Сферическая опора скольжения

 

««964285

Союз Соввтскин

Социалистические

Рвсиубттик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К, АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 29.12.80 (21) 3226427/25-27 с присоединением заявки М(23) Приоритет

Опубликовано 07.10.82. Бюллетень М 37

Дата опубликования описания 07.10.82 (51)М. Кд.

F 16 С 11/06

3Ьвудвратееннкй квинтет

СССР ю делам нзоеретеннй и вткрытнй (5З) УДК 621. 828. .2(088,8) l

А. Ф. Кармадонов, А. Г. Савельев, lO. К, Яшков, В. С. Танин-Шахов и В. М. Колодин (72) Авторы изобретения. Мт 9нИ®,, Ф

)J „;, „",".;, i 3

Челябинский ордена Ленина завод дорожных ма ин им."" ИЬй444Мко и Челябинский политехнический пнстит Бт1ЕЛИь" IC. им. Ленинского комсомола (7I) Заявители; (54) СФЕРИЧЕСКАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностро= ению и может быть использовано, например, в подшипниках тяг рулевого управления автомобилей и строительно-дорожных машин. 5

Известен сферический подшипник скольжения, содержащий корпус, шаровой палец, разрезной вкладыш иэ антифрикционного материала, прижатый к головке шарового пальца устройством компенсации износа с целью повышения долговечности подшипник& (1), Недостатком известного подшипника является неравномерность износа внутренней поверхности вкладыша из а нерав-,:. номерного распределения удельных контактных давлений на рабочей поверхности вкладыша

Неравномерность износа вкладыша отрицательйо сказывается на долговечнос- о ти подшипника.

Цель изобретения - повышение долговечности подшипнике .за счет обеспечения равномерного износа поверхностей трения.

Указанная цель достигается тем, чтэ сферическая опора, содержащая смонтированную в корпусе втулку из антифрикционного материала, охватывающую шаровой палец, снабжен вкладышем из износостойкого антифрикционного материала, на внутренней поверхности втулки выполнена кольцевая выемка с плавно увеличивающейся к середине вкладыша глубиной, при этом вкладыш размещен в выемке а от ношение модулей упругости материалов вкладыша и втулки не превышает 0,46

На чертеже изображена сферическая опора скольжения, разрез.

Опора включает корпус 1, установленную в нем разрезную втулку 2, выполненную из антифрикцнонного материала, например бронзы. Втулка 2 прижата к головке 3 шарового пальца 4 с помощью устройства компенсации износа, выпол ненного в виде резьбового соединения гайки 5 и корпуса 1. Во втулке 2 выполнена кольцевая выемка .6, в которой раз964285 мещен вкладыш 7 из износостойкого антифрикционного материапа (например, бабита). При этом толщина вкладыша 7 и соответственно глубина выемки 6 ппавно увеличиваются к середине вкладыша, т.е. 5 толщина вкладыша пропорциональна вепичине удельных давлений по поверхности трения. Вкладыш 7 охватывается кромкаMH 8 втупкц 2. Уппотнение 9 опоры прижато к корпусу 1 пружиной 10. !

О

Отношение модулей упругости материалов вкладыша и втулки не превышает

0,46, При рабо.е опоры происходит бопее равномерное распредецение давлений по поверхности трения за счет того, что топшина вкладыша 7 пропорционапьна эпюре давпений, имеющей косинусоидапьный закон изменения. Бопее мягкий материал вкладыша обеспечивает увепичение факти- 2о ческой ппошади контакта трущихся поверхностей, что также способствуа г равномерному распредепенйю давпений, а значит и равномерному износу. В случае критических нагрузок, когда материап вклады- 2S ша 7 приобретает пластическое состояние, кромки 8 втулки 2 предохраняют

его от вытекания.

По мере износа трущихся поверхностей с помощью гайки 5 втупка " прижи- gp мается к головке шарового пальца 4, компенсируя износ.

Наибопее интенсивно изнашивается вкладыш на экваториапьном участке, причем интенсивность износа уменьшается по мере приближения к попюсному участку пропорш онапьно закону распределения напряжений.,Д,пя вкладыша и втулки цепесообраз но использовать материапы с соотношением их модупей упругости не бопее 0,46, /. так как дапьнейшее увеличение значения соотношения практически не изменяет характер распределения удельного давпения

1 по поверхности трения.

Преддагаемая опора скольжения позвопяет повысить допговечность подшипника путем обеспечения равномерного износа и увепичить сроки между техническими обслуживаниями.

Формула изобретения

Сферическая опора скольжения, содер"жащая смонтированную в корпусе втупку из. антифрикционного материапа, охватывающую шаровой палец, о т и и ч а ю —. щ а я с я тем, что, с цепью повышения долговечности за счет обеспечения равномерного износа поверхностей трения, она снабжена вкпадышем из износостойкого антифрикционного материала, на внутренней поверхности втупки выполнена копьцевая выемка с плавно увепичиваюшейся к середине вкладыша глубиной, при этом вкладыш размешен в выемке, а отноше, ние модулей упругости материапов вкпа дыша и втупки не превышает 0,46, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Ы 3423114, кл. F 16 С 11/08, 1969 (прототип).

964285

Составнтепь А. Романова

Редактор М. Янович Техред Т.Матечка Корректор A. Ференц

Заказ 7 >8Î/11 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретений и открытиЯ

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 ....ап ППП Патент, г. Ужгород, уп. Проектная, 4

Сферическая опора скольжения Сферическая опора скольжения Сферическая опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 875120

Шарнир // 859696

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх