Способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением

 

ОП ИСАНИЕ

И306РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик 11 956198 (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву(22)Заявлено 05.08.80 (21) 2924858/25-27 (51)Я 1(д

В 23 К 20/12 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет по делам изобретений н открытий

Опубликовано 07. 09. 82 ° Бюллетень № 33

Дата опубликования описания. 09 . 09 . 82 (53) УДК 621.791 ° . 14 (088. 8) (72) Авторы изобретения в . Й,". 8 :Ф,:Климов

Il.Ì. Сутовский, tO.À. Ткачев, Г.А. Ос

t

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ПЕРЕКОСА ОСЕЙ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ ПРИ СВАРКЕ

ТРЕНИЕИ

Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где применяется сварка трением и предъявляются повышенные требова5 ния по соосности свариваемых деталей, например при изготовлении труб с прива рными соединительными концами.

Известен способ обеспечения прямолинейности заготовок при изготовлении, сварных деталей сваркой трением, при котором детали выставляют предварительно и уже не регулируют в процессе сварки (11.

Недостатком этого способа является невозможность регулирования положенил заготовок при отклонении их в процессе сварки.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому 20 эффекту является способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением, при котором прикладывают радиально направленное уси- лие к детали (2) . По этому способу контроль положения заготовок осуществляют путем замера радиальных напряжений в стыке в течение всего процес" са сварки. Смещение заготовок одна относительно другой при отклонении от исходного положения прекращают при радиальных напряжениях, равных нулю.

Недостатком способа является сложность его осуществления. Кроме того, способ можно применять преимущественно при сварке маломерных деталей не- больших сечений, для которых требуются небольшие усилия привода зажим-. ных узлов машин при закреплении свари ваемых заготовок, а также небольшие усилия привода машины, в процессе сварки (усилие нагрева, усилие осадки). Способ не может быть применен при изготовлении сварных изделий из деталей больших сечений и длины, к которым предъявляют повышенные тре3 95619 бования по прямолинейности, например бурильных труб сечением 8000-10000 мм .

Целью изобретения является обеспечение высокого качества сварных изделий при сварке трением деталей боль- 5 ших сечений и длины.

Для достижения этой цели в известном способе устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке тре нием,при котором прикладывают радиаль О но направленное усилие к детали, радиальное усилие прикладывают к свободному концу одной из деталей в процессе непрерывного ее вращения после осадки в интервале температур сварно- 1 го соединения от АС до АС - (100о

150) С до совпадения оси детали с осью вращения, Для осуществления этого способа на машине для сварки трением за зажимом (со стороны неподвижной при сварке заготовки) установлены на направля- ющих регулируемые ролики, контактиру" ющие с наружной поверхностью сваренной детали. При этом ocb детали, установленной на роликах в их крайнем положении, совпадает с осью шпинделя машины. Перемещение роликов осуществляют посредством гидроцилиндра.

Благодаря использованию этого способа при сварке трением заготовок, которые должны иметь повышенные показатели по прямолинейности, возможно проводить сварку на существующих сварочных машинах.

На фиг. 1 изображено устрсйство для осуществления сварки трением; на фиг. 2 " вид А на фиг. 1.

Способ заключается в следующем.

Предназначенные к сварке заготовки зажимают, одну «во вращающемся шпинде ле машины, другую - в неподвижном зажиме, и начинают вращать. После необходимого разогрева, когда температура стыка становится выше АС (эта

5 температура зависит от материала заготовок), прекращают вращение шпинде" ля и производят осадку при неподвижной сваренной детали. Непосредственно после окончания осадки зажим открыва- 5О ют. Деталь, сваренную из заготовок, непрерывно вращают, зажав в шпинделе машины, и подвергают действию радиально направленных усилий на сво.бодный конец детали до тех пор, пока ось этой детали- совпадет с осью ее вращения причем температура стыка меУ о няется от АС до АС - (100-150) С.

Устройство для регулирования прямолинейности при сварке трением включает машину 1 для сварки трением (обычной конструкции), вращающийся шпиндель 2, в котором закреплена заготовка 3, и- неподвижный зажим 4, в котором закреплена заготовка 5. Ролики 6, установленные за неподвижным зажимом 5 на направляющих 7 и контактирующие с наружной поверхностью свариваемой заготовки 5, предназначены для передачи радиально направленного усилия на сваренную деталь со стороны заготовки 5 (т.е. свободного конца сваренной детали). Привод подъема, который обеспечивает подъем и опуска ние роликов 6, выполнен в виде управляемого гидроцилиндра 8. Размер роликов 6 и высота их подъема выбраны так, чтобы ось сваренной (из заготовок 3 и 5) детали совпадала с осью шпинделя 2 машины, и могла меняться в зависимости от диаметра свариваемых заготовок.

Устройство работает следующим образом.

Производят сварку заготовок 3 и 5, причем шпиндель 2 с заготовкой 3 вращается, а неподвижный за- жим 4 с заготовкой 5 дви гается влево(на шпиндель), создавая осевое усилие. В процессе сварки ролики 6 находятся в крайнем нижнем положении.

После необходимого разогрева (температура стыка выше AC ) вращение шпинделя прекращают и производят осадку при неподвижной детали, полученной из заготовок 3 и 5. Непосредственно по окончании осадки зажим 4 открывают. Ролики 6 поднимают на не" обходимую высоту, чтобы они контактировали с наружной поверхностью сваренной детали . Деталь, сваренную из заготовок 3 и 5, вращают, зажав в шпинделе 2, и подвергают воздействию радиально направленного усилия.

Величина усилия зависит от матери- ала и сечения детали. Скорость вращения детали равна скорости враще" ния ее при сварке. При этом воздействие на деталь со стороны свободного ее конца осуцествляют при температу" ре стыка АС, когда сварной шов находится в пластичном состоянии, а прекращают вращение и деформацию в момент когда температура сварного шва

Ъ д становится ниже АС íà 1 00" 150 С.

56198 4 ли, отличающийся тем, что, с целью повышения качества сваренного изделия, радиальное усилие прикладывают к свободному концу одной из деталей в процессе непрерывного ее вращения после осадки в интервале температур сварного соединения от

АС > до АС - 100-150 о С до совпадения оси детали с осью вращения. о

Источники информации, принятые во внимание при эксйертизе

1. Авторское свидетельство СССР 554116, кл. 8 23 K 20/12, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР 603534, кл. 8 23 K 20/12, 1975 (прототип).

Формула и зобретения

Способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением, .при котором прикладывают радиально направленное усилие к детаФЬг 7

5 9

Таким образом, предлагаемый спосо6 обеспечения прямолинейности свариваемых заготовок позволяет изготавливать сварные детали с необходимыми показателями по прямолинейности большого сечения и длины, например бурильные трубы с приварными соединительными концами.

8НИИПИ Заказ 6901/16

Тираж 1153 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород,ул.Проектная, .

Способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением Способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением Способ устранения перекоса осей цилиндрических деталей при сварке трением 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к сварке трением и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, например, при производстве режущего инструмента

Изобретение относится к технологии машиностроения и может быть использовано при изготовлении элементов конструкции электрических установок, например роторов турбокомпрессоров

Изобретение относится к способу сварки трением соединяемых (металлических) элементов или деталей и, в частности, к так называемой сварке трением с перемешиванием, основанной на взаимном полирующем движении или перемещении между щупом из более твердого материала и соединяемыми деталями

Изобретение относится к области сварки трением и может использоваться в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области технологии неразъемного соединения деталей /сварки/ "в стык" и может быть использовано в авиастроении, судостроении и в других отраслях машиностроения и строительства для соединения преимущественно листовых конструкций-панелей, обечаек, корпусов и т.п

Изобретение относится к способу сварки трением с применением нескольких головок для одновременной сварки стыкуемых поверхностей открытых или закрытых профильных рам
Наверх