Устройство для обучения работе на металлорежущих станках

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслубл

<п982068 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 09Я4Я1 (21) 3271102/18-24 с присоединением эаявкм М(23) Приоритет—

Опубликовано 151282. Бюллетень йо 46

Дата опубликования описания 15. 12. 82 (И1М. Кл.з

G 09 В 19/24

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53}УДК 681.2.071 (088.8 ) (72) Автор изобретения

A.П.Наугольных пермский нефтяной техникум (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ

HA МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ CTAHKAX

Изобретение относится к трена— жерам для обучения пользования рабочим инструментом и может быть ис пользовано для обучения навыкам управления металлорежущим станком.

Известно устройство, предназначенное для обучения работе на металлорежущих станках и содержащее объект обучения, органы управления, блоки оценки действий и индикации (1 3

Недостатком данного устройства является то, что при обучении у учащихся возникает психологическое напряжение, которое снижает активность нх работы, что значительно уменьшает эффективность обучения.

Известно также устройство, предназначенное для аналогичных целей и содержащее блоки моделирования, управления, индикации, оценки t2 ).

Недостатком указанного устройства является отсутствие информации о характере и величине ошибки, допускаемой обучающимся, что снижает наглядность обучения.

Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок продольного и поперечного перемещения резца, каждый выход которого через блок датчиков перемещения резца и блок моделирования перемещения резца соединен с соответствующими входами блока преобразования и блока моделирования скорости перемещения резца, выходы котОрого через блок имитации сопротивления перемещению резца присоединены к входам блока продольного и поперечного перемещения резца, блок индикации, к первому и второму входу которого подключены выходы блока моделирования перемещения резца, к третьему и четвертомувыходы задатчика профиля, к пятомувыход датчика времени, к шестомувыход счетчика, соединенного с первым выходом блока преобразования, а также блок определения ошибки,первый и второй входы которого соеденены с соответствующими выходами блока моделирования перемещения резца,тре-: тий и четвертый входы — с вторым и третьим выходом блока преобразования соответственно, а первый и второй выходы — с седьмым и ассы им входами блока индикации соответственно (.33

Недостатком данного устройства являются его малые дидактические возможности, так как обучающийся не может корректировать свои управляющие

З0 воздействия из-за отсутствия теку982068 щей информации о их правильности, что ведет к нарушению одного из основных принципов дидактики — принципа сознательности и активности. Так, неправильное воздействие обучающегося на ручку перемещения каретки или ручку перемещения, салазок выявляется только по факту нарушения точности управления, индицируемого блоком индикации.

B момент же воздействия обучающегося на органы управления станка информация10 о правильности этих воздействий отсутствует, поэтому обучающийся не может правильно соизмерить свои управляющие воздействия, его действия неуверенны, напряженны,что снижает 15 сознательность и активность его работы.

Цель изобретения — расширение дидактических воэможностей устройства.

Поставленная цель достигается тем. 20 что н устройство для обучения работе на металлорежущих станках содержащее последовательно включенные блок координатных перемещений рабочего органа, блок датчиков перемещения, блок моделирования перемещения. Рабочего органа, блок моделирования скорости перемещения и блок имитации внешних воздействий, выход которого соединен с первым входом блока координатных перемещений рабочего органа, второй вход которого является входом управляющих воздействий устройства, последовательно соединенные первый функциональный преобразователь, блок определения ошибок и блок индикации, второй и третий входы которого непосредственно подключены к выходам датчика времени и эадатчика форьи перемещений соответственно, а четвертый выход — через счетчик к 40 второму выходу первого функционального преобразователя, выход блока моделирования перемещений рабочего органа соединен с пятым входом блока индикации, входом первого функцио- 45 нального преобразователя и вторым входом блока определения ошибок, введен формирователь сигналов консультативной информации, первый вход которого соединен с выходом блока моделирования скорости перемещения, второй вход - с третьим выходом первого функционального преобразователя, а выход - с шестым входом блока индикации °

При этом формирователь сигналов консультативной информации содержит компаратор и последовательно соединенные делитель напряжения, второй функциональный преобразователь, учел сравнения и ключ, выход которого является выходом формирователя, а второй вход ключа подсоединен к выходу компаратора, входы компаратора и делителя напряжения являются первым входом формирователя, второй вход узла сравнения является вторым входом формирователя.

На фиг. 1 в прямоугольной системе координат XOY изображена векторная диаграмма скоростей резца при положении его вершины в точке В профиля заданной фигуры, где XOY, — прямоугольная система координату П вЂ” профиль заданной фигуры,  — положение вершины резца, .х, у — мгновенные значения соответственно абсциссы и ординаты вершины резца.; Ч, Ч вЂ” расчетные мгновенные скорости перемещения соответственно каретки и салаI зок, Ч вЂ” действительная мгновенная скорость перемещения каретки;, Ч вЂ” расчетная мгновенная скорость перемещения резца, Ч„ - действительная мгновенная скорость перемещения салазок; Ч ; действительная мгноР

I венная скорость перемещения резц

-) I

„oL, Ы вЂ” углы наклона к оси абсцисс соответственно расчетной и действительной мгновенных скоростей перемещения резца; на фиг. 2 — изменение вдоль профиля заданной фигуры угла наклона к оси абсцисс мгновенной скорости перемещения резца, на фиг. 3структурная схема устройства. .Устройство содержит блок 1 координатных перемещений рабочего органа, блок 2 датчиков перемещения, блок 3 моделирования перемещения рабочего органа, функциональный преобразователь 4, блок 5 моделирования скорости перемещения, блок б имитации внешних воздействий, блок 7 индикации, эадатчик 8 формы перемещений, датчик

9 времени, счетчик 10, блок 11 определения ошибок, формирователь 12 сигналов консультативной информации.

Ручка 13 перемещения каретки и ручка 14 перемещения салазок входят в состав блока 1.

Блок 7 предназначен для выдачи обучаемому информации о профиле заданной фигуры, положения вершины резца относительно профиля заданной фигуры, ошибках, допускаемых обучаемым, продолжительности выполнения обучаемым упражнения, а также выдачи обучаемому указаний по правильному управления органами станка.

Блок 7 может быть представлен двухлучевой электронной трубкой 15 и световым табло 16, в качестве которых могут быть приняты соответствующие элементы устройства, описанного в прототипе.

Преобразователь 4 сигналам, поступающим íà его входы с блока 3, вырабатывает сигнал нарушения точности управления и для каждого текущего значения абсциссы вершины резца определяет угол наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца.

982068

С первого выхода преобразователя 4 сигнал нарушения точности упРавления поступает на счетчик 10, с второго и третьего выходов преобразователя 4 сигналы, пропорциональные расчетным значениям координат вершины резца, поступают на третий и четвертый входы блока 11 соответственно, а с четвертого выхода преобразователя 4 сигнал, пропорциональный углу наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца, поступает на третий вход формирователя 12.

Преобразователь 4 состоит иэ функциональных пресбраэователей 17 и 18 и последовательно соединенных между собой функционального преобразователя

19 и узла 20 сравнения. Назначение функциональных преобразователей 17 .и 19 и узла 20 сравнения аналогично соответствующим устройствам, исполь зуемым в прототипе. Функциональный . преобразователь 18 по сигналам, поступающим на его вход с выхода блока

3, определяет для каждого текущего значения абсциссы вершины резца угол наклона к оси абсцисс расчетноймгновенной скорости перемещения резца (фиг. 2). В качестве функционального преобразователя 18 может быть принят функциональный преобразователь, Нспольэуемый в прототипе.

Формирователь 12 состоит из делителя 21 напряжения, первый и второй входы которого соединены с соот зетствующими выходами блока 5, а выход — с входом функционального преобразователя 22, выход которого соединен с первым входом узла 23 сравнения, второй вход которого соединен с четвертым выходом преобразователя

4, а выход — с первым входом ключа

24, выход которого соединен с девятым входом блока 7 индикации, а второй вход — с выходом компаратора 25, два входа которого соединены с соответствующими выходами блока 5 моделирования скорости перемещения резца.

Делитель 21 по сигналам, поступаю щим на его входы с соответствующих выходов блока 5 и пропорциональным действительным скоростям перемещения соответственно каретки Ч„ и салазок Ч„, для каждого текущего значения абсциссы вершины резца определяют тангенс угла наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца.

Функциональный преобразователь

22 по сигналу, поступающему на его вход с делителя 21 и пропорциональному тангенсу угла наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца, опред=ляет угол наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца.

Узел 23 сравнения предназначен для сравнения сигнала, поступавшего на его первый вход с функционального преобразователя 22 и пропорционального углу наклона коси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца, с сигналом, поступающим на его второй вход с функционального преобразователя 18, входящего в состав преобразователя 4 и пропорциональным углу наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца. В случае неравенст- ва угла наклона к оси абсцисс расчетноймгновенной скорости перемещения рез15 ца углу наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца узел 23 выдает сигнал рассогласования на первый вход ключа 24.

Компаратор 25 по сигналам, поступающим на его входы с соответствующих выходов блока 5 и пропорциональным действительным скоростям перемещения каретки Ч„ и салазок v соответственно, выявляет наибольшую из этих скоростей.

Ключ 24 по сигналам, поступающим на его первый вход с выхода узла 23, на второй вход — с выхода компаратоЗО ра 25, вырабатывает на своем выходе сигнал, несущий в себе информацию о необходимости корректировки обучающимся своих управляющих воздействий.

Устройство работает следующим образом.

При включенном питании на экране трубки 1,5, входящей. в состав блока

40 7, формируется иэображение профиля плоской фигуры, заданной формы и светлого пятна, положение которого соответствует положению вершины резца относительно профиля фигуры. Фор45 MHÐOBà»e изобРажения пРофиля заданной фигуры и светлого пятна в предлагаемом устройстве происходит аналогично формированию этих иэображений в устройстве, принятому в качестве пРототипа.

Располагают в прямоугольной системе координат XOV (фиг. 1 ) профиль заданной фигуры и вершину резца так, чтобы перемещение каретки соответствовало перемещению вершины резца вдоль оси Х, а перемещение салазок — перемещению вершины резца вдоль оси V.

При воздействии обучающегося на ,О ручку 13 и ручку 14 напряжения на выходах блока 2 изменяются пропорционально углу поворота ручки 13 перемещения каретки и углу поворота ручки 14 перемещения салазок соответственно. Напряжения с блока 2 пос-. тупают на входы блока 3, где преоб982068 разуются в напряжения, величина которых пропорциональна величине пере» мещения каретки и величине перемещения салазок соответственно, а стало быть текущим значением абсциссы и ординаты вершины резца. Преобразова- 5 тель 4 сигналы перемещения резца преобразует в сигналы с нарушением точности управления, которые передает через счетчик 10 и блок 11 на табло 16, входящее в состав блока 7. 10

Пусть в рассматриваемый момент времени вершина резца находится в точке В профиля заданной фигуры (фиг. 1 ). Этой точке вершины резца соответствует определенный угол наклона К оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца d.

Так как расчетная мгновенная скорость перемещения резца Ы является геометрической суммой расчетных скоростей перемещения каретки Ч и салазок V> поэтому углу наклона к оси абсцисс

Ф расчетной мгновенной скорости перемещения резца oL соответствует определенное соотношение между расчетными мгновенными скоростями перемещения каретки Ч„и салазок V

Пусть также в рассматриваемый

1момент времени от управляющих воздействий обучающегося на органы станка действительная мгновенная 30 ,скорость перемещения кареткиЧ равна расчетному значению этой скорости Vq, а действительная мгновенная скорость перемещения салазок Ч больше расчетного значения этой скорости

Ч ; отсюда действительная мгновенМ ная скорость перемещения резца Ч больше расчетного значения этой скорости Ч, и поэтому угол наклона к оси абсцисс действительной мгновенной 4О, скорости перемещения резца о(" боль-. . ше угла наклона к оси абсцисс расчет- ной мгновенной скорости перемещения резца Ы

Продолжение выполнения упражнения 45 при данных управляющих воздействиях обучающегося на органы станка приводит к отклонению вверх по ординате вершины резца от профиля заданной фигуры, т.е. к нарушению точности вы- 50 полнения управления, так как угол наклона к оси абсцисс. действительной мгновенной скорости перемещения резца больше угла наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца.

Для устранения неправильных управляющих воздействий обучающегося на органы станка, т.е ° для предотвращения нарушения точности управления обучающемуся выдается указанная на уменьшение скорости перемещения салазок.

Выдача обучающемуся указаний, сигнализирующих о его неправильных в данный момент времени управляющих воздействиях и показывающих пути их исправления, является одним из основных методических требований, предъявляеьых к тренажеру.

Функциональный преобразователь 18 по сигналам, поступающим на его вход с выхода блока 3 для мгновенного значения абсциссы вершин резца х определяет угол наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца 0(. Делитель 21 по сигналам, поступающим íà его входы с соответствующих выходов блока 5 и пропорциональным действительным скоростям перемещения соответственно. каретки х и салазок Y, для мгновенного значения абсциссы вершины резца х определяет тангенс угла наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца. Функциональный преобразователь 22 по сигналу, поступающему íà его вход с делителя 21 и пропорционального тангенсу угла наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца, определяет угол наклона к оси абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца eL . Узел 23 сравнения сигнал, по-. ступающий на его первый вход с функционального преобразователя 22 и пропорциональный углу наклона к оси абсцисс действительной мгновенной ско1рости перемещения резца, сравнивает, с сигналом, поступающим Hà его вто, рой вход с функционального преобразователя 18 и пропорциональным углу наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца.

Так как в рассматриваемом примере угол наклона к оси абсцисс действительной скорости перемещения резца больше угла наклона к оси абсцисс расчетной мгновенной скорости перемещения резца, то узел 23 сравнения выдает сигнал этого рассогласования на первый вход ключа 24. Одновременно с этим компаратор 25 по сигналам, поступающим íà его входы с соответствующих выходов блока 5 про. порциональным действительным значениям скоростей перемещения каретки

Ч и салазок Ч „, соответственно, выявляет наибольшую из этих двух скоростей — действительную скорость перемещения салазок Ч 1 и в соответствии с этим выдает сигнал на второй вход ключа 24. Ключ 24 по сигналам, поступающим íà его первый вход с выхода узла 23 сравнения и на второй вход с выхода компаратора

25, вырабатывает на своем выходе сигнал, несущий в себе информацию.о необходимости уменьшения обучающимся скорости перемещения салазок. Этот сигнал с выхода ключа 24 поступает на .вход табло 16, в результате чего ,на нем индицируется указание о необ

982068

10 ходимости уменьшения обучающимся скорости перемещения салазок.

Следуя этим указаниям, обучающийся уменьшает скорость перемещения салазок до исчезновения этого указания на табло 16 ° В момент равенства 1 действительной скорости перемещения салазок ее расчетному значению угол наклона к осН абсцисс действительной мгновенной скорости перемещения резца равен углу наклона к оси абсцисс )0 расчетной мгновенной скорости перемещения разца 4 . Это равенство приводит к исчезновению сигнала на выходе узла 23 сравнения, вследствии чего закрывается ключ 24 и исчезает индицируемое табло 16 указание— подсказка по управлению органами станка.

Таким образом, своевременное ука зание обучающемуся о его неправильных в данный момент времени управляющих воздействиях и о пути их исправления позволяет обучающемуся правильно соизмерить свои воздействия по управлению станком и тем самым избежать нарушения точности управления станком.

Аналогично работает устройство при превышении скорости перемещения каретки ее расчетного значения.

Использование предлагаемого тренажера позволяет приобрести навыки управления металлорежущим станком значительно быстрее и более высокого качества.

35 формула изобретения

1. Устройство для обучения работе на металлорежущих станках, содержащее последовательно включенные блок координатных перемещений рабочего ор-40 гана, блок датчиков перемещения, блок моделирования перемещения рабочего органа, блок моделирования скорости перемещения и блок имитации внешних воздействий, вы- 45 . ход которого соединен с первым входом блока координатных перемещений рабочего органа, второй вход которого является входом управляющих воздействий устройства, последовательно соединенные первый функциональный преобразователь, блок определения ошибок и блок индикации, второй и третий входы которого непосредственно подключены к выходам датчика времени и задатчика формы перемещений соответственно, а четвертый выход — через счетчик к второму выходу первого функционального преобразователя, выход блока моделирования перемещений рабочего органа соединен с пятым входом блока индикации, входом первого функционального преобразователя и вторым входом блока определения ошибок, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит формирователь сигналов консультативной информации, первый вход которого соединен с выходом блока

° моделирования скорости перемещения, второй вход — с третьим выходом пер» вого функционального преобразователя, а выход — с шестым входом блока индикации.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ra rg e e c я тем, что в нем формирователь сигналов консультативной информации содержит компаратор и последовательно соединенные делитель напряжения, второй функциональный преобразователь, узел сравнения и ключ, выход которого является выходом формирователя, а второй вход ключа подсоединен к выходу компаратора, входы компаратора и делителя напряжения являются первым входом формирователя, второй вход узла сравнения является вторым входом формирователя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2804796/28-12, кл. G 09 В 19/24, 1979.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2806085/28-12, кл. G 09 В 19/24, 1979 °

3. Авторское свидетелЬство СССР по заявке 9 2952533/28-12, кл. G 09 В 19/24, 1980 (прототип ).

982068

Составитель A.Карлов

Редактор Е.Лазуренко Техред H.Ãàéäó

Корректор Н Король

Заказ 9719/72 Тираж.472 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035; Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках Устройство для обучения работе на металлорежущих станках 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в качестве учебной установки, предназначенной для развития навыков конструирования при рабочем проектировании, в частности для обучения критериально-обоснованному выбору геометрических параметров деталей, грамотному и осмысленному оформлению рабочей документации

Изобретение относится к средствам обучения и контроля и может быть использовано как дидактическое средство обучения приемам опиливания на занятиях в образовательных учреждениях

Изобретение относится к области педагогики как дидактическое средство по предмету «Технология» в образовательных учреждениях для формирования начальных умений пользования инструментом, в нашем случае молотком

Изобретение относится к дидактическим средствам обучения начальным приемам и навыкам ручной электродуговой сварки

Изобретение относится к учебным устройствам и позволяет моделировать реальные условия выполнения регулировочных работ клапанного механизма, необходимых для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к учебным устройствам, и позволяет моделировать реальные условия выполнения работы по укладке коленчатого вала, необходимые для подготовки специалистов по ремонту и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к тренажерам, используемым при подготовке специалистов по аварийно-спасательным и другим работам в той части, когда от них требуется уверенная, быстрая и точная работа ломом, киркой и другим механическим инструментом, а также к проверке указанных навыков

Изобретение относится к тренажеру для обучения сварщика ручной дуговой сварке плавящимся и неплавящимся электродом

Изобретение относится к способу определения параметров движения сварочной дуги при тренаже или тестировании сварщика на дуговых тренажерных системах
Наверх