Прямозубая цилиндрическая передача

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»977871 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 16.07.79 (2i)2796862/25-28 сприсоединениемзаявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 3011,82, Бюллетень Мо44

Дата опубликования описания 30.11.82 (51) M Кг з

F 16 H 1/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 833 (088. 8) (72) Автор. изобретения

В.Л.Дорофеев (71) Заявитель (54) ПРЯМОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Иэ обре те ние от но си то я к машино.троению и может быть использовано в механических передачах и других устройствах, передающих вращающий момент между параллельными валами.

Известны зубчатые передачи, содержащие колеса с разделенными на части венцами f1).

НЕдостатками известных передач являются неравномерное распределение нагрузки по высоте зубьев, повышенный шум и вибрация, неравномерный ирнос-профилей зубьев и непостоянство жесткости в процессе пересопряжения зубьев.

Наиболее близкой пб технической сущности к предлагаемой является прямозубая цилиндрическая передача, содержащая колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена ° В этой передаче боковая поверхность занижена вплоть до поверхности выступов зубьев колес а такие ниие активного профи-. ля (2 3.

Недостатком известной передачи является невысокая плавность работы вследствие высокой жесткости эацеппяющихся зубьев.

Цель изобретения — повышение плавности работы передачи.

Указанная цель обеспечивается тем, что в прямоэубой цилиндрической передаче, содержащей колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена, верхний предел занижения ограничен кромкой головок зубьев, а нижний предел занижения ограничен верхней граничной линией однопарного зацепления.

На фиг. 1 показана схема зубчатой передачи с двумя разделенными венцами; на фиг. 2 — то ие, с тремя разделенными венцами.

Прямозубая цилиндрическая передача содержит колеса 1 и 2 с венцами, разделенными на части 3, 4 и 5, 6.

Боковые поверхности зубьев частей

3 и 5 занижены на участках 7 и 8, расположенных на головках зубьев между кромками 9, 10 и предельными линиями 11 и 12 зон однопарного эа цепления.

Работа передачи обеспечивается эа счет подключения венцов, имеющих заниженные боковые поверхности зубьев. в те моменты, когда происходит переэацепление зубьев, и осуществляется следующим образом.

977871

В однопарном зацеплении, когда впереди и позади идущие зубья не зацепляются, нагрузка передается частями 3, 5 и 4, 6 венцов и жесткость зацепления определяется жесткостью четырех зубьев. 5

В тот момент, когда позади идущие зубья входят в зацепление, а впереди идущие зубья еще не вьюпи из зацепления, контактируют части 4 и 6, а части 5 и 3 венцов вследствие нали- )Q чия участков занижения на головках зубьев. не контактируют. В этом поло жении находятся по два зуба на каждой части 4 и 6 венцов и, благодаря этому, жесткость зацепления определяется также жесткостью четырех зубьев.

Для устранения влияния на жесткость зацепления частей 5 и 3, которые в данном положении не контактируют, тело зубчатого колеса выполнено разделенным на отдельные части

3, 5 и 4, 6. Таким образом, в однои двухпарном зацеплении жесткость передачи определяется четырьмя зубьями, благодаря чему повышается плавность работы передачи.

B момент завершения зацепления зубья касаются своими кромками. Кромки зубьев имеют теоретически нулевой, а практически очень малый ра- -ЗО диус кривизны. По этой причине в моменты касания кромок зубьев возникают значительные контактные напряжения, понижающие как прочность самих кромок, так и ножек зубьев, .З5 с которыми они контактируют. Следствием повышенных напряжений является высокий износ кромах. для того, чтобы значительно уменьшить это явление, занит<ения боковых поверхностей зубь- 40 ев выполнены только до линии кромок

9 и 10. В моменты схода зубьев с линии зацепления кромки продолжают контактировать и воспринимать на себя часть нагрузки, благодаря чему 45 уменьшаются удельные контактные напряжения на все кромки .и, следовательно, уменьшается их износ. )Кесткость кромочного э ацепления з начительно меньше жесткости остальных частей зубьев, поэтому дополнительное подключение кромок при передаче нагрузки на равномерность движения не влияет, но износостойкость их значительно улучшается.

Размеры участков 7 и В bio глубине не критичны, но необходимо, чтобы величина занижения была не меньше величины деформации зубьев колес при максимальной нагрузке.

В отдельных случаях целесообразно выполнять не одно, а несколько разделений венцов, например, так, как показано на фиг. 2., что позволяет при бпределенных конструктивных параметрах добиться лучшего распределения нагрузки между венцами.

Предлагаемая передача имеет повышенную плавность работы, что проявляется в отсутствии колебаний колес, обусловленных периодическим изменением жесткости зубьев. Кроме того, при использовании данного изобретения уменьшается уровень шума зубчатой передачи, а также износ зубьев, что позволяет применить для изготовления зубчатых колес более дешевые материалы.

Формула изобретения

Прямоэубая цилиндрическая передача, содержащая колеса, часть боковой поверхности зубьев которых по ширине колеса занижена, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения плавности работы, верхний предел занижения ограничен кромкой головок зубьев, а нижний предел занижения ограничен верхней граничной линией однопарного зацепления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9401900, кл. F 16 Н 1/04, 1970.

2. Патент Великобритании 9995092, кл. Г 2 g, 1961 (прототип) .

977871 мг.

Фи8. 2

Составитель A.Âåðõoâñêèé

Техред Е.Харитончик Корректор A.Ãðèöåíêo

Редактор A. Ворович

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эакаэ 9184/51 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Прямозубая цилиндрическая передача Прямозубая цилиндрическая передача Прямозубая цилиндрическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх