Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик н>966275 (61) Дополнительное к авт. свид-ву 9 781385

)yq) М. Кп.

F 02 0 9/04 (22) З явл 23.03.80 (21) 2900215/25-06 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет

Государственный комитет

СССР но делам изобретениИ и открытий (53) Уйк 621.43-574, .5 (088.8) Опубликовано 151082. Бюллетень ¹38

Дата опубликования описания 15. 10.82 (72) Авторы изобретения

В.П,. Гуревич, Е.С. Иофа и Б.Г. Сиротин (71) Заявитель (54) СИСТЕМА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ЗАПУСКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ

Изобретение относится к автоматизации двигателей внутреннего сгорания.

По основному авт. св. Р 781385 известны системы пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащие источник пускового воздуха, соединенный трубопрозодом с золотниковым воздухораспределителем, связанным пневмоканалами с цилиндрами двигателя, клапан с электромагнитным управлением, расположенный в трубопроводе, электрически связанный с выходом элемента памяти, со входом реле выдержки времени, к выходу которого-подключено сигнальное устройство, а также с пневмоэлектрическими преобразователями, связанными пневматически с выходами золотнико вого воздухораспределителя,. а электрически - с устройствами счета импульсов, выходы которых через элемент ИЛИ связаны со входом сброса элемента памяти, вход управления которого связан с кнопкой включения.

Каждое устройство счета импульсов содержит входной элемент памяти, выход которого соединен через промелуточный -элемент И и промежуточный элемент памяти с выходным элементом

И, а вход сброса соединен с выходом

\ реле времени, вход которого подключен ко входу промежуточного элемента И. Пневмоэлектрические преобра5 зователи связаны пневматически с выходами золотникового воздухораспределителя, а электрический выходной канал одного пневмоэлектрического преобразователя подключен к выходно му элементу памяти и выходному элементу И одного устройства . счета им- пульсов, к промежуточному элементу

И которого подключен электрический выходной канал другого пневмоэлектрического преобразователя, а также к промежуточному элементу И другого устройства счета импульсов, к входному элементу памяти и выходному.элементу И которого также подключен электрический выходной канал друго- . го пневмоэлектрического преобразователя. К выходам пневмоэлектрических преобразователей подключено сигнальное устройство.

Каждый пневмоэлектрический ЙРеобразователь имеет по меньшей мере две герметичные пневматические по.лости, разделенные утругим элементом со штоком, и полость с концевьм выключателем, установленньм с возможностью взаимодействия со штоком

966275

Кроме того, выключатель с управляющим звеном может быть выполнен в виде логического элемента И с прямым и инверсным входами и выходом, причем к прямому входу которого подключен концевой выключатель одного пневмоэлектрического преобразователя, к инверсному — концевой выключатель другого пневмоэлектрического преобразователя, а выход .через логические элементы И вЂ” к сигнальному устройству.

На фиг. 1 приведена принципиальная схема системы пневматического запуска двигателя, внутреннего сгорания; на фиг. 2 — вариант аппаратур,ной реализации выключателя с управляющим звеном.

60 упругого элемента, причем герметичные полости пневматически соединены с выходами золотникового распределителя, расположенными последовательно, а концевой выключатель электрически соединен с устройства- 5 ми счета импульсов. Полость с концевым выключателем пневмоэлектрического преобразователя сообщена с атмосферой (1). однако в случае заедания штока 10 упругого элемента любого пневматического преобразователя по чисто механическим причинам (перекос, заедание, задир) либо из-за поступления в герметичные полости преобразователя за- 15 грязненного в результате длительного. контакта с нагретыми внутренними поверхностями двигателя масла и коксования поверхности штока, концевой жиключатель этого преобразователя может остаться в нажатом состоянии, что вызывает подачу в устройства счета импульсов электрического сигнала оТ этого преобразователя. Тогда прй приходе второго импульса от .другого (исправного) пневмоэлектрического преобразователя на выходе устройств счета импульсов появляется ложный сигнал об окончании процесса проворачивания.

Последующая подача в двигатель воздуха высокого давления для его раскрутки при наличии жидкости в камере сгорания одного из цилиндров может вызвать в нем гидравлический удар и жгход двигателя из строя.

Цель изобретения - повышение безшасности пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания.

Поставленная цель достигается тем, что электрическое соединение концевого 40 . выключателя каждого пневмоэлектрического преобразователя с устройствами счета импульсов дополнительно снабжено. выключателем с управляющим звеном, подключенным к концевому выклю- 45 чателю другого пневмоэлектрическol"о преобразователя.

Источник 1 пускового воздуха через понижающий редуктор 2 и клапан 3 с электромагнитным управлением пневматически подключен к золотниковому воздухораспределителю 4 двигателя, выходные пневмоклапаны а, б, в, r, д, е которого подсоединены к цилиндрам двигателя (не показаны) . Обозначения пневмоклапанов даны по порядку работы цилиндров, например, через 60О на один оборот коленчатого вала двигателя. С выходными евмоканалами пневматически соедины пневмоэлектрические преобразователи 5 и б.

Каждый преобразователь содержит герметичные пневмополости 5.1 и 6.1 рабочие и 5.2 или 6.2 — возвратные, разделенные соответственно упругим элементом 5.3 или 6.3, выполненным, например в виде подпружиненного со стороны камеры 5.2 или 6.2 поршня или мембраны. Упругие элементы 5.3 и 6.3 снабжены соответственно штоками 5 ° 4 и 6.4, проходящими через уплотнение в перегородке, разделяющее пневмополости 5.2 и 6.2 от полостей 5.5 и

6.5, в которых установлены концевые выключатели 5.6 и 6.6, и взаимодействующие с этими выключателями. Полости 5 ° 5 и 6.5 сообщены с атмосферой отверстиями 5.7 и 6.7. Полости 5.1 и

6.1 пневмоэлектрических преобразователей 5 и б соединены соответственно с каналами а и г цилиндров, противоположно расположенных по .порядку работы двигателя, в полости 5.2 и

6.2 — с каналами б и д цилиндров, расположенных последовательно по порядку работы за цилиндрами, к которьм подключены каналы а и r.

Концевые выключатели 5.6 и 6.6 электрически соединены с идентичными устройствами 7 и 8 счета импульсов, а также связаны через логический элемент И 9 с сигнальным устройством, например лампой 10. Выходы устройств

7 и 8 через логический элемент ИЛИ

11 и элемент 12 памяти связаны с дру= гим сигнальным устройством 13.

Для .включения системы в работу предусмотрена кнопка 14, подключенная через элемент 15 памяти к клапану 3 и входам преобразователей 5 и б. Выход элемента 15 памяти связан также со входом реле 16 времени, контролирующим продолжительность процесса проворачивания, к выходу которого подключено сигнальное устройство 17.

Для отключения системы предусмотрена кнопка 18, связанная со входом сброса элемента 12 памяти и через логический элемент ИЛИ 19 со входом сброса элемента 15 памяти. К другому входу элемента ИЛИ 19 подключен выход элемента 12 памяти °

966275

Каждое. устройство счета импульсов имеет входной элемент 20 или 21 памяти, подключенный соответственно входом к преобразователю 5 или 6, выходом — к промежуточному логическому элементу И 22 или 23 ко второму входу которого подключен соответственно другой преобразователь 6 или

5. Выход промежуточного элемента.И

22 или 23 подключен параллельно соответственно к промежуточному элементу 24 или 25 памяти и к реле 26 или 27 времени. Выход реле 26 или 27 времени связан соответственно со входом сброса элемента 20 или 21 памяти, а выход элемента 24 или 25 со входом логического элемента И 28 или 29, включенного на выходе устройства 7 или 8 счета импульсов.

Второй вход элемента И 28 или 29 связан соответственно с преобразователем 5 или б и выход подключен к элементу ИЛИ 11.

В линии .электрического соединения концевых выключателей пневмоэлектри.ческих преобразователей 5 и б с устройствами 7 и 8 счета импульсов установлены выключатели с управляющим звеном 30 и 31, выполненные в виде логических элементов И по числу пневмоэлектрических преобразователей, к прямым и инверсным входам которых взаимно противоположно подключены концевые выключатели пневмоэлектрических преобразователей 5 и б, а к выходам через логические элементы И сигнальное устройство 10.

Система работает следующим образом.

Пусковой воздух от источника 1 под давлением через понижающий ре.дуктор 2 поступает к клапану 3. При нажатии кнопки 14 сигнал запоминается элементом 15 памяти и поступает с его выхода на реле 16 времени, клапан 3 и преобразователи 5 и б.

Клапан 3 открывается и воздух низкого давления поступает через.зо-, лотниковый воздухораспределитель 4 двигателя к одному из каналов а, б, в, г, д, е, по которым он поступает поочередно в цилиндры двигателя, вызывая вращение его коленчатого вала. Отверстие в золотнике всегда соединено с одним из .каналов. Золотник кинематически связан с коленчатьм валом двигателя, и при вращении вала золотник последовательно обеспечивает подачу воздуха в цилиндры по порядку их работы (через 60 поворота коленчатого вала) . При,поступлении воздуха в канал а или г он вызывает замыкание (срабатывание) концевого выключателя 5.6 преобразователя 5 или 6.6 преобразователя б.

При замыкании концевого выключателя

5 .б или 6..6 сигнал с него поступает на прямой вход логического элемента

И 30 или 31 и, при отсутствии сигнала на инверсном входе этого элемента (концевой жяключатель 6.6 преобразователя б или 5.6 преобразователя 5 разомкнут) с выхода логического элемента И 30 или 31 сигнал проходит на один из инверсных входов элемента И 9. Гаснет лампа 10, сигнализируя о том, что процесс проворачивания вала двигателя начался. Сигнал от преобразователя 5 или б поступает также соответственно на входной элемент 20 или 21 памяти устройства 7 или 8 счета импульсов. Сигнал с выхода

15 .элемента 20 или 21 памяти поступает на вход элемента И 22 или 23 ° .

I.

После того, как золотник воз- духораспределителя 4 сдвинется, подача воздуха в канал а .или г прек20 ращается, а затем происходит подача воздуха в канал б или д. При этом воздух поступает в полость 5.2 или

6.2 преобразователя 5 или б и обеспечивает соответственно ускоренный

25 отвод штока 5.4 или 6.4 от концевого няключателя 5.6 или 6.6 и его размыкание. Лампа 10 загорается.

При дальнейшем перемещении золот ника воздухораспределителя 4 воздух

30 последовательно подается .в промежуточные каналы, пока .,не поступает в канал r или а. При этом появляется сигнал на выходе преобразователя 6 или 5, который поступает.на прямой

35 вход логического элемента И 31 или

30, и при отсутствии сигнала на инверсном входе этого элемента (концевой выключатель 5.6 преобразователя 5 или 6.6 преобразователя б ра40 зомкнут), с выхода элемента И 31 или

30 сигнал заставляет вновь погаснуть лампу 10 и поступает на второй вход соответсТвенно элемента И 22 или 23.

Сигнал с выхода элемен:а И 22 или 23поступает соответственно на вход элемента 24 или 25 памяти и на реле

26 или 27 времени, которое подает сигнал на вход сбрбса элемента 20 или 21 памяти, после того, как сигнал запомнится элементом 24 или 25 памяти. С выхода элемента 24 и 25 сигнал. поступает соответственно на . вход элемента И 28 или 29. После того, как на второй вход элемента И

28 или 29 придет повторный сигнал соответственно от преобразователя 5 или 6, сигнализирующий о завершении процесса проворачивания вала двигателя, соответственно .на выходе зле ьента И 28 или 29 появляется сигнал, 60 поступающий через элемент ИЛИ 11 .на вход элемента 12 памяти, выход которого связан с устройством 13, сигнализирующим о завершении процесса лроворачивания, с выходами сброса элементов 24 и 25 памяти и.через

966275 логический элемент ИЛИ 19 — co входэм сброса элемента 15 памяти.

Ко второму входу элемента ИЛИ 19 подключена кнопка 18 подачи команды на прекращение процесса проворачивания и вход сброса элемента 12 памяти. Если за заданное время проворачивание не произошло, на выходе рель 16 времени загорается сигналиэирующее об этом устройство 17.

В случае заедания штока упругого элемента одного из пневмоэлектрических преобразователей поступающие от .концевых выключателей сигналы не проходят поочередно на устройства счета импульсов и по истечении .выдержки времени, определяемой уставкой ре- ле 16 времени, последнее выдает сигнал на устройство 17> сигнализируя о запрещении дальнейшей раскрутки двигателя ° 20

Использование системы позволяет улучшить безопасность пневматического . запуска двигателя внутреннего сгорания и повысить достоверность информации, 25 предъявляемой оператору, полностью исключая возможность выхода двигателя из строя вследствие гидравлического удара.

Формула изобретения

1. Система пневматического запуска .двигателя вутреннего сгорания по авт. св. 9 781385, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности пневматического запуска двигателя, электрическое соединение концевого выключателя каждого пневмоэлектрического преобразователя с устройствами счета импульсов дополнительно снабжено выключателем с управляющим звеном, подключенным к концевому выключателю другого- пневмоэлектрического преобразователя.

2. Система по п. l, о т л и ч аю щ а я с я тем, что выключатель с управляющим звеном выполнен в виде логического элемента И с прямьм и инверсным вкодамн и выходом, причем к прямому входу подключен концевой выключатель,одного.пневмоэлектрического преобразователя, к инверсному— кольцевой выключатель другого пиевмоэлектрического преобразователя, а; выход через логические) элементы.Йк сигнальному устройству.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 781385, кл. F 02 Я 9/04, 1979.

9бб275

E исв еЫовевщ Ig

Составитель В. Иценко

Редактор H. Швыдкая Техред М.Рейвес Корректор A. Ференц

Заказ 7804/46

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4 ф ф ф ъ

Тираж 552 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений.и .открытий

113035, Москва,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 < @АУ, Уф

4йЗУфРр

Э,у

Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания Система пневматического запуска двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием

Изобретение относится к области двигателестроения и может найти применение в конструкциях двигателей, содержащих топливную систему с топливным насосом высокого давления и систему воздушного пуска

Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано для обеспечения сжатым воздухом устройств и механизмов автомобиля

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и может быть применено для запуска двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в частности дизельных двигателей

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для запуска дизельного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателя

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх