Цепной вариатор скорости

 

Союз Советских

Соцнапнстнческнх

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву-(22) Заявлено 9. 07. 78 (2! ) 2646008/25-28 (53 ) М. Кл. с присоединением заявки М

F 16 Н 9/24

Ркударетекниый канитет

СССР по делен изобретений . и открытий (23)ПриоритетОпубликовано 15.11 82 ° Бюллетень М 42 (53) УДК 621.855 (088. 8) Дата опубликования описания 1 . 1 1. 82

И. И. Рубинштейн, И. Я. Сирота, Л. С. Бойко, Jl.Ê.Âàñèëåâñêèé, У.А.Вальцис, Д.Л.Вульфсон, И.В.Соколовский, Б.И.Бяльский,B.Г.Лукьянов, Н.И.Бойко, Ю.И.Кобус,A.И.Стадник, Б.Ф. Суховий и С.И.Костюк (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский и проектноконструкторский институт редукторострое Втя(54) ЦЕПНОЙ. ВАРИАТОР СКОРОСТИ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесступенчатым регулируемым передачам с гибкой связью работающим зацеплением.

Известен цепной вариатор скорости, содержащий два ведущйх и два ведомых конических,рифленых: конических диска, установленных на параллельных валах, и охватывающую дис ки пластинчатую цепь опорные регу:лирующие. рычаги с шарнирами, механизм изменения скорости и устройство для натяжения цепи, включающее опорное звено, расположенное между валами и несущее на концах гайки (1).

Недостатками известного вариатора. являются ограниченный диапазон регулирования,,невысокие передаваемая мощность, надежность и долговечность работы.

Цель изобретения - расширение диапазона регулирования, повышение передаваемой мощности, надежности и долговечности работы вариатора.

Поставленная цель достигается тем, что опорное звено выполнено в виде прямоугольной рамки с двумя резьбовыми хвостовиками, малые стороны которой перпендикулярны плоскости, проходящей через оси валов, а большие в поперечном сечении представляют собой трапеции, меньшие основания которых направлены навстречу друг другу.

На каждой .гайке резьбового хвостовика расположена прижимная стойка, фиксирующая от проворота опорное звено, установленное с возможностью осевого перемещения.

Кроме того, вариатор снабжен механизмом автоматической поднатяжки цепи, выполненный из взаимно расклинивающихся двух полумуфт, между взаимодействующими поверхностями которых размещены тела качения. Одна иэ

97397 полумуфт установлена на гайке с возможностью относительного проворота, а другая - на гайке с возможностью осевого перемещения и оперта на прижимную стойку. Вариатор снабжен кольцом — храповиком, взаимодействующим с прижимной стойкой с возможностью фиксации относительно нее, и пружиной, соединяющей кольцо-храповик с полумуфтой, установленной на гайке 10 с воэможностью относительного проворота. !(ольцо-храповик фиксируется упором, осью качания которого является один из шарниров опорного регулирующего рычага. 15

На фиг. 1 представлена схема пре-. длагаемого вариатора; на фиг. 2 — механизм автоматической поднатяжки цепи.

Вариатор (фиг. 1) состоит из двух ведущих 1 и 2 и двух ведомых 3 и 4 2о конических рифленых дисков, установленных на параллельных валах 5 и 6.

Пластинчатая цепь 7 охватывает диски 1 и 2, 3 и 4, которые в осевом направлении опираются шарнирно на ре- 25 гулирующие рычаги 8 и 9. Вариатор имеет также механизм 10 изменения скорости и устройство для натяжения цепи включающее опорное звено 11, выполненное в виде прямоугольной рамки с уц гайками 12 и 13, на которых установлены прижимные стойки 14 и 15, шарнир. но соединенные с соответствующими регулирующими рычагами 8 и 9. формула изобретения

1. Цепной вариатор скорости, содержащий .два ведущих и два ведомых конических рифленых диска, установленных на параллельных валах, и охватывающую диски пластинчатую цепь, опорные регулирующие рычаги с шарнирами, механизм изменения скорости и устройство для натяжения цепи, включающее опорное звено, расположенное между валами и несущее на концах гайки, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения диапазона, регулирования, повышения передаваемой мощности, надежности д

Устройство для натяжения цепи снабжено механизмом автоматической ее под-. натяжки, расположенным по обе стороны цепи. Этот механизм (фиг.2) состоит из двух полумуфт 16 и 17, между которыми размещены тела качения

18. Одна полумуфта 17 установлена на гайке 12 и имеет возможность относительного проворота, а другая полу-муфта 16, установленная на той же гайке 12 имеет возможность осевого перемещения.

Ю

Полумуфта 16 опирается на прижимную стойку 14. Последняя имеет паз

19, фиксирующий опорное звено 11 от проворота. Полумуфта 17 посредством пружины 20 соединена с кольцом-хра.повиком 21, которое взаимодействует с прижимной стойкой 14 и может быть зафиксировано относительно нее посредством упора 22, установленного„ как на оси, на одном из шарниров опорного регулирующего рычага 8.

Вариатор работает следующим образом.

Вращение от ведущего вала 5 (фиг.1) передается ведущим дискам 1 и 2 и посредством цепи 7 соответственно на ведомые диски 3 и 4 и вал 5.

Регулирование вариатора достигается одновременным попарным взаимосвязанным осевым перемещением дисков 1 и 2, 3 и 4, осуществляемым с помощью механизма 10 изменения скорости и регулирующих рычагов 8 и 9. Более широкий, чем обычно, диапазон регулирования достигается тем, что опорное звено 11 выполнено Ь виде, рамки. Благодаря этому создается возможность увеличить:диаметр дисков до величины межосевого расстояния.

В процессе работы вариатора осуществляется автоматическая поднатяжка цепи.

По мере износа или вытяжки цепи осевые усилия, действующие со стороны цепи на диски на холостом ходу, уменьшаются. В результате пружина 20 човорачивая полумуфту 17 через тела качения 18, стремится переместить в осевом направлении по гайке 12 полумуфту 16, которая соответственно перемещает стойку 14 до тех пор, пока осевое усилие прижатия дисков на холостом ходу не достигает требуемой величины, обеспечивающей нормальное натяжение цепи.

При этом стойка 14 имеет постоянно жесткий подпор со стороны полумуфт. Такая конструкция вариатора позволяет повысить передаваемую мощность, расширить диапазон регулирования, повысить надежность и долговечность работы.

973975 долговечности работы, опорное эве но выполнено в виде прямоугольной рамки с двумя резьбовыми хвостовиками, малые стороны которой перпендикулярны плоскости, проходящей че- 5 рез оси валов, а большие в поперечном сечении представляют собой трапецию, меньшие основания которых направлены навстречу друг другу.

2. Цепной вариатор по и. l, о т л и ч а ю шийся тем, что на каждой гайке резьбового хвостовика расположена прижимная стойка, фиксирующая от проворота опорное звено, установленное с .возможностью осевого перемещения.

3. Цепной вариатор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен механизмом автоматической поднатяжки, цепи, выполненным из 20 взаимно расклинивающихся двух полумуфт, между взаимодействующими поверхностями которых размещены тела качения, одна из полумуфт установлена на гайке с воэможностью относительного проворота, а другая - на гайке с возможностью осевого перемещения и оперта на прижимную стойКу .

4. Цепной вариатор по пп.1-3, о тл и ч а ю шийся тем, что он снаб жен кольцом-храповиком, взаимодействующим с прижимной стойкой с воэможностью фиксации относительно нее, и пружиной, соединяющей, кольцо-храповик с полумуфтой, установленной на гайке с возможностью относительного проворота.

5. Цепной вариатор по пп.1-4 о т л и ч а ю щ и " с я тем, что он снабжен упором, фиксирующим кольцо-храповик, осью качания которого является один иэ шарниров опорного регулирующего рычага.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ и 1650868, кл. F 16 Н 9/12, 1975 (прототип).

17

12

Ф иг.2

Составитель Г. Кузнецова

Редактор А.Химчук Техред M Tenep Корректор А.Ференц

Заказ 8658/47 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Цепной вариатор скорости Цепной вариатор скорости Цепной вариатор скорости Цепной вариатор скорости Цепной вариатор скорости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, трансформирующих или передающих крутящий момент или скорость

Вариатор // 2110716
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах бесступенчатого регулирования оборотов ведомого вала

Изобретение относится к машиностроению и используется для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным звеньями механизма

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам с гибким тяговым органом, и может быть использовано в механических передачах с изменяемым передаточным числом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам передач с бесступенчатым изменением передаточного числа, применяемым в транспортных средствах

Изобретение относится к коробкам передач для изменения крутящего момента по величине и направлению

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в качестве регулируемого привода для различных машин и механизмов, в том числе и трансмиссий транспортных средств

Изобретение относится к механике и может найти применение в различных машинах для изменения скорости вращения ведомого вала
Наверх