Устройство для контроля ответов обучаемых

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»955 l 71

=е (6I ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) заявлено 05. 01. 81 (21) 3230005/18-24 с присоединением заявки РЙ (23) Приоритет (51) М. Кл.

G 09 В 7/02

Гесударсткнный комнтет ао делам мзабретеннй н открытнй

Опубликовано 30. 08. 82 ° Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 02.09.82 (5Ç) УИК681.3. .. 071(088.8) (71) Заявитель (;4) YCTPOI3CTBO QJlR KOHTPOJIR OTBETOB

ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам для тестового контроля обучаемых.

Известно устройство, содержащее переключатель готовности ответа, эле5 мент кодирования, переключатель смены вопросов, регистраторы правильных и неправильных ответов, переключатель сброса ответов, шины питания, индикаторы правильных и неправильных ответов, элемент задержки времени, регистраторы сигналов отсутствия ответа, индикаторы сигналов ответа, переключатель сигналов отсутствия ответа (1 3.

Недостатком данного устройства является невозможность контроля вопросов, на которые могут быть даны различные (неоднозначные) ответы, сте- о пень приближения каждого иэ которых к наиболее полному и правильному ответу может быть оценена различными числами (балпами1, 2

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, состоящее иэ блока ввода ответов, счетчика, дешишратора, индикатора оценки знаний, логической части, имеющей схему присвоения весов ответам, выполненной на задающем генераторе, связанном с последовательно соединенными счетными триггерами, а выходы - с входами эле" ментов схемы временной селекции (2 1.

Данное устройство позволяет оценивать различные вопросы в зависимости от их сложности и важности различными весовыми коэффициентами, однако оно не дает воэможности контролировать вопросы, на которые могут быть даны различные (неоднозначные) ответы, степень приближения каждого из которых к наиболее полному и правильному ответу может быть оценена различными баллами, Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем приближения реэультатоя ответа

3 95517 к наиболее полным и правильным, обеспечив контроль ответов на вопросы, на которые могут быть даны различные (неоднозначные) ответы, оцениваемые различными баллами. 5

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и блок кодирования, последовательно соединенные задающий f0 генератор и счетчик, последовательно включенные переключатель номера вопроса, блок регистрации и блок предъявления результатов контроля, второй выход блока ввода ответов соединен с входол» 15 переключателя вопросов, второй выход которого подключен к второму входу блока кодирования, введены реле времени и блок классификации результатов ответов, вход которого соединен с вы- 20 ходом счетчика, а выход " с вторым входом блока предъявления результатов контроля, первый вход реле времени подключен к выходу блока кодирования, второй вход - к второму выходу блока з5 регистрации, а выход — к входу задающего генератора.

Причем блок классификации результатов ответов выполнен в виде дешифратора. 30

На чертеже представлена фунциональная схема устройства для контроля ответов обучаемых.

Оно содержит блок t ввода ответов, блок 2 кодирования, реле 3 времени, задающий генератор 4, счетчик 5, блок 6 классификации результатов ответов, выполненный, например, в виде дешифратора, блок 7 предъявления результатов контроля, переключатель 8 вопросов, блок 9 регистрации.

Блок 1 состоит из набора кнопок или из переключателя на столько положений, сколько может быть максимапь" но возможных ответов на вопрос. Блок 1

45 ввода ответов осуществляет выработку сигналов ответа. Сигнал ответа через переключатель 8 поступает в блок 9, который исключает повторный ответ на вопрос. Одновременно, сигнал ответа через блок 2 поступает на реле 3. выхода реле 3 подается разрешающий сигнал на запуск генератора 4, частота генерации которого является строго калиброванной. Реле 3 при запуске, также выдает строго калиброванное вре-5 мя, зависящее от ответа на вопрос, который дал испытуемый (которое зависит от степени приближения данного ответа к наиболее полному и правильному ответу).

Пока выдается сигнал с реле 3, генератор 4 может выдать строго определенное, например один или два, или три, ипи четыре, или пять, или шесть и т.д., количество импульсов, которые запишутся в счетчик 5 (количество импульсов, записанных в счетчик, соответствует количеству очков, полученных испытуемым эа ответ на данный вопрос).

Счетчик 5 фиксирует сумму баллов в двоичной системе.

Счетчик 5 соединен с блоком 6 классификации результата, который может быть выполнен по схеме дешифратора, и который выдает тот или другой сигнал в зависимости от суммы, записан- г ной в счетчик 5. Выход блока 6 соединен с блоком.7, выдающим результаты проверки по тестам. Блок 7 соединен с блоком 9 и выдает результат проверки по тестам после ответа на все вопросы.

Выбор генератора 4 в предлагаемом устройстве имеет принципиальное значение. Необходимо, чтобы этот генератор обеспечивал формирование пакетов импульсов с постоянной их амплитудой.

В качестве такого генератора может быть использован, например, генератор, сигналом запуска которого можно считать подачу питания с реле 3 времени, а источником импульсов - срабатывание контактов реле блока 2. Этот генератор 4 обеспечивает не только надежную работу предлагаемого устройства, но и яозволяет снизить требования к точности выдержки .реле 3 времени и стабильности частоты генератора 4. Ана" логичные генераторы могут быть выполнены на транзисторах и тиристорах.

Устройство работает следующим образом.

Пусть испытуемому предложен, например, психологический тест со следующими вопросами и ответами на них.

1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих? а) Очень редко. б) Редко. в) Достаточно часто.

r) Очень часто.

2. Случается пи вам говорить чтолибо такое,во-что вы сами не верите, иэ упрямства, наперекор другим либо из престижных соображений?

955171

12. Если в пылу полемики ваш оппонент "сорвется" и допустит личный выпад против вас. Как вы поступите7 а) Ответите ему в том же тоне.

6) Проигнорируете этот факт, в) Демонстративно оскорбитесь.. г) Предложите сделать перерыв.

13. Если ваша работа забракована, зто вызывает у вас: а) досаду;

6) стыд; в) гнев.

14. Если вы попали впросак, кого вините в первую очередь2 а) Себя самого. б) фатальное невезение. в) Прочие обьективные обстоятель" ства.

15. Не кажется ли вам, что окружающие вас люди — будь то руководители, коллеги или подчиненные - недооцени" вают ваши способности и знания7 а) Да. б) Нет, 16. Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то что делаете вы7 а) Злитесь на них;

6) Стараетесь ретироваться; в) Не раздражаясь, начинаете подыгрывать им.

r) Отвечаете смехом и, как говорится, ноль внимания. д) Делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

17. Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т.п.), то как вы поступите? а) Будете продолжать поиск молча.

6) Будете искать, попутно обвиняя своих домашних в беспорядке. в) Уйдете без нужной вам вещи.

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия7 а) Длинная очередь в приемной. б) Толчея в общественном транспорте. в) Необходимость приходить в определенное место несколько раз по одному и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в Защиту своей точки зрения7 а) Да.

6) Нет.

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность г 5 а) Да, 6) Нет.

3. Какие из перечисленных качеств вы более всего цените в людях7 а) Настойчивость. б) Широта мышления, в) Эффектность, умение показать себя.

1 Имеете ли вы склонность к педантиз му 7 а) Да.

6) Нет.

5. Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами2 а) Да. l5 б) Нет.

6. Любите ли анализировать свои поступки7 а) Да.

6) Нет 20

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных: а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу?

6) остаетесь самим собой?

8 ° Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях7 а) Да. б, Нет. 36

9. Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит к вам? а) Мечтатель.

6) Рубаха-парень. в) Усерден в труде. г) Пунктуален, аккуратен. д) Философ в широком смысле этого слова. е) Суетный человек.

10, При обсуждении того или иного вопроса: а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства7

6) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете дру гую т оч ку з ре ни я? в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении? г) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает?

11. Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю? а) Раздражение.

6) Тре во ry. в) Озабоченность. г, Никакого чувства.

2. а- 0 б - 1

6.а-2 б — 0

5.а-О б - 2

7. а- 2 8.а- 0 б- 0 б- 2

11. .а" 0 12а - 0

20 б- 1 б- 1 в- 2 в- 0

10. а - 2 б - 0 в-0 г-0

9.а-0

6" 1 в-3 г" 2 д" 2 е - 0

13а-2

6 - 1 в - 0

r-o

14. а - 2 15. а - 0 16.а - 0 б - 0 6-26-1 в-0 в - 2 г" 0 д - 0

17.а - 2 18. а - 1 19. а - 0 20.а - О

0 б — 0 б- 0 б- 2 б- 1 в- 1 в-2 в-2

Рассмотрим работу устройства на примере ответа на один вопрос теста, например на первый.

При введении ответа блок 1 выдает сигнал, который через переключатель 8 поступает в блок 9, который регистрирует ответ на данный вопрос. Одновременно сигнал с блока 1 через блок 2 поступает на реле 3, которое включается на время, определяемое тем, какой ответ сделал испытуемый. Если испытуемый выбрал ответ, "г", то реле 3 включается на время, за которое генера- 45 тор 4 выдаст три импульса в счетчик 5, если испытуемый выбрал ответ "в", то реле 3 включается на время, за которое генератор 4 выдает два импульса в счетчик 5 и т.д. SO

При ответе на последующие вопросы счетчик 5 суммирует поступившие им" пульсы с генератора 4.

Блок 6 работает следующим образом.

Вся совокупность чисел, которая 55 может быть записана в счетчик 5 блоком 6 делится на группы, например первая группа - в счетчик 5 записаны чис35

7 9551 выбирать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете? а) Человека исполнительного, но безынициативного. б) Человека знающего, нооупрямца 5 и спорщи ка. в) Человека одаренного, но с ленцой.

Каждый из ответов на вопросы может быть оценен следующими очками (балла- 10 ми)

1, а-0 3. а - 1 4. а 2

6- 1 6-160 в" 2 в - 0 г-3 l5

71 8 ла от 0 до 14, вторая группа - в счетчик 5 записаны числа от 15 до 25, третья группа - в счетчик 5 записаны числа от 26 до 38, и, наконец, четвертая группа - в счетчик 5 записаны числа свыше 38. (Если число, записанное в счетчике 5, относится к первой группе, то сигнал появляется на первом выходе блока 6, если число, записанное в счетчике 5, относится к второй группе, то сигнал появляется на втором выходе блока 6 и т.д.).

Прй ответе на последующий вопрос с выхода блока 9 подается сигнал на блок 7, выдающий результаты проверки по тестам.

Так, если сигнал на блок 7 был подан с первого выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен, например, так:

"Увы, человек вы слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться. Задумайтесь над этим", Если сигнал на блок 7 был подан с второго выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен так: "У вас достаточно твердый характер. Вы обладаете реалистическими взгядами на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем подумать, чтобы избавитьcR от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!) .

Если сигнал на блок 7 был подан с третьего выхода блока 6, то результат проверки может быть оценен так:

"Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь с мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинст,ве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о чертах сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильныйэто не значит жестокий".

Если сигнал на блок 7 был подан с четвертого выхода блока 6, то результат проверки .может быть оценен так: "Простите, но мы вам ничего не может сказать. Почему? Потому что просто не верится, что есть прад« с

955171 таким идеальным характером (а коль есть, то им просто нечего порекомендовать) . А. может быть, такая сумма очков - зто результат не совсем объективной оценки своих поступков и 5 поведения7".

Предлагаемое устройство, описанными выше средствами, позволяет производить контроль ответов на вопросы, на которые могут быть даны различные 10 (неоднозначные) ответы, степень приближения каждого иэ которых -к наибо лее полному и правильному ответу мо" жет быть оценена различными баллами.

Формула изобретения

1. Устройство для контроля ответов обучаемых, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов и рв

Ъ блок кодирования, последовательно соединенные задающий генератор и счетчик, последовательно включенные переключатель вопросов, блок регистрации и блок предъявления результатов конт- 25 роля, второй выход блока ввода ответов соединен с входом переключателя вопросов, второй выход которого под10 ключен к второму входу блока кодирове" ния, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства путем приближения результатов ответа к наиболее полным и правильным, в него введены реле времени и блок; классификации результата ответов, вход которого соединен с выходом счетчика, а выход - с вторым входом блока предьявления результатов контроля, первый вход реле времени подключен к выходу блока кодирования, вторбй вход " к второму выходу блока регистрации, а выход — к входу задающего генератора.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что в нем блок классификации результата ответов выполнен в виде дешифратора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2930902/1.8-24, кл. G 09 В 7/02, 1980.

2. Авторское свидетельство СССР

N 287423, кл. G 09 В 7/02, 1970 (прототип).

4 л 6

Филиал ПП!1 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, Составитель А. Карлов «Реаактор Н. Гришанова текучее E Харитончик КОЕЕектоЕ Ю ИаМле„,о

Заказ 5Й5/59 Тираж 472 Подписное

ВНИИП11 Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. . 4/

Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых Устройство для контроля ответов обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх