Прямозубая цилиндрическая передача
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
«»977871 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.07.79 (2i)2796862/25-28 сприсоединениемзаявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 3011,82, Бюллетень Мо44
Дата опубликования описания 30.11.82 (51) M Кг з
F 16 H 1/04
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 833 (088. 8) (72) Автор. изобретения
В.Л.Дорофеев (71) Заявитель (54) ПРЯМОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Иэ обре те ние от но си то я к машино.троению и может быть использовано в механических передачах и других устройствах, передающих вращающий момент между параллельными валами.
Известны зубчатые передачи, содержащие колеса с разделенными на части венцами f1).
НЕдостатками известных передач являются неравномерное распределение нагрузки по высоте зубьев, повышенный шум и вибрация, неравномерный ирнос-профилей зубьев и непостоянство жесткости в процессе пересопряжения зубьев.
Наиболее близкой пб технической сущности к предлагаемой является прямозубая цилиндрическая передача, содержащая колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена ° В этой передаче боковая поверхность занижена вплоть до поверхности выступов зубьев колес а такие ниие активного профи-. ля (2 3.
Недостатком известной передачи является невысокая плавность работы вследствие высокой жесткости эацеппяющихся зубьев.
Цель изобретения — повышение плавности работы передачи.
Указанная цель обеспечивается тем, что в прямоэубой цилиндрической передаче, содержащей колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена, верхний предел занижения ограничен кромкой головок зубьев, а нижний предел занижения ограничен верхней граничной линией однопарного зацепления.
На фиг. 1 показана схема зубчатой передачи с двумя разделенными венцами; на фиг. 2 — то ие, с тремя разделенными венцами.
Прямозубая цилиндрическая передача содержит колеса 1 и 2 с венцами, разделенными на части 3, 4 и 5, 6.
Боковые поверхности зубьев частей
3 и 5 занижены на участках 7 и 8, расположенных на головках зубьев между кромками 9, 10 и предельными линиями 11 и 12 зон однопарного эа цепления.
Работа передачи обеспечивается эа счет подключения венцов, имеющих заниженные боковые поверхности зубьев. в те моменты, когда происходит переэацепление зубьев, и осуществляется следующим образом.
977871
В однопарном зацеплении, когда впереди и позади идущие зубья не зацепляются, нагрузка передается частями 3, 5 и 4, 6 венцов и жесткость зацепления определяется жесткостью четырех зубьев. 5
В тот момент, когда позади идущие зубья входят в зацепление, а впереди идущие зубья еще не вьюпи из зацепления, контактируют части 4 и 6, а части 5 и 3 венцов вследствие нали- )Q чия участков занижения на головках зубьев. не контактируют. В этом поло жении находятся по два зуба на каждой части 4 и 6 венцов и, благодаря этому, жесткость зацепления определяется также жесткостью четырех зубьев.
Для устранения влияния на жесткость зацепления частей 5 и 3, которые в данном положении не контактируют, тело зубчатого колеса выполнено разделенным на отдельные части
3, 5 и 4, 6. Таким образом, в однои двухпарном зацеплении жесткость передачи определяется четырьмя зубьями, благодаря чему повышается плавность работы передачи.
B момент завершения зацепления зубья касаются своими кромками. Кромки зубьев имеют теоретически нулевой, а практически очень малый ра- -ЗО диус кривизны. По этой причине в моменты касания кромок зубьев возникают значительные контактные напряжения, понижающие как прочность самих кромок, так и ножек зубьев, .З5 с которыми они контактируют. Следствием повышенных напряжений является высокий износ кромах. для того, чтобы значительно уменьшить это явление, занит<ения боковых поверхностей зубь- 40 ев выполнены только до линии кромок
9 и 10. В моменты схода зубьев с линии зацепления кромки продолжают контактировать и воспринимать на себя часть нагрузки, благодаря чему 45 уменьшаются удельные контактные напряжения на все кромки .и, следовательно, уменьшается их износ. )Кесткость кромочного э ацепления з начительно меньше жесткости остальных частей зубьев, поэтому дополнительное подключение кромок при передаче нагрузки на равномерность движения не влияет, но износостойкость их значительно улучшается.
Размеры участков 7 и В bio глубине не критичны, но необходимо, чтобы величина занижения была не меньше величины деформации зубьев колес при максимальной нагрузке.
В отдельных случаях целесообразно выполнять не одно, а несколько разделений венцов, например, так, как показано на фиг. 2., что позволяет при бпределенных конструктивных параметрах добиться лучшего распределения нагрузки между венцами.
Предлагаемая передача имеет повышенную плавность работы, что проявляется в отсутствии колебаний колес, обусловленных периодическим изменением жесткости зубьев. Кроме того, при использовании данного изобретения уменьшается уровень шума зубчатой передачи, а также износ зубьев, что позволяет применить для изготовления зубчатых колес более дешевые материалы.
Формула изобретения
Прямоэубая цилиндрическая передача, содержащая колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения плавности работы, верхний предел занижения ограничен кромкой головок зубьев, а нижний предел занижения ограничен верхней граничной линией однопарного зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9401900, кл. F 16 Н 1/04, 1970.
2. Патент Великобритании 9995092, кл. Г 2 g, 1961 (прототип) .
977871 мг.
Фи8. 2
Составитель A.Âåðõoâñêèé
Техред Е.Харитончик Корректор A.Ãðèöåíêo
Редактор A. Ворович
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Эакаэ 9184/51 Тираж 990 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5