранной частоте:

f@ = n f.Z -9 (f

Прикладывают к валам передачи требу35 емые вращающий и нагружающий моменты.

Определяют амплитуды составляющих спектра диагностического сигнала.

Для различных ступеней диагности46 руемой зубчатой передачи с учетом значения выбранной первой гармонической составляющей зубцовой частоты спектра диагностического сигнала устанавливают частоту вращения входного вала по

45 следующей зависимости

Ю2

ll

S - l где n — частота вращения входного и вала при проводке и- ой зубчатой пары, об/мин;

lf2 — первая гармоническая сои ставляющая зубцовой частоты и --ной зубчатой пары, Гц;

55 — передаточное отношение от

6 -и входного вала по и-ой зубчатой пары;

Z — число зубьев ведущей шес— ,н терни и-ой зубчатой пары.

Дополнительно проводят измерения амплитуд составляющих спектра диагностического сигнала каждой ступени и сравнивают их с эталонными, определенными аналогичным образом на эталонной передаче.

Так, например, для коробки передач трактора Т-74 при случае включения второй рабочей передачи одновременно в зацеплении находятся две ступени. ступень — шестерня Z — 20 зубьев работает в паре с колесом Z — 32 зуба, il ступень — шестерня Zg — 24 зуба - в паре с колесом Z y — 36 зубьев, При диагностировании зубчатых пар путем выделения гармонических составляющих спектра диагностического от— клика, например, углового ускорения, вибрации корпуса коробки передач с помощью измерительного преобразователя, сигнал с которого снимается через фильтр, настроенный на частоту

= 90 Гц, можно получить гармоники, например, первой гармонической составляющей зубцовой цикличности:

lfZ — первой ступени и 1fZ — — вто1 Й рой ступени.

Для этого необходимо обеспечить скорость вращения входного вала, равной:

1fZ 60 90 ° 60 п = = = 270 об/мин; 1

lfZ -60- i 90 60-l,6

1- -

Z< 25

= 360 об/мин.

Таким образом для диагностирования первой ступени, например, по амплитуде гармонической составляющей первой зубцовой цикличности, с помощью фильтра, настроенного на частоту 90 Гц, необходимо обеспечить первичному валу обороты n = 270 об/мин. Для диагнос1 тирования второй ступени по первой зубцовой цикличности следует установить обороты первичного вала n< -=

= 360 об/мин.

Данный способ диагностирования от! дельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач позволяет использо9548

Формула изобретения

Составитель 9. Красненко

Редактор П. Макаревич Техред Ж.Кастелевич Корректор М,.

Заказ 6415/42 тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вать вместо анализатора спектра простейший узкополосный фильтр и упростить выделение составляющих диагностического сигнала и тем самым упростить и повысить производительность контроля.

1. Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач, заключающийся в том, что прикладывают к валам передачи вращающий и нагружающий моменты, on- 15 ределяют зубцовые частоты спектра диагностического сигнала одной из ступеней, измеряют их амплитуды, сравнивают измервнные амплитуды с эталонными и по результатам сравнения20 судят о техническом состоянии каждой ступени, о т л и ч а ю щ и " c я тем, что, с целью упрощения и повышения производительности контроля, изменяют частоту вращения входного 25 вала, дополнительно измеряют амплитуды на выбранной диагностической зубцовой частоте при частотах вращения

37 6 входного вала, определяемых по следу ющей зависимости:

n fZ и и — — I

Вх-и

6О Zn где и „ — частота вращения входного вала при проверке и-ой ступени, об/мин;

fZ> — диагностическая зубцовая частота и-ой ступени, Гц;

is „- передаточное отношение от входного вала до и-ой ступени;

Z n — число зубьев ведущей шестерни и-ой ступени.

2. Способ по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что в качестве диагностической зубцовой частоты выбирают первую -, àðìîíè÷åñêóþ составляющую.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Методика диагностирования эвольвентных цилиндрических зубчатых передач и цилиндрических передач Новикова по их виброакустическим свойствам методом характеристических гармоник.

ВНИИНИАШ, Горьковский. филиал. Горький, 1976 (прототип).

Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач Способ диагностирования отдельных ступеней многоступенчатых зубчатых передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх