Устройство для контроля знаний обучаемых

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ iii955172

Союз Советски к

Социалистические

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 05. 01. 8.1 (2!) 3230006/18-24 (5l)M. Кл. с присоединением заявки Рй

G. 09 В 7/02

11пударствелкый комитет

СССР

60 делам кэа4ретенкй и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.82. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 02.09.82 (53) УДК681.3, .071(088.8) (72) Автор изобретения

В. Г. Вохмянин

1 .> (71) Эаявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

ОБУЧАЕМЫХ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых а при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Известно устройство, содержащее пульты учащихся, подключенные к ком- 1 мутатору пультов, соединенному парал" лельно с узлом индикации оценки, а также с табло ответов и контрольным табло, подключенным к пультам учащихся, суммирующии трансформатор> вхОды которого подключены к коммутатору пультов и к табло ответов, а выходы через последовательно соединенный выпрямитель и электромагнитное реле подключены к узлу индикации оценки и комМо мутатору пульта, кроме того, табло ответов и контрольное табло выполнены в виде набора двухцветных ячеек, каждая из которых содержит лампы ин2 дикации правильных и неправильных ответов (1).

Недостатками этого устройства яв" — ляются: возможность угадывания правильного ответа, необходимость составления программированных билетов.

Наиболее близким к предлагаемому . является устройство, содержащее последовательно включенные переключатель готовности ответа, кодирующее устройство, переключатель смены билетов, регистраторы правильных и не" правильных ответов, переключатель сброса ответов, шины питания, индикаторы правильных и неправильных ответов, элемент задержки времени.

К недостаткам данного устройства относятся следующие

Предлагается выбрать правильный ответ иэ 3-5 альтернативов. При этом воспринимается и осмысливается большое количество неправильных ответов.

При этом не исключается воэможность

"запечатления" в памяти неправиль: 955172 ного ответа, который может быть вос/ принят как правильный.

Можно угадать правильный ответ, не понимая смысла вопроса, это угадывание может произойти как случайно, так и в результате анализа альтернативов по формальным признакам - по длине ответа, по его правдоподобнсоти, по его грамматической структуре.

Можно прийти к правильному отве-:10 ту в результате неверных рассуждений, поскольку ответ фиксирует конечный результат мысли, а не процесс ее про« текания.

Учащийся привыкает работать с готовыми формулировками, что может за труднить самостоятельное конструирование ответа, связывает собственное мышление учащегося, Правда, не все из перечисленных недостатков должны рассматриваться как неизбежные. Некоторые из них за счет рационального, методически продуманного построения вопросов и альтернативных ответов могут быть сведены на нет, но для этого требуется высокое профессиональное мастерство в соответствии с выборочными ответами .

Необходимость составления программированных вопросов, на что у1Бодит много времени, обычно высококвалифицированных специалистов.

Цель изобретения - повышение точности и расширение дидактических возможностей устройства за счет обеспечения возможности контроля ответов любого информационного объема.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее последовательно включенные пульт обучаемого, элемент задержки, переключатель вопросов и блок регистрации, введены последовательно соединенные элемент ИЛИ, счетчик и блок элементов И, второй вход которого подключен к первому выходу пульта обучаемого, а выход — к второму входу переключателя вопросов, второй вход. счетчика соединен с вторым выходом пульта обучаемого, первый и второй входы элемента ИЛИ подключены к первому и третьему выходам пульта обучаемого соответственно.

На фиг. 1 показан внешний вид уст ройства; на фиг. 2 - функциональная схема всего устройства; на фиг. 3 " схема счетчика во взаимосвязи с дру" гиии блоками; на фиг. 4 - схема одно15

Б5 го из элементов И блока элементов И во взаимосвязи с другими блоками; на фиг. 5 " схема блока элементов И во взаимосвязи с другими блоками; на фиг. 6 - одна из ячеек блока регистрации (правильных и неправильных ответов) .

Устройство для контроля знаний обучаемых содержит узел 1 регистрации правильных ответов, узел 2 регистрации неправильных ответов, пере» ключатель 3 вопросов, элемент 4 задержки, переключатель 5 готовности ответа, блок 6 ввода ответов и шифра вопросов, состоящий из кнопок, количество которых равно количеству различных элементов, из которых могут быть составлены ответы на билет, счетчик 7, блок.8 элементов И, переключатель 9 сброса набранного ответа и шифра вопроса, элемент ИЛИ 10.

Кнопки блока 6 соединены с. входа" ми триггеров счетчика 7 (фиг. 3).

Один из выходов каждого иэ триггеров счетчика 7 соединен с одним из входов элемента И блока 8 (фиг. 4).

Выходы элементов И блока 8 соединены п..реключателем 3 вопросов (фиг. 5).

Выход элемента 4 и переключатель 9 броса набранного ответа и шифра вопроса через элемент ИЛИ 10 подключены к шине установки "0" счетчика 7 (фиг,2 и фиг. 3). Переключатель 5 соединен с одним из входов каждого элемента И блока 8 (фиг. 2, фиг. 4 и фиг. 5) .

Узел 1 включает в себя регистраторы и индикаторы номеров вопросов в билете, на которые учащийся сделает правильные ответы. Узел 2 включает в себя регистраторы и индикаторы номеров вопросов в билете, на которые учащийся сделает неправильные ответы.

Узлы 1 и 2 регистрации правильных и неправильных ответов взаимосвязаны друг с другом таким образом, что срабатывание одного регистратора, например неправильного, на данный вопрос исключает срабатывание другого регистратора,правильного, на этот же вопрос. Этим самым исключается исправление неправильного ответа на правильный, и наоборот, кроме этого благода- . ря такому построению схемы исключен всякий подбор ответов.

На фиг. 6 показан один из возможных вариантов выполнения ячеек узлов 1 и 2. Ячейка узла 1 включает в себя регистратор 11 правильного от" вета на данный вопрос, выполненный

95517 на тиристорном оптроне, и индикатор 12 правильного ответа нв данный вопрос.. Ячейка узла 2 включает в себя регистратор 13 неправильного ответа на данный вопрос, выполненный на. ти" 5 ристорном оптроне, и индикатор 14 неправильного ответа на данный вопрос.. Питание на узлы 1 и 2 подается с шин 15 и 16 питания через переклю" чатель 17, который служит для сброса ответов и устанавливается в недоступном для учащегося месте.

Переключатель 5:, блок 6 и переключатель 9 объединены в пульт 18 обучаемого. Узлы 1 и 2 объединены в блок 19 регистрации, а счетчик 7 состоит из триггеров 20.

Работают элементы узлов 1 и 2 следующим образом. При подаче сигнала с переключателя 3 на светоизлучатель 20 тиристорного оптрона 11 -включается его светоприемник, благодаря чему включается индикатор 12 правильного ответа на данный вопрос (фиг. 6 и фиг. 5) . Если сейчас с переключателя 3 будет подан сигнал на светоизлу- чатель оптрона 13, то его светоприемник не включится, так как светоизлучатель оптрона 13 будет зашунтирован тиристором оптрона 11.

Если же сначала сигнал будет подан . с переключателя 3 на светоизлучатель тиристорного оптрона 13, включится светоприемник оптрона, благодаря чему. включается индикатор 14 неправильного ответа на данный вопрос (фиг. 6 и фиг. 5). Если сейчас с переключателя 3 будет подан сигнал на светоизлу чатель оптрона 11, то его светоприемник не включится, так .как светоизлу- 4О чатель оптрона 11 будет зашунтирован тиристором оптрона 13.

Работает устройство следующий образом.

Обучаемый получает билет, каждый 45 вопрос которого зашифрован определенным номером. Например, одним из вопро.сов является вопрос под номером 036;

Вичислита /22952000, Учащийся должен. установить переключатель 3 (фиг.1 и фиг. 5) в положение О, а кнопками блока 6 последовательно ввести числа 3 и 6 (каждой из десяти кнопок присвоен цифровой символ от 0 до 9 фиг. 1) .

После нажатия на кнопки с. индексами 3 и Ь в единичное состояние стано55 вятся (фиг. 3) триггеры 20> и 202, счетчика 7 (буден считать, что кнопка с индексом 0 соединена со счетным вхо2 б ! дом триггера 20О, кнопка с индексом 1 со счетным входом триггера 20„и т.д.).

Условимся считать, что при подаче сигнала с элемента ИЛИ 1О на шину "Установка в "О" счетчика 7 триггеры ус" танавливаются в состояние, в котором на их четных выходах есть сиянал, необходимый для открытия элемента И бло" ка 8 (фиг. 3).

После ввода шифра вопроса учащийся делает ответ. Ответ. набирается только кнопками блока 6. Если учащийся ответ сделал правильно, т.е. последовательно были нажаты кнопки блока 6 (фиг,1) с индексами 2, 8, 0 (правильным ответом на поставленный вопрос является число 280), при этом триггеры 20>, 20 2 20р счетчика 7 установятся в единичное состояние, то после включения переключателя 5 с первого элемента И блока 8 сигнал подается на переключатель 3 (фиг. 4 и фиг. 5) и далее на один из регистраторов правильных отве" тов узла 1 (фиг. 6).

Действительно, после нажатия на кнопки 3, 6, 2, 8, 0-ые сигнал появляется на выходах 1,4,5,7,10,12,13;

16,17,20-ых триггеров счетчика 7 (фиг. 3) и после подачи сигнала с переключателя 5 первый элемент И блока 8 открывается (фиг. 4 и фиг. 5) °

Если же учащийся ввел ответ непра» .вильно, то сигнал с первого элемента И блока 8, подключенного к 0 контакту переключателя 3, после. нажатия на переключатель 5 не поступит,(фиг.5), а поступит сигнал через элемент 4, переключатель 3 на узел 2 регистрации вопросов, на которые сделан не-. првильный ответ (фиг. 2 и фиг. 5), и ответ устройством будет засчитан как неправильный.

Элемент 4 служит для исключения срабатывания регистраторов узла 2 при правильном ответе на вопрос.

Как видно из работы устройства, в нем наиболее трудоемкая операция составления программированных билетов заменена операцией шифрации номера билета, таким образом, чтобы после набора шифра вопроса и ответа на вопрос кнопками блока 6 триггеры счетчи" ка 7 устанавливались бы в такое положение, в котором после нажатия на переключатель 5 с выхода элемента И блока 8, подключенного к контакту данного вопроса переключателя 3, появлялся бы сигнал..Операция шифрации фак9551 тически является механической, не требует высокой квалификации и может быть проведена в считанные минуты для всего билета.

Для расширения функциональных воз- 5 можностей устройства, например обеспечения ввода ответов в буквенном виде, количество кнопок в блоке 6 может быть увеличено за счет их параллельного соединения или дополнительно" о го введения триггеров в счетчик 7.

Достоинством предлагаемого устройства является то, что шифрация вопроса может быть проведена не однозначно, а с бесчисленным числам вариантов.

Это исключает ситуацию: "Знаю номер вопроса, значит знаю ответ".

Предлагаемое устройство обеспечивает исключительно самостоятельное формулирование учащимся ответов и ввод 20 в устройство ответов неограниченной длины.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обу-2$ чаемых, содержащее последовательно

72 8 включенные пульт обучаемого, элемент задержки, переключатель вопросов и блок регистрации, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения точности и расширения дидактических возможностей устройства за счет обеспечения возможности контроля ответов любого информационного объема, в него введены последовательно соединенные элемент ИЛИ, счетчик и блок эле" ментов И, второй вход которого под" ключен к первому выходу пульта обучаемого, а выход.- к второму входу переключателя вопросов, второй вход счетчика соединен с вторым выходом пульта обучаемого, первый и второй входы элемента ИЛИ.подключены к пер" вому и третьему выходам пульта обучаемого соответственно.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

И 467395, кл. G 0) В 7/07, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Ю 2559795/18-24, кл. С ОЧ П /02, 1979 {прототип).

955172

Составитель А. Карлов

Редактор Н. Гриванова ТехредЕ. Харитончик Корректор Ю. Макаренко

Зака.з Ы15/59 Тираж 472 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130Я Москва Ж-Я Раушская наб.. g, 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх