Устройство для упрочнения зубчатых колес

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»975161 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06. 05. 81 (21) 3287904/25-27 с присоединением заявки Йо— (23) Приоритет—

Опубликовано 211182. Бюллетень Мо 43

Дата опубликования описания 23. 11.82

151) М. Кл. з

В 21 Н 5/00

Государственный комитет

СССР по дедам изобретений и открытий

РЗ) УДК 6 21. 9 2 3.

° 77(088.8) В.С. Гуревич, Ю.Д. Харитонов, П.Ф. Богучарский .

В.И. Сысолятин, Л. П.Давыдов, В.И. Врагов и А.И.Рагрин

Ростовский-на-ДонУ ордена Трудового KpacBor Энамени государственный университет и Донецкий экскЬдйд орййй: завод (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧА1ЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при упрочняющей обработке зубчатых колес. 5

Известно устройство для упрочнения зубчатых колес, включающее узел крепления и перемещения упрочняемого колеса и узел крепления упрочняющего инст,румента, содержащий основной деформирующий ролик (1).

Эффективность упрочняющей обработ ки зубьев колес пластическим деформи- рованием металла изгибом в направлении основной рабочей нагрузки снижается иэ-за невысокой точности распо ложения обработанных зубьев, вызван« ной отсутствием регулирования перемещения зубьев в процессе упрочнения.

Известно устройство для упрочнения зубчатых колес, содержащее оправку для крепления и перемещения обрабатываемого зубчатого колеса и корпус с размещенными на осях деформирующим и двумя вспомогательными роликами, установленными с возможностью их взаимодействия с зубьями обрабатываемого колеса 2 3, В этой установке вспомогательные ролики ограничивают деформационное перемещение упрочняемого зуба и повышают точность обработки зубчатых колес, имеющих четное число зубьев. В этом случае обработка прбизводится через одну впадину. Если же деформи.ровать зубья роликом иэ впадин, расположенных подряд, чего нельзя избежать при нечетном числе зубьев, то при обработке последней и промежуточных впадин потребуются вспомогательные ролики, именицие различные геометрические размеры. Это обстоятельство не учтено в известных установках, поэтому снижается эффективность упрочняющей обработки зубьев, включающей пластическое деформирование металла изгибом в направлении основной рабочей нагрузки, при нечетном числе зубьев колес из-за низкой точности расположения последнего упрочнякщего зуба. Для устранения указанного дефекта в случае применения известных установок требуется введение дополнительной операции по калибровке расположения зубьев.Кроме того, вспомогательные ролики должны быть установлены весьма точно по отношению к основному деформирующему ролику, что усложняет технологию изготовления установки.

975161

Целью изобретения является повышение качества упрочняющей обработки зубьев колес, упрощение наладки.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для упрочнения зубчатых колес, содержащее оправку для крепления и перемещения обраба, тываемого зубчатого колеса и корпус с размещенными на осях деформирующими двумя вспомогательными роликами, установленными с возможностью их взаимодействия с зубьями обрабатываемого колеса, снабжено выполненными в корпусе направляющими с полэунами, установленными с возможностью перемещения в направлении оси обрабатываемого зубчатого колеса и ме/ ханизмом перемещения упомянутых пол- зунов, при этом на последних размещены вспомогательные ролики, механизм перемещения ползунов выполнен в виде самотормоэящихся клиньев, 20 снабженных регулируемыми упорами, а вспомогательные ролики установлены на осях с возможностью свободного перемещения вдоль последних.

На фиг. 1 представлен узел крепления упрочняющего инструмента на фиг. 2 — вид A на фиг.1.

Установка для упрочнения зубчатых колес включает оправку 1 крепления и.перемещения упрочняемого колеса 2 и узел 3 крепления упрочняющего инструмента. Узел 3 содержит основной деформирующий ролик 4 и установленные в ползунах 5 вспомогательные ролики б и 7, воздействующие на 35 зубья 8 и 9, соседние с упрочняемыми зубьями 9 и 10 ° Узел 3 крепления упрочняющего инструмента 4-6 снабжен направляющими 11, в которых в ползунах 5 вспомогательные ролики б и 7 4р перемещаются относительно основного деформирующего ролика 4 в направлении оси 0 упрочняемого колеса 2.узел

3 снабжен также устройством для перемещения и фиксации вспомогательных 45 роликов 6 и 7 в двух положениях., которое выполнено в виде самотормозящихся клйньев 12, снабженных регулируемыми упорами 13. Вспомогательные ролики б и 7 установлены с возможностью их свободного перемещения вдоль собственной оси 14.

В процессе упрочнения деформирующий ролик 4 изгибает зубья 9 и 10.

Деформация зубьев 9 и 10 бграничиВается вспомогательными роликами б

Э 7, которые перемещаются вдоль собственной оси до тех пор, пока они не упрутся в зубья 7 и 8. Радиальная. составляющая сил, получающаяся в.результате воздействия вспомогательных ® роликов б и 7 на зубья, уравновешивается реакцией клиньев .12 на узел

3. При упрочнении всех зубьев, кроме последнего, вспомогательный ролик 6 зафиксирован клиньями 12 в положе-, 5 нии, при котором он расположен ближе к оси 0 упрочняемого колеса 2, чем вспомогательный ролик 7, зафиксированный во втором положении. Эти поло- . жения достигаются установкой регулируемых упоров 13, благодаря которым имеется воэможность также компенсировать неточности изготовления инструмента и узла 3. Вспомогательный ролик б фиксирует зуб 9 в номинальном положении, а ролик 7 не препятствует заданной пластической деформации зуба 10. При этом достигается идентичность расположения всех упрочняемых зубьев. Далее происходит поворот колеса на один зуб, и аналогично деформируют в одну сторону зуб 8 и возвращают в номинальное положение зуб 10, а затем поочередно обрабатывают все зубья, кроме, последнего зуба. После поворота каолеса на 360 зуб 9 будет отогнут в одну сторону от номинального положения. Для его возвращения второй раз производят ! обработку впадины между зубьями 9 и

10, но перед этим по сигналу от счетчика циклов упрочнения клин 12 передвигают (например, соленоидом) во второе положение, фиксируемое вторым регулируемым упором 13. При этом клин перемещает вспомогательный ролик 7 в направляющих 11 относительно основного деформирующего ролика 4 в направлении оси О упрочняемого колеса 2 и фиксирует его во втором положении, аналогичном положению вспомогательного ролика б.

Использование устройства пОвышает эффективность упрочняющей обработки зубьев колес, включающей пластическое деформирование металла изгибом в направлении основной рабочей нагрузки. Вспомогательные ролики, воздействуя на соседние с упрочняемыми зубья, обеспечивают идентичность деформации всех зубьев и возвращение их в номинальное положение, компенсируют отклонение прилагаемой к основному деформирующему ролику нагрузки и различие податливости. зубьев. Благодаря возможности перемещения вспомогательных роликов вдоль собственной оси и в направлении оси упрочняемого колеса, фиксация их в двух положениях учитываются особенности обработки первой, промежуточных и последней впадин при любом числе зубьев колеса. При этом используются ролики, имеющие одинаковые геометрические размеры. Отпадает необходимость в дополнительной операции по калибровке расположения ! зубьев. Упрочняется технология изготовления установки за счет снижения требований к точности установки вспомогательных роликов.

Технико-зкономический эффект по сравнению с обработкой на известной установке достигается за счет повы975161

Формула изобретения

В

T шения точности расположения последйего упрочняемого зуба при любом числе зубьев колеса, стабилизации процесса упрочнения и устранения дополнительной операции по калибровке расположения зубьев.

1. Устройство для упрочнения зуб- !4 чатых колес, содержащее оправку для креиления и перемещения обрабатываемого зубчатого колеса и корпус с размещенными на осях деформирующими и двумя вспомогательными роликами, 15 установленными с возможностью их взаимодействия с зубьями обрабатываемого колеса, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения качества обработки, оно снабжено вы- 20 полненными в корпусе направляющими с ползунами, установленными с возФилиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4 можностью перемещения в направлении оси обрабатываемого зубчатого колеса, и механизмом перемещения укаэанных ползунов, при этом на последних размещены вспомогательные ролики.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что механизм перемещения ползунов выполнен в виде самотормоэящихся клиньев, снабженных регулируемыми упорами.

3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью упрощения наладки, вспомогательные ролики установлены на осях с возможностью свободного перемещения вдоль последних.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 543502, кл. В 21 Н 5/00, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3215145/25-27, кл. В 21 Н 5/00, 05.12.80,(прототип) .

Устройство для упрочнения зубчатых колес Устройство для упрочнения зубчатых колес Устройство для упрочнения зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано на ремонтных предприятиях при накатке внутренних зубчатых профилей в трубчатых деталях, в частности, при их восстановлении

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления и восстановления накаткой зубчатых колес с внутренними зубьями в ремонтном производстве
Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при холодном накатывании зубчатых профилей

Изобретение относится к области изготовления деталей типа дисков, в частности конических зубчатых колес, пластическим деформированием и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к способу для упрочняющего накатывания нагружаемой вдоль оси нагрузки детали в проходящей примерно перпендикулярно оси нагрузки канавке, которая имеет минимальный радиус кривизны, который должен определяться в параллельном оси нагрузки поперечном сечении

Изобретение относится к металлообработке, отделочно-упрочняющей обработке крупномодульных зубчатых колес, например, тяговых редукторов подвижного состава

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в разных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления деталей методом пластического деформирования, а именно к способам импульсного холодного накатывания эвольвентных зубьев колес методом огибания с дискретной подачей инструмента на один оборот заготовки, и может быть использовано для получения заготовок зубчатых колес с малым припуском преимущественно с зубьями криволинейной формы

Изобретение относится к металлообработке поверхностно-пластическим деформированием и может быть использовано для накатывания шлицевых и зубчатых профилей на валах
Наверх